Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему я считаю актуальной для Беларуси на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насы-щение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополни-тельных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой националь-ной экономике высокоразвитого и эффективного малого предприниматель-ского сектора.
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Беларуси и за ру-бежом.

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………3
Введение 4
1 Понятия и функции малого бизнеса 6
1.1 Теоретические основы функционирования малого бизнеса 6
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства. 10
2 Малый бизнес в современной рыночной экономике 17
3 Малый бизнес в Республике Беларусь 23
3.1 Анализ состояния малого бизнеса на современном этапе 23
3.2 Проблемы функционирования малого предпринимательства в Беларуси. 27
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь 29
Список используемой литературы 38
Приложение А. Количество субъектов малого предпринимательства – юри-дических лиц, приходящихся на 1000 постоянного населения в трудоспособ-ном возрасте в Беларуси 39
Приложение Б. Структурная схема обеспечения выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства и сравнение ожидаемых и дос-тигнутых результатов 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 125.46 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

     УНИВЕРСИТЕТ» 
 

     Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     По  дисциплине: Микроэкономика

     На  тему: Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь 
 
 
 
 

     Студент

       ФМЭО, 1-й курс, ДАЭ-1                                                                 Соболь Д.Д.  

                                                                                   

     Проверила:  

     Канд. экон. наук,                                                                             Новикова Л.Н.

     профессор                                                                                       

     Минск 2012

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………3

Введение4

1 Понятия и функции малого бизнеса6

1.1 Теоретические  основы функционирования малого  бизнеса6

1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства.10

2 Малый бизнес в современной рыночной экономике17

3 Малый бизнес в Республике Беларусь23

3.1 Анализ состояния  малого бизнеса на современном  этапе23

   3.2 Проблемы функционирования малого предпринимательства в Беларуси.27

   3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь29

Список используемой литературы38

Приложение А. Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, приходящихся на 1000 постоянного населения в трудоспособном возрасте в Беларуси39

Приложение Б. Структурная схема обеспечения выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства и сравнение ожидаемых и достигнутых результатов40 
 

 

     Реферат

     Курсовая  работа: 43 с., 2 табл., 23 источника.

     Объектом  исследования является процесс малого бизнеса в Республике Беларусь.

     Объект ― малый бизнес и его роль в экономике.

     Предмет исследования ― особенности и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

     Цель  работы ― на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей, изучить малый бизнес и его роль в рыночной экономике Республики Беларусь.

     Методы  исследования: системный анализ, синтез, метод экспертных оценок, обобщение, дедукция, индукция.

     Автор работы подтверждает, что приведённый  в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

 

Term paper: 43 pages, 2 tab., 23 sources.

Object of research is process of small business in Republic of Belarus.

Object ― small business and its role in economy.

Object of research ―  features and prospects of development of small business in Republic of Belarus.

The work purpose ― on the basis of references, methodical materials, journal articles to study small business and its role in market economy of Republic of Belarus.

Research methods: system analysis, synthesis, method of expert evaluations, generalization, deduction, induction.

The author of work confirms that the settlement and analytical material given in it correctly and objectively reflects a condition of studied process, and all borrowed of literary and other sources theoretical and methodological provisions and concepts are accompanied by references to their authors.

 

     

     Введение 

     Данную  тему я считаю актуальной для Беларуси на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

     Цель  данной курсовой работы – изучить  в целом роль и перспективы  малого бизнеса, рассмотреть малое  предпринимательство в Беларуси и за рубежом.

     Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть сущность, понятие, функции  малого бизнеса в экономике  государства.

     - раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;

     - проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Беларуси.

     - исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

     Структура курсовой работы состоит из: введения, трёх глав содержательной части, заключения, списка используемой литературы, приложений.

     Возрастание роли малого бизнеса является необходимым  условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.

     В работе использованы труды таких авторов как: Юрков С.А.., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., Костина Е.В., Карпов С.А., Попов В.М.

 

     

     1 Теоретические основы функционирования малого бизнеса. 

     1.1 Понятия и функции малого бизнеса. 

     Современные экономисты практически отождествляют  понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической  жизни, базирующееся на иных принципах  организации дела. [18, с 109]

     Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных  предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [17, с 78-81]

     Малое предпринимательство – с одной  стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при  минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого  капитала, а с другой – сфера  самореализации и самообеспечения  граждан, в пределах прав, предоставленных  Конституцией Республики Беларусь.

     Так предпринимательская  деятельность как малый бизнес —  это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [9, с 148-152]

     Малым бизнесом в Америке по определению  Министерства торговли США считается  производственное предприятие, в котором  заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это  не производственное предприятие, а  торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов [10, с 11].

     Хотя  «лицо» любого развитого государства  составляют крупные предприятия  и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран  с рыночной экономикой являются малые  предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой  жизни.

     Сектор  малого бизнеса наиболее динамично  осваивает новые виды продукции  и рыночные «ниши», способствует приближению  производства товаров и услуг  к потребителю, развивается в  отраслях, непривлекательных для  крупного бизнеса. Важными особенностями  малого предпринимательства являются широкое использование небольших  местных источников сырья, способность  к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют  конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

     Присущие  малому бизнесу гибкость и высокая  приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов  в стране, достижению оптимальной  структуры экономики.

     Так малое предпринимательство —  сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального  продукта государства.

     Анализ  доступных публикаций показывает, что  в развитых рыночных экономиках, и  в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных  комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему  войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

     В целом государства в странах  с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. [6, с 7-8] Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

     Малый бизнес играет в экономике любой  страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической  системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую  часть граждан страны в эту  систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая  высокую эффективность производства путем глубокой специализации и  кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте  национальной экономики.

     Мелкий  бизнес присутствует во всех сферах и  областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с  другими секторами экономики  выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика  малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и  социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует  хорошую адаптацию к внешним  условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей  гибкости и скорости принятия решений  малым предприятиям легче проконтролировать  производственный процесс и быстро переналадить его в связи с  изменениями спроса на рынке. Им присущи  высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

     В настоящее время в создании малых  предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они  поручают мелкому бизнесу вести  отдельные виды производства, устанавливать  тесные связи с рынком, проводить  различные научные разработки.

 

     

     1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства.

     Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма  юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус. 
     По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. 
     Из всех типов предприятий (фирм) наиболее распространены хозяйственные товарищества и общества, поэтому сначала и рассмотрим эти типы. 
Данные формы можно подразделить на: товарищество на вере и полное товарищество.

Информация о работе Малый бизнес