Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:34, реферат

Краткое описание

Роль внешнеэкономического фактора в экономической модели "новых индустриальных стран"
Рассматривая экономическую модель "новых индустриальных стран" и особенности ее успешного развития, как правило, указывают на внешние и внутренние факторы этой модели, обеспечившие ей громкий успех, Объективно характер этих двух групп факторов дополняется гибкой, сбалансированной политикой правительства каждой из стран НИС.

Вложенные файлы: 1 файл

межд отнош.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Карагандинский Государственный Медицинский Университет

 

Кафедра:  Истории Казахстана и СПД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С Р С

 

 

Тема: «Международные экономические отношения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст.гр.174 ОМФ Савицкая Т.

                                         Проверила: преп-ль Кабиева А.А.

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2012

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОТНОШЕНИЯ "НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН"

 Роль внешнеэкономического  фактора в экономической модели "новых индустриальных стран"

Рассматривая экономическую  модель "новых индустриальных стран" и особенности ее успешного развития, как правило, указывают на внешние  и внутренние факторы этой модели, обеспечившие ей громкий успех, Объективно характер этих двух групп факторов дополняется гибкой, сбалансированной политикой правительства каждой из стран НИС. Не касаясь проблем внутренней структуры НИС, эволюции их хозяйственного механизма, рассмотрим особенности внешнеэкономического фактора НИС и его роль в возвышении "драконов" Азии и развитии НИС Латинской Америки.

Внешнеэкономический фактор "новых индустриальных стран"

Как свидетельствует  мировой опыт, вступая в активное международное экономическое сотрудничество, та или иная страна начинает с привлечения иностранных инвестиций и стимулирования роста внешней торговли. При этом страны проходят в области структурной перестройки своей экономики все звенья технологической цепочки - от добычи, переработки, экспорта сырья к наукоемким товарам. Доходы от экспорта используются для модернизации и развития наиболее перспективных, "выгодных" в плане международного разделения труда отраслей

По такому пути прошли США, Германия, Япония. Так, США начинали с экспорта сырья, пшеницы, хлопка, меди, угля и др. ФРГ в 50-е годы - с угля, черных металлов, химической продукции. Япония - с текстиля, металлов, химической продукции.

В 60-е годы на такой  путь вступили ряд стран Восточной  Азии и Латинской Америки - "новые  индустриальные страны". Все они  активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего следует отнести широкое привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.

Каковы причины выделения "новых индустриальных стран" из остального развивающегося мира?

В силу ряда причин некоторые  НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов  промышлённо развитых стран. Так, сфера  политических интересов США распространялась на Тайвань и Южную Корею, как  страны, противостоящие "коммунистическому влиянию" на страны Восточной Азии. В этой связи этим странам была оказана беспрецедентная экономическая помощь и военная поддержка, Так, например, Тайваню была оказана помощь в 1,5 млрд. долл. В период 1950- 1965 гг. помощь США составила 34% совокупных инвестиций на Тайване, в том числе 74% - в инфраструктуру, 59% - в сельское хозяйство и 13% - в промышленность. Все это в огромной степени дало стартовый толчок в развитии экономики Тайваня.

На формирование современной  структуры экономики НИС большое  влияние оказали прямые инвестиции. В первую половину 80-х годов прямые инвестиции в экономику НИС достигли 42% прямых капитальных вложений в развивающиеся страны. Среди промышлённо развитых стран ведущим инвестором предпринимательского капитала в НИС являются США. Величина их прямых инвестиций составляет 10% от общего объема таких инвестиций за рубежом. На втором месте по объему прямых инвестиций в НИС стоит Япония.

Японские инвестиции способствовали индустриализации НИС  и росту конкурентоспособности  их экспорта. Весьма заметную роль они сыграли в превращении "новых индустриальных стран" в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Только за 1982-1985 гг. эти инвестиции возросли на Тайване более, чем в 2 раза, в Гонконге - на 61%. За это время с участием Японского капитала была сформирована крупная производственная база, позволившая этим странам стать экспортерами высококачественных готовых изделий. В Южной Корее, где японские инвестиции с начала 80-х годов составляли более половины общего объема иностранных прямых инвестиций, за прошедшие годы был создан комплекс по производству станков, электротехнического оборудования, морских судов.

Для "новых индустриальных стран" Азии было характерно то, что предпринимательский капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь, в латиноамериканских НИС он шел в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Широкая экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС, фактически, нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала. Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходит подобные возможности в латиноамериканских странах.

Закономерен вопрос: почему иностранный частный капитал  все более активно внедрялся в некоторые страны азиатского региона?

Ситуация в развитии мирового хозяйства в конце 60-х  годов сложилась таким образом, что интересы и стратегии развития транснациональных корпораций совпали  с возможностями и устремлениями  ряда стран азиатского региона. Столкнувшись с разного рода ограничениями импорта и невысокой платежеспособностью развивающихся стран, корпорации, чтобы удержать перспективные рынки, идут на частичную замену экспорта товаров вывозом капитала для налаживания соответствующих производств на месте.

Деятельность транснациональных  корпораций в том же направлении  подталкивалась конъюнктурой -насыщенных рынков развитых стран, обострившейся  конкуренцией, борьбой за снижение издержек производства. В местах же своего базирования ТНК делают упор на развитие наукоемких производств. Примечательно, что "азиатские драконы" оказались готовы воспринять эти изменения международной экономической конъюнктуры и использовать их в своих целях.

Важную роль в привлечении  транснациональных корпораций именно в азиатский регион сыграли следующие обстоятельства:

1. Выгодное географическое  положение "новых индустриальных  стран". Все они находятся на  перекрестке мировых торгово-экономических  путей, вблизи от центров мирового  хозяйства - США, Японии.

2. Почти во всех "новых индустриальных странах" сложились автократические или близкие к таковым политические режимы, лояльные к промышленно развитым странам. В них была обеспечена политическая стабильность, демократические и политические преобразования были отложены в пользу экономических реформ. Иностранным инвесторам была обеспечена высокая степень гарантий безопасности их инвестиций.

3. Определенную роль  сыграли такие неэкономические  факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность, бережливость  населения "новых индустриальных стран" Азии.

В определенной степени  эти факторы оказались решающими  в своеобразном соревнований между  двумя моделями "новых индустриальных стран" - азиатской и латиноамериканской.

В чем суть этих моделей?

Первая модель предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт.

Вторая - ориентирована  на импортозамещение. Первой модели, как  указывалось выше, следовали в  конце прошлого века США, после 2-ой мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а затем и "новые индустриальные страны" Азии Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским "новым индустриальным странам".Мировой опыт показал, что стратегия развития импортозамещающего производства сыграла важную роль в экономическом прогрессе ряда развивающихся стран.

Стратегии импортозамещения способствовали диверсификации хозяйственной  структуры. Во многих развивающихся  странах был создан ряд новых  и важных для них производств, вырос уровень самообеспеченности по многим ключевым позициям.Однако динамичная и эффективная стадия импортозамещения не занимает большой отрезок времени. Во всех странах, делающих ставку на развитие импортозамещающего производства как основной линии модернизации экономики, неизбежно наступает серьезный кризис. Дело в том, что "тепличный" режим функционирования национальной экономики, основанный на протекционизме и выражающийся в отсутствии конкуренции со стороны иностранных компаний, Дешевизне кредитов не способствует созданию гибкой и эффективной экономической системы. В целом политика импортозамещения не способствует коренному изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве.Более того, замещение импорта зачастую не только не снижает зависимости от внешних факторов, но иногда и увеличивает ее. При длительной опоре на принцип импортозамещения происходит консервация отставания, возникают препятствия для появления в экономике отраслей-локомотивов, обеспечивающих достижение прогресса мирового уровня.Протекционизм как мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены.Стадию импортозамещения прошло большинство из развивающихся стран, в том числе и "новые индустриальные страны". Для латиноамериканских НИС (Бразилия, Аргентина, Мексика) стратегия импортозамещения сыграла свою положительную роль, позволив им создать диверсифицированную национальную экономику и занять видное место в мировом производстве ряда важнейших товаров. Тем не менее эти страны не смогли создать прочных предпосылок для преодоления отставания от промышленно развитых стран, хотя они обладают более мощным экономическим потенциалом, нежели "новые индустриальные страны" Азии. Например, валовой внутренний продукт (ВВП) Бразилии лишь немного меньше, чем совокупный ВВП "новых индустриальных стран" Восточной Азии. Без опережающего роста экспорта латиноамериканские НИС не смогли обеспечить требуемую модернизацию своей экономики. В итоге темпы экономического роста оказались недостаточными для решения внутриэкономических проблем. Одновременно обострились и внешние проблемы, невысокий рост экспорта способствовал увеличению дефицита платежного баланса, потребности во все новых кредитах. Технологическое отставание при такой политике закреплялось, поскольку в эти страны импортировались не самые передовые техника и технология из промышленно развитых стран.Следует отметить, что к середине 90-х годов некоторые "новые индустриальные страны" Латинской Америки выходят из длительного кризиса 80-х годов. В результате либеральных экономических реформ вновь возрастают темпы экономического роста, появляется положительное сальдо торгового баланса (Бразилия, Чили).Политика крупнейшей из "новых индустриальных стран" Латинской Америки - Бразилии вновь ориентирована на создание открытой экономики. Для этого создается обстановка конкурентной борьбы на внутреннем рынке, снижаются импортные тарифы. Планируется полная отмена таможенных ограничений между странами МЕРКОСУР - зоны свободной торговли, в которую входят Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай. К концу 90-х годов экспорт продукции стран Латинской Америки вырос в 7 раз по сравнению с тем же показателем 30-летней давности. Латинская Америка и, в первую очередь, тамошние "новые индустриальные страны", становятся важнейшим рынком для экспортной экспансии США. В 1997 г. экспорт США в Латинскую Америку превысил объем экспорта этой страны в Японию и почти сравнялся с поставками в страны ЕС."Новые индустриальные страны" Азии реализовывали более эффективную и гибкую модель экспортоориентированной экономики. Эта модель, как свидетельствует опыт НИС Азии, включает в себя одновременно использование импортозамещающей политики в течение определенного периода.Вступлению в этап экспортоориентированной политики не обязательно должен предшествовать завершенный этап импортозамещающей индустриализации. Политика импортозамещения и экспортной ориентированности могут сбалансированно совмещаться, причем, в отдельные периоды приоритет может Получать как та, так и другая политика. Вместе с тем, перед фронтальным переходом к экспортной экспансии, этап импортозамещения, в основном, должен быть все же пройден.

Так, к началу формирования современной структуры производства "новые индустриальные страны" Азии постарались перестроить традиционный сектор народного хозяйства, за счет которого можно было бы произвести индустриализацию. В большинстве стран Восточной Азии, а также Юго-Восточной Азии (Тайвань, Южная Корея - 50-е годы; Малайзия - 60-е годы; Таиланд - 60-е - начало 70-х годов; Филиппины - начало 50-х - конец 60-х годов) преобладала политика импортозамещения. Исключение составили Гонконг и, в определенной степени, Сингапур, вынужденные в силу исторических условий, географического положения и ограниченности внутреннего спроса ориентировать производство главным образом на экспорт. Меры по стимулированию национального производства должны были привести к повышению нормы прибыли в обрабатывающей промышленности, обеспечить постепенный охват импортозамещением отраслей по выпуску потребительской продукции, а затем товаров промежуточного спроса и длительного пользования. Иными словами, стратегия импортозамещения направлялась на развитие производительных сил в тех областях, где страна сравнительных преимуществ не имела."Новые индустриальные страны" Азии, развивая трудоемкие экспортоориентированные производства, по мере накопления опыта и капиталов перешли к капиталоемким отраслям с использованием высоких технологий, уделяют больше внимания развитию инфраструктуры.Главным направлением принятой в этих странах экономической стратегии остается выпуск наукоемкой продукции. Трудоемкие и малорентабельные производства "доверяются" "новым индустриальным странам" "второй волны", а также Китаю, Вьетнаму и некоторым другим странам. В результате фактически повторяется процесс переноса этих производств, который был в свое время осуществлен из промышленно развитых стран в НИС первого поколения.Экспортную ориентацию "новых индустриальных стран" Азии нельзя представлять лишь как работу на внешний рынок. Работающие на экспорт трудоемкие отрасли послужили основой для создания базовых отраслей промышленности, которые обеспечили удовлетворение внутренних потребностей во многих важных товарах - машинах, металлах, оборудовании и т. д.Бурное развитие базовых отраслей в этих странах не идет в ущерб, а наоборот дает новый импульс развитию традиционных производств (текстильная, швейная промышленность и др.). Все отрасли активно работают на внешний рынок, но структура неуклонно растущего экспорта меняется в пользу обрабатывающих отраслей.

Таким образом, в "новых  индустриальных странах" Азии экспортоориентированная  политика сочетается с эффективным  импортозамещением, обеспечивая экономический  прогресс региона.

Опыт развития НИС  Азии свидетельствует об активном использовании ими закона сравнительных преимуществ в системе международного разделения труда. Основные особенности этого опыта можно свести к следующим составляющим:

1. Экспортная политика  НИС Азии представляет конкретный  пример политики, ориентированной на всемерное удовлетворение потребностей партнеров на мировом рынке.

2. Приоритет в ориентации на  внешние рынки поначалу отдается  наиболее развитым странам мира, поскольку их рынки наиболее  устойчивые и емкие. В процессе  развития происходит постепенная диверсификация рынков, продвижение на рынки других развитых и развивающихся стран.

3. Постоянное обновление экспортной  номенклатуры товаров, неустанный  поиск собственных ниш и приоритетов  на мировом рынке.

4. Активное использование инвестиционного, налогового и других режимов свободных экономических зон (см. главу 6).

Достижения азиатских  НИС представляют собой логическое продолжение западногерманского, итальянского и японского "экономического чуда". Но для "новых индустриальных стран" Азии является характерным то, что их скачок был совершен в предельно сжатые сроки. Им потребовалось почти вчетверо меньше времени - (25 лет вместо 100), чтобы преодолеть путь, проделанный Японией, и в 8 раз меньше, чем США. Формирование в мировом хозяйстве с конца 80-х годов новых поколений стран с чертами НИС позволяют говорить о "новоиндустриальности" как об объективном и закономерном явлении в развитии международной экономики .

Из выступления Президента Н. А. Назарбаева по вопросам внешней политики:

... После периода противостояния появился шанс установить подлинно новый миропорядок, построенный на доверии и сохранении безопасности, насыщенного диалога между странами - как развитыми, так и развивающимися, как с устоявшейся государственностью, так и молодыми.

И для нас чрезвычайно важно, что эти процессы в последние годы происходили при непосредственном участии Казахстана.Отмечу штрихами основные этапы нашего пути в этом направлении. Своеобразной стартовой площадкой нашего суверенитета стала Алматинская декларация о создании Содружества Независимых Государств. Прошедшая в Алматы очередная встреча глав государств СНГ подтверждила, что СНГ развивается в направлении расширения общего экономического пространства и углубления интеграционных процессов, обретает все большую жизнестойкость.

Уже в марте 1992 года Казахстан был  принят в ООН. Таким образом, мы получили возможность быть причастными к  мировым делам и общечеловеческим проблемам, находиться в русле современного цивилизационного развития человечества, иметь доступ к его достижениям в политической, экономической, социальной, научной, гуманитарной и других важнейших сферах деятельности.Важно было воспользоваться трибуной ООН для того, чтобы донести до мирового сообщества наши проблемы, сделать их достоянием всей общественности, мобилизовать международную поддержку и помощь строительству демократического государства, обновлению его экономической базы на рыночных принципах. И этой трибуной мы активно воспользовались. Мое выступление на сессии Генеральной Ассамблее ООН в ноябре 1993 года было посвящено именно этим проблемам. Кроме того, я посчитал необходимым высказаться и по вопросам активизации деятельности самой Организации Объединенных Наций, усиления превентивной дипломатии, что чрезвычайно важно для современного мира.

Информация о работе Международные экономические отношения