Модели современного рынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Современный рынок — это один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночный механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты. Он включает также состояние общественного сознания (культура, правосознание, идеология).

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность рынка
2. Структура и функции рынка
3. Модели современного рынка
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Модели современного рынка России.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Понятие и сущность рынка

2. Структура и функции рынка

3. Модели современного рынка

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Современный рынок — это  один из главных элементов сложной  системы хозяйствования, в которой  тесно взаимодействуют рыночный механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты. Он включает также состояние  общественного сознания (культура, правосознание, идеология).

Рыночные отношения характеризуют  особый тип организации народного  хозяйства, при котором между  производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Тема модели современного рынка представляется достаточно актуальной и представляет научный и практический интерес. В своей контрольной  работе я определю понятие и функции  рынка, несколько основных рыночных структур, или моделей современного рынка. Ознакомлюсь с наиболее общим  способом, которым определяются цена и объем производства в большинстве  типов рынка, которые характеризуют  нашу экономику.

 Экономисты различают  четыре довольно несхожие рыночные  ситуации или модели современного  рынка: свободную конкуренцию,    монополистическую конкуренцию,  чистую монополию, олигополию. Они  будут рассмотрены в этом порядке  в следующих пунктах моей контрольной  работы. Эти четыре модели рынка  отличаются по количеству фирм  в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной  или дифференцированной и насколько  легко или трудно новым фирмам  войти в отрасль. Помочь прояснить  дело может рассмотрение модели  рынка (рыночной модели). В таблице  №1 будут кратко охарактеризованы  основные черты этих четырех моделей.

 

1.Понятие и  сущность рынка

 

Стороннему наблюдателю  может показаться, что он, безусловно, знает, что такое рынок, но это  представление обманчиво, так как  рынок - это сложнейшее социально-экономическое  образование. И как и всякое многогранное явление, рынок имеет много определений (например, совокупность отношений между покупателями и продавцами; совокупность отношений между производителями и потребителями, принимающая форму купли-продажи товаров, и так далее).

С древних времен рынок  определялся как место торговли товарами (рыночная площадь). Он и сейчас существует в нашей стране в виде колхозных рынков, где реализуются, главным образом, продукты питания. Есть и вещевые рынки, где продаются  товары народного потребления, но их удельный вес в общем объеме товарооборота  сравнительно небольшой. С углублением  общественного разделения труда, развитием  товарного производства понятие  «рынок» наполняется новым содержанием. В структуре общественного производства образуется сфера обращения. Она, по существу, и является рынком, т. е. сферой обращения и реализации товаров.

Возникновение рынка непосредственно  связано с появлением общественного  разделения труда. Уже на заре цивилизации  произошло крупное разделение труда  между земледельческими и скотоводческими  племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация  в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного  производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался  от случайного обмена продуктами труда  первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего  эквивалента стоимости выступают  деньги.

Исторически рынок формировался постепенно и первоначально был  связан с розничной торговлей  продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговли отводились специальные места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие "рынок" приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются не только товары, но и акции и другие ценные бумаги.

Понятие "рынок" по мере развития общественного производства и обращения  неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.

В зарубежной и отечественной  литературе даются самые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок – это, прежде всего, место встречи продавца и покупателя; между ними осуществляется обмен  по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском  информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик  покупаемого товара или услуги, спецификацией  и защитой прав собственности, заключением  контракта и т.д. Поэтому рынок  можно определить как совокупность трансакций. В ходе обмена происходят своеобразный учёт и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает  как специфическая форма взаимосвязи  между обособленными в рамках общественного разделения труда  производителями, каждый из которых  хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности  выявляются с помощью системы  цен. Они передают информацию, которая  служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию  и высококачественные ресурсы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

Таким образом, рынок представляет собой специфический способ организации  экономической деятельности, где  хозяйственные отношения между  людьми выступают как отношения  между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода - деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном  обмене, например бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров  на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится  к другим. Когда вы покупаете товар  за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам  товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается  в некоторых условиях хозяйствования.

Рынок – это центральная категория любого экономического механизма, основанная на обмене продукции общественного труда.

 

2.Структура и  функции рынка

 

Главная задача в рассмотрении особенностей функционирования рынка  сводится к выявлению закономерностей  определяющих формирование цен на товары и услуги под воздействием спроса и предложения.

Рынок и каждый составляющий его элемент выполняет следующие  функции:

- информационная – о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять своё производство с меняющимися условиями рынка;

- посредническая – связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика по качеству продукции, её цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;

- ценообразующая – на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четко проявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливается влияние на них изменений в производстве, потреблении и конъюнктуре;

- стимулирующая – побуждающая  к обеспечению эффективности  производства, к созданию необходимых  товаров с наименьшими затратами  и получению достаточной  для  развития деятельности прибыли,  к внедрению достижений научно-технического  прогресса и обеспечению на  этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами;

- регулирующая – это  важнейшая функция, поскольку  рынок даёт ответ на вопросы:  что, как и для кого производить.  Особая роль в осуществлении  этой функции принадлежит конкуренции.  Внутриотраслевая конкуренция стимулирует  снижение затрат, рост производительности  труда, внедрение прогрессивных  технологий, повышение качества  продукции. Межотраслевая конкуренция  регулирует перелив капитала  и заставляет направлять его  в наиболее эффективные отрасли,  тем самым меняя структуру  экономики. Государство должно  различными мерами поддерживать  и сохранять конкуренцию во  всех её видах.

Многообразие  рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая  независимость и самостоятельность  в производстве, торговле, тесна  взаимосвязь спроса и предложения, т.е. вся совокупность элементов  и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.

По своей структуре  рынок представляет собой такой  способ связи или отношений между  производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают здесь цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.

 

3.Модели современного  рынка

 

Любая попытка исследовать  каждую отдельную отрасль экономики  была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько  основных рыночных структур, или моделей.

Рыночные отношения оказывают  через спрос и предложение  постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается  ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

На основе функционирования различных моделей рынка в  обществе через свободу предпринимательской  деятельности поддерживается тенденция  к формированию общественно необходимых  затрат труда на производство товаров  и услуг и формирования равновесной  цены.

Различают четыре модели современного рынка:

- рынок свободной конкуренции;

- рынок чистой монополии;

- рынок монополистической  конкуренции;

- рынок олигополии.

Эти четыре модели рынка  отличаются по количеству фирм в отрасли  независимо от того, является продукция  стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. В таблице № 1, кратко охарактеризованы основные черты этих четырех моделей.

Характерными чертами  рыночной модели являются: свобода  экономических субъектов, свобода  выбора деятельности субъектом, свободное  ценообразование, совершенная конкуренция  как форма существования экономических  субъектов, прибыль как основная цель деятельности экономических субъектов.

 

Таблица №1.Характеристики моделей рынка

Характер

ные черты

Модели рынка

Свободная конкуренция

Монополистичес

кая конкуренция

Чистая монополия

Олигопо

лия

Число предприя

тий на рынке

Очень много

Много

Одно

Несколько

Тип товара

Стандартизованный

Дифференцированный

Уникальный

Любой

Контроль за ценой

Отсутствует

В узких рамках

Значи-тельный

Ограничен

Условия вступления в отрасль

Легкие

Сравнительно легкие

Блокиро-ваны

Наличие барьеров


 

Свободная конкуренция означает:

- на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;

- никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке;

-продукты определенного  назначения одинаковы по важнейшим  свойствам (не дифференцированы);

- фирмы никак не участвуют  в контроле за рыночными ценами.

Информация о работе Модели современного рынка России