Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В- четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Что такое «Малый бизнес». Его сущность и роль в экономике …………..3
2. Правовые основы деятельности малых предприятий: создание, государственная регистрация и ликвидация …………………………………..5
3. Проблемы развития малого бизнеса в России………………………………7
4 .Государственная поддержка малого предпринимательства……………….9
5 .Фонды поддержки малого предпринимательства…………………………11
6. Особенности налогообложения малого предпринимательства…………..14
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 46.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

       по микроэномике    

 

Тема:  Малые  предприятия и их роль в экономике

 

 

 

 

 

                          

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                            Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Что такое «Малый  бизнес». Его сущность и роль  в экономике …………..3

2. Правовые основы деятельности  малых предприятий: создание, государственная регистрация и ликвидация …………………………………..5

3. Проблемы развития малого бизнеса в России………………………………7

4 .Государственная поддержка малого предпринимательства……………….9

5 .Фонды поддержки малого предпринимательства…………………………11

6. Особенности налогообложения малого предпринимательства…………..14

Заключение……………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях нестабильной экономической  политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое  распространение получает малый  бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется  тем, что он более мобилен и  легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой  так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс  внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Экономически это выгодно, потому что появление большого числа  фирм приведет к созданию новых рабочих  мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И  одним из самых главных преимуществ  является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно  ведет к появлению конкуренции  на отечественном рынке, чего так  не хватало экономике России на последних  этапах развития.

В этом я вижу актуальность избранной мною темы.

Для глубокого раскрытия  роли малых предприятий в экономике  были выделены следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовые аспекты деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию, ликвидацию и управление малыми предприятиями; проблемы и перспектива развития малого бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий в России, их поддержка со стороны государства и особенности их налогообложения.

Развитие мелкого предпринимательства  необходимо потому, сто они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают

Значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономике в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6 % всей продукции в обрабатывающей

Промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Что такое «Малый бизнес». Его сущность и роль в  экономике.

«Малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

-         численность персонала;

-         размер уставного капитала;

-         величина активов;

-         объем оборота (прибыли, дохода).

Он обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В- четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия  играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость  и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная  статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по несколько десятков  мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых предприятий  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников (сырья) и обеспечивает при  этом большую занятость. Они увеличивают  размеры поступлений в муниципальные  бюджеты, стимулируют НТП, выполняют  другие важные для хозяйства функции.

Правовые основы деятельности малых предприятий: создание, государственная регистрация и  ликвидация.

Малый бизнес в России как  самостоятельное социально-экономическое  явление существует уже более 10 лет. Действующие законодательные и  нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых  предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Ниже приведены некоторые законы и постановления правительства направленные на поддержание и регулирование процессов связанных с формированием малого бизнеса.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20 июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Данным законом определены основные понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства, статус предпринимателя, формы предпринимательской  деятельности.

Так, постановлением Правительства  Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были определены критерии отнесения предприятий  к категориям малых, предусмотрена  возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление  об образовании фонда поддержки  предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был  переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

 

Предприятие может быть создано  либо по решению собственника имущества  или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.

Учредительными документами  предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с трудовым коллективом.

Решение о регистрации или отказ  в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в  месячный срок с момента подачи необходимых  для этого документов, договора учредителей  и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться в виде его  ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом.

Закон РСФСР о предприятиях и  предпринимательской деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство.

Проблемы развития малого бизнеса в России

Многие характерные особенности  становления малого предпринимательства  в России напрямую связаны с основными  проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов 

Основные проблемы частного предпринимательства в России

Порядок значимости по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая  ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнёров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

12

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

13

Недостаток информации, культуры, опыта

14

Кадровые проблемы

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение к предпринимателям


Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют  это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике