Малый бизнес в России в условиях ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Основные преимущества бизнеса в условиях ВТО.
Факторы развития отечественного малого предпринимательства в контексте вступления России в ВТО.
Анализ последствий вступления в ВТО для различных секторов малого бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО.docx

— 217.51 Кб (Скачать файл)

Малый бизнес в  России в условиях ВТО

Основные преимущества бизнеса в условиях ВТО

Прежде всего, бизнес получает новые возможности в оказании услуг на собственном и внешних  рынках в торговле, индустрии свободного времени, финансовых, юридических, информационных, инновационно-инжиниринговых услугах. То есть рынок для каждого российского предпринимателя потенциально существенно возрастает. При этом бизнес приобретает новые возможности международной правовой защиты своей конкурентоспособности не только от корпоративных конкурентов, но и от недобросовестных действий собственного и иностранных государств.

Федеральная власть теряет свои возможности централизовано планировать  все аспекты пространственного развития РФ. Каждое государство при присоединении к ВТО обязуется под надзором соответствующих независимых международных комиссий ВТО приводить свою политику по росту качества судебной системы и технического регулирования рыночными методами, снижению бюрократического пресса чиновников и непрозрачности регулирования, росту защиты прав собственности, совершенствованию налоговой и таможенной системы. Если государство этого не делает, то оно подвергается экономическим санкциям со стороны других государств — членов ВТО.

Фактически это означает, что ВТО требует перехода на единые стандарты судебных, административных, налоговых и таможенных и иных процедур работы государственных органов  с бизнесом, совместимые с аналогичными стандартами стран с развитой рыночной экономикой. Важным обстоятельством является контроль за деятельностью государственных компаний, за добросовестную конкуренцию которых отвечает государство, точно также, как за работу частных компаний отвечает их менеджмент. Тем самым ВТО распространяет контроль за монопольные действия на рынке и на государственные учреждения и предприятия. Это очень важно для России, поскольку ее государственные компании находятся в выигрышной ситуации по сравнению с частными компаниями, поскольку платят меньшие налоги и таможенные платежи, судебные издержки и часто государство защищает их от любой, даже добросовестной конкуренции.Кроме того, российские предприниматели впервые получают возможность на равных оспаривать в российских и иностранных арбитражных судах решения предпринимателей других стран, в случае нарушения последними справедливой тарифной политики, например при установлении высоких импортных и сертификационных пошлин на определенные виды продукции, что приводит к резкому повышению цен на товары и услуги, то есть к потере их конкурентоспособности.

 

 

Ложка дегтя

Однако многие аналитики  бьют тревогу. Практически каждый из доводов в пользу вступления России в ВТО может быть оспорен ими, и их мнение не лишено оснований.

Польза от открытия внешних  рынков для Российской продукции  является весьма сомнительной. Ведь во-первых, у России заключены договоры о режиме наибольшего благоприятствования с большинством стран-членов ВТО. Во-вторых, поставки сырья, которые на сегодня составляет наибольшую долю отечественного экспорта, лежат за рамками регулирования торговой организацией. И наконец, состояние большинства предприятий остальных отраслей промышленности России не способны составить конкуренцию зарубежным игрокам в силу изношенности оборудования, отсутствия современных технологических решений и культуры бизнеса.

Появление на внутреннем рынке  дешевых зарубежных товаров скорее всего сделает неконкурентной продукцию  многих Российских производителей, сделает  их нерентабельными и приведет к  закрытию или поглощению зарубежными  инвесторами. Поэтому снижение цен на товары для потребителей будет сопровождаться снижением затрат и возможно безработицей.

Наиболее пессимистичные прогнозы предрекают потерю российского  автопрома, легкой промышленности, производства продуктов питания и лекарств, бытовой электроники и так  далее. Как следствие – многомилионная безработица, лавинообразный отток квалифицированной рабочей силы и так далее вплоть до массовых волнений и бунтов. И это уже не ложка, а бочка дегтя.

 

Изучение экспертных мнений о соотношении выгод и издержек от вступления России в ВТО для  развития малого предпринимательства  позволило выделить в совокупности опрошенных две основные группы респондентов, принципиально расходящихся в своих  оценках: чуть более 40% респондентов полагают, что издержки перевесят выгоды, 31,9% опрошенных придерживаются противоположного мнения. О сопоставимости и приблизительной  равнозначности негативных и позитивных последствий заявило 19,8% экспертов. Привлекает внимание распределение  ответов в контексте общей  оценки последствий вступления в  ВТО, которое можно охарактеризовать как бимодальное, хотя априори резонно  было бы предположить, что число  респондентов, нейтрально оценивающих  влияние на малый бизнес, окажется, как минимум, не меньше количества опрошенных, настроенных оптимистично или пессимистично (распределение, приближающееся к нормальному). Свойства наблюдаемого распределения  объясняются, в первую очередь, значительной неоднородностью изученной совокупности и неопределенностью отношения  к вступлению в ВТО (в частности, в связи с развитием малого предпринимательства) в целом. Кроме  того, экспертные оценки в той или  иной мере субъективны, т.е. респонденты  склонны преувеличивать влияние  факторов (как позитивных, так и  негативных), имеющих отношение к  сфере их интересов либо к области  специализации, и недооценивать  значение остальных. Так, 2/3 опрошенных представителей органов государственной  власти указали на преобладание издержек, сопряженных со вступлением в  ВТО, не компенсируемых достижением  соответствующих преимуществ. Возможным  объяснением может послужить  осторожное отношение части представителей органов государственной власти к преобразованиям, направленным на либерализацию международных экономических  отношений, в том числе к расширению международного разделения и кооперации труда, базирующихся на сопоставлении  относительных и абсолютных конкурентных преимуществ. Многие эксперты из научно-исследовательских  и образовательных организаций  и организаций поддержки и  защиты малого предпринимательства (соответственно 41,5% и 54,5%) также предполагают, что  издержки перевесят выгоды, однако доля указавших на их примерное равенство  почти в полтора раза больше, чем  в целом по совокупности. Наиболее оптимистичны в своих оценках  сами представители малого предпринимательства  – 46,7% считают, что малый бизнес выиграет от вступления в ВТО, треть предполагает, что существенных изменений в  их положении не произойдет. Во многом за счет данной части опрошенных распределение  оценок оказалось относительно симметричным. Выявленная неоднозначность позиции  экспертного сообщества свидетельствует  об отсутствии консолидированного мнения относительно последствий вхождения  в ВТО для малого предпринимательства.


 

Большая согласованность  наблюдается в оценках степени  защищенности малого бизнеса по сравнению  со средним и крупным от негативных последствий вступления. Эксперты отмечают относительно высокую подверженность малого предпринимательства негативным последствиям – 37,4% считают, что он менее защищен по сравнению со средним и крупным бизнесом, –  либо общую незащищенность всех субъектов  рынка (30%). При этом распределение  ответов представителей органов, как  и в предыдущем случае, характеризуется  большей асимметрией, чем в среднем  по совокупности: 2/3 прошенных считают, что не защищен ни малый, ни средний, ни крупный бизнес, еще 1/6 заявляет о  слабой защищенности малого предпринимательства. В целом, анализ распределения ответов  по изучаемому вопросу позволяет  судить о преобладании критической  оценки степени защищенности отечественного бизнеса, в том числе малого.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы развития отечественного малого предпринимательства в контексте  вступления России в ВТО

Среди наиболее опасных факторов для развития малого предпринимательства  в контексте вхождения в ВТО  были особо отмечены неэффективная  с точки зрения МП внутренняя экономическая  политика (69,2%), удешевление конкурирующей  импортной продукции за счет понижения  тарифов (57,1%) и отсутствие необходимых  ресурсов у государства для поддержки (защиты) отечественного малого бизнеса  от негативных последствий вступления (50,5%). Меньшие опасения вызывает отсутствие информированности отечественных  предпринимателей о новых условиях хозяйствования, возникающих при  присоединении к ВТО (на существенность данного фактора указало 33% опрошенных), и устранение нетарифных барьеров для  иностранных компаний в секторе  услуг российской экономики (18,7%). Анализ приведенных показателей позволяет  сделать следующие выводы:

  • Наибольшие опасения связываются с неспособностью государства проводить последовательную политику, направленную на поддержку малого бизнеса (в частности, в контексте вступления в ВТО), отсутствием необходимых для этого ресурсов.
  • Основное беспокойство вызывает удешевление импортной продукции в связи с либерализацией тарифной политики; снижение цен на ввозимые товары (услуги) иностранных компаний за счет устранения нетарифных барьеров не представляется столь опасным.

Заметим, что если вторая закономерность в целом согласуется  с логикой теории международных  экономических отношений и в  этом смысле может быть признана объективно отражающей общие закономерности, то первая вытекает из специфичности сложившихся  внутренних обстоятельств. На проблемы, связанные с удешевлением конкурирующей  импортной продукции и как  следствием потерей отечественными производителями конкурентных преимуществ, накладываются специфические негативные факторы, вытекающие из несовершенства государственных механизмов, призванных разрешать эти проблемы, минимизировать возникающие отрицательные эффекты  и поддерживать наиболее уязвимых субъектов  рыночных отношений, в том числе  малый бизнес.

В числе прочих негативных факторов, указанных респондентами, оказались низкая защищенность малого бизнеса перед бюрократией и  наличие высоких административных барьеров. Типологически они близки к группе проблем, вытекающих из общей  неэффективности государственного механизма защиты интересов малого предпринимательства и его поддержки  в связи с присоединением к  ВТО. Были также упомянуты следующие  такие негативные факторы, как отсутствие в России бизнеса как такового и людей, способных бизнес создать (подобная формулировка представляется некорректной и не соответствующей  действительности), и невозможность  субсидирования убыточных отраслей экономики (следует понимать, что  часть инструментов поддержки уязвимых секторов экономики у государства  останется, причем их количество и качественные характеристики зависят от результатов  переговорного процесса).

Распределение ответов внутри групп экспертов, выделенных по организационной  принадлежности и роду деятельности, в целом повторяет общее распределение, рассмотренное выше. Исключение составляют представители организаций поддержки  и защиты малого предпринимательства. Респонденты, относящиеся к этой группе, выделили как самые опасные  те же факторы, что и прочие эксперты, но придали им больший удельный вес: неэффективность внутренней экономической  политики отметили 81,8% опрошенных (по всей совокупности – 69,2%), отсутствие необходимых  ресурсов у государства – 72,7% (50,5%). Почти вдвое больше оказалась  доля указавших на отсутствие информированности  отечественных предпринимателей о  новых условиях хозяйствования – 63,6%.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очевидным представляется тот  факт, что кроме негативных последствий  вступления в ВТО существуют и  положительные моменты, связанные  с оживлением отечественной экономики (в том числе и сектора, обслуживаемого малым бизнесом). Анкетируемым было предложено по пятибалльной шкале оценить  возможность проявления нескольких признанных экспертами наиболее существенными  факторов, оказывающих прямое влияние  на развитие малого предпринимательства  в случае присоединения России к  ВТО. В сгруппированном по уменьшению вероятности виде эти факторы  выглядят следующим образом:

    • расширение кооперации российского малого бизнеса с иностранными производителями по продвижению их продукции на внутрироссийском рынке – 3,42 балла;
    • удешевление импортных ресурсов, оборудования, комплектующих – 3,3 балла;
    • повышение эффективности защиты прав интеллектуальной собственности на интеллектуальном рынке – 3,02 балла;
    • увеличение притока зарубежных инвестиций в сектор малого предпринимательства – 2,8;
    • повышение возможностей доступа субъектов малого предпринимательства к иностранным кредитным ресурсам – 2,47;
    • повышение возможностей доступа на зарубежные рынки – 2,36 балла.

Таким образом, наиболее возможными положительными последствиями признаны расширение международной кооперации и удешевление импортных ресурсов. Подобная оценка перспектив развития отечественного малого бизнеса находит  подтверждение в общей теории внешнеэкономических отношений  и международной торговли. В то же время, повышение возможностей доступа  МП к иностранным кредитам и облегчение выхода со своей продукцией на международный  рынок оценивается наиболее скептически. Это свидетельствует об объективной  неготовности малых предпринимателей на данном этапе воспользоваться  всем спектром открывающихся возможностей и преимуществ.

Среди прочих ответов заслуживают  внимание следующие:

  • повышение возможностей доступа к обслуживанию в иностранных банках и страховых компаниях;
  • окончательная деградация наукоемких отраслей, увеличение доходной части бюджета за счет снижения нефтегазовых барьеров;
  • поглощение российских предприятий иностранными компаниями.

4.1.3. Анализ последствий вступления в ВТО для различных секторов малого бизнеса

 

В силу отраслевой специфики  последствия вступления в ВТО  для малого бизнеса (и негативные, и позитивные) в различных секторах экономики проявляются по-разному. Это касается как качественных, так  и количественных аспектов анализа. В этом смысле секторальный анализ является важной частью исследования, позволяющей получить более полную и достоверную картину реально  существующей ситуации и в соответствии с полученными результатами проводить  обоснованную и целесообразную государственную  политику по поддержке малого предпринимательства, увязывая ее с наиболее эффективным  распределением ограниченных ресурсов (поддерживать не все МП, а в первую очередь, уязвимые отрасли и малых  предпринимателей, более прочих подверженных воздействию негативных факторов). При этом необходимо соизмерять результаты анализа мнений экспертов с положениями  теории международных отношений, выявляя  совпадения и расхождения и так  или иначе интерпретируя последние.

Респондентам предлагалось 13 базовых отраслей российского  малого бизнеса. Из их числа были выделены сектора, для которых последствия  присоединения к ВТО могут  быть наиболее отрицательными и наиболее положительными. Самыми кризисными отраслями, в значительной мере подверженными  воздействию негативных факторов, по экспертным оценкам стали производство товаров народного и промышленного  потребления и сельское хозяйство  – на это указали соответственно 63,6%, 53,4% и 50% опрошенных. Число респондентов, признающих наличие наиболее опасных  факторов развития малого бизнеса в  сфере банковской и страховой  деятельности, на порядок меньше – 27,3% и 22,7%. По прочим отраслям анализируемый  показатель не превышает (или превышает  незначительно, как, например, в оптовой  торговле) 10%. Все эти отрасли (за исключением 5 перечисленных выше) характеризуются  преобладанием экспертных оценок, указывающих  на наличие наиболее положительных  последствий повышения открытости отечественной экономики. Среди  них безусловно лидирует сфера розничной  торговли: 41,3% опрошенных отнесли данную отрасль экономики к числу  секторов, для которых последствия  могут быть наиболее положительными. Относительно высоко значение анализируемого показателя (более 20%) в сфере аудиторской  и консалтинговой деятельности (27,5%), оптовой торговли и телекоммуникаций (по 25%), банковской деятельности и науки  и научного обслуживания (по 22,5%).

Информация о работе Малый бизнес в России в условиях ВТО