Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:55, контрольная работа
Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительная тщетность национального вакуума.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 5
2. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ В ЕГО РАЗВИТИИ. 10
2.1. ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА. 10
2.2. ЦЕЛИ ОБЪЕДИНЕНИЯ. 14
2.3. РАСШИРЕНИЯ ЕС 17
2.4. ЕДИНЫЙ РЫНОК – ЕДИНАЯ ВАЛЮТА. 23
2.4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОБОДЫ ЕДИНОГО РЫНКА 26
2.4.2. ЭКЮ 29
2.4.3. ЕВРО КАК НОВАЯ ВАЛЮТА 30
3. ОТСТАВАНИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОТ США 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Мировая Экономика»
тема: «Место
Западной Европы в мировом хозяйстве»
Ростов-на-Дону
2009г.
Содержание
Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительная тщетность национального вакуума.
Общее «смешение» Европы и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной Европы. Последующие шаги на пути к интеграции исходят из трех основных положений:
В настоящее время Западную Европу рассматривают как единое целое. В ХХ в. Экономика Европы развивалась крайне неравномерно. На это повлияли мировые войны, экономические кризисы, межнациональные конфликты. Например, в конце XIX и первой половине XX вв. в Европе наблюдались значительные демографические потери. Менее чем за столетие демографический ущерб составил 1/3 численности ее населения. Так же хозяйство было разрушено двумя мировыми войнами, после которых промышленное производство стран существенно сократилось, а уровень ВНП соответствовал в 1945 г. уровню1886-1909 гг.
К 90-м годам, создав довольно сильное и влиятельное интеграционное объединение, Европа вырвалась вперед, оставив позади себя Японию и США, но, в 1998-2000 гг. наблюдался спад экономической активности региона, что позволило США вновь занять место мирового лидера.
В настоящее время страны Западной Европы являются крупными производителями потребительской продукции, хотя для региона в целом характерна истощенность минерально-сырьевой базы. Доля отраслей легкой промышленности в экономике Италии, Португалии и Греции составляет18-24%, а на долю пищевой промышленности в этих странах приходится до 20% производства. Страны Западной Европы специализируются также на производстве сельскохозяйственной продукции, характерен также высокий уровень развития сферы услуг, и прежде всего – транспорта, средств связи, а также банковской деятельности и финансовых услуг.
Западную Европу отличает высокая степень вовлеченности в систему мирохозяйственных связей. Экспортная квота стран региона в 3 раза превышает подобный показатель США и более чем в 2 раза – показатель Японии. Наибольшей зависимостью от участия во внешнеэкономических связях отличаются «малые страны», в которых экспортные и импортные квоты достигают 50% и более. Наиболее характерной чертой развития Западной Европы является интенсивная экономическая интеграция, в которую вовлечены практически все страны данного региона.
Вторая мировая война сделала в Европе свое «черное» дело: ее экономическому потенциалу в результате военных действий был нанесен огромный урон, значимость Западной Европы в мировой торговле, экспорте и импорте капиталов серьезно ослабилась. В результате регион становится во все большей степени зависимой от США. Соединенные Штаты превращаются в единоличного политического и экономического лидера капиталистического мира, навязывают мировой экономике Бреттон-Вудскую валютную систему, во главе которой стоял американский доллар, курс которого по отношению к валютам европейских стран был явно завышен.
Европа
вышла из войны в состоянии
нравственного шока. Наиболее развитая
в экономическом отношении
Справившаяся с угрозой нацизма лишь при помощи СССР и США, Европа стала разменной монетой во всемирной игре новых великих держав. Она была ослаблена в хозяйственном отношении, дезориентирована политически, лучшие европейские умы оказались за океаном. На сорок долгих лет континент был разделен "железным занавесом".
В этих условиях трудно было предположить, что к концу XX в. Европа вновь станет мировым лидером в производительности, торговле, инвестициях, политических и социальных технологиях. Тем не менее уже в первое послевоенное десятилетие, достигнув предвоенного уровня хозяйственного развития в 1949-1951 г., европейские страны опередили Соединенные Штаты по темпам экономического роста.
В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек. Война унесла около 55 млн. человеческих жизней. Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли соответствующий показатель первой мировой войны.
В
тяжелом экономическом
Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить свои потребности в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце и цинке на 30%, сале и масле примерно на 15%, жидком топливе и мясе только на 10%.
Лишь США, находясь в географическом удалении от основных военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру. За годы войны промышленное производство этой страны удвоилось, а чистая прибыль корпораций даже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие результаты роста: алюминиевая промышленность — в 6 раз, самолетостроение — в 16, производство синтетического каучука — в 400 раз и т.д. В результате США стали обладателями двух третей промышленного производства и золотого запаса мира.
Комиссия по анализу помощи иностранным государствам, созданная в США, предложила программу сотрудничества, удовлетворяющую следующим критериям: обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи и соответствие начавшемуся в конце 40-х годов очередному обновлению технологической базы американской экономики. США выступили в качестве своеобразного спонсора. Официальным автором программы так называемого «восстановления и развития» Европы стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем Джордж Кэтлетт Маршалл (1880—1959).
План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г., он представлял собой конкретный вклад в решение послевоенных финансовых проблем. Соединенные Штаты Америки поставили цель задействовать механизм международной торговли посредством новой версии закона о ленд-лизе, действовавшим во время Второй мировой войны. Это позволило заменить передачу союзникам вооружений, боеприпасов и продовольствия на поставки товаров, необходимых для восстановления экономики стран Европы; в то же время план Маршалла способствовал конверсии американской промышленности.
Но план Маршалла летом 1947 г. Советский Союз подверг критике, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.
В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже и ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервах, военных разрушениях, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.
За
4 года выполнения плана Маршалла (1948—1951
гг.) США оказали европейским
В 1948 г. для регулирования и распределения помощи, поступающей в рамках плана Маршалла была создана Организация Европейского Экономического Сотрудничества - прообраз современной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). В рамках сотрудничества стран-участниц ОЕЭС по реализации плана Маршалла либерализация торговли и платежей потребовала, в свою очередь, координации инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.
Высокая
результативность плана Маршалла в
сочетании с реализацией
В пятую годовщину капитуляции Германии - 9 мая 1950 г. - министр иностранных дел Франции Роберт Шуман официально обратился к правительству ФРГ с предложением покончить давнюю вражду и недоброжелательность в отношениях между двумя странами и начать строить отношения на основе принципов мира, дружбы и сотрудничества. Первым шагом на пути этого было совместное восстановление базовых отраслей промышленности путем создания франко-германского объединения угля и стали. Декларация Шумана, тем не менее, выходила за пределы только двусторонних отношений. Франция обратилась с призывом к объединению и созданию «Европейской Федерации» ко всем странам, а декларация Шумана, разработанная с участием другого известного французского политического деятеля Жана Моннэ, стала концепцией строительства общеевропейского дома. Основными положениями «Плана Шумана» стали:
«План Шумана» предполагал перспективное объединение всех стран Европы, включая и государства социалистического лагеря. Однако на 1950-е гг. приходится самый разгар «холодной войны», противостояние двух систем и двух военно-политических блоков, поэтому участие в строительстве единой Европы приняли только государства Западной Европы, да и то не все из них. «Планом Шумана» на первом этапе было решено установить общеевропейский контроль над ключевыми отраслями промышленности через заключение договора между всеми заинтересованными странами. И в 1951 г. создается Европейское Общество Угля и Стали (ЕОУС), а в 1957 г. - Евратом (союз в области использования ядерной энергии в мирных целях). Подписание Римского договора о создании ЕС 17 марта 1957 г. завершает этап послевоенного развития Европы.
Информация о работе Место Западной Европы в мировом хозяйстве