Монополия, её виды, ценовая дискриминация; олигополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Рынки совершенной конкуренции. На таком рынке имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки крынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Монополия……………………………………………………………………...4
1.1.Характеристика монополии…………………………………………………5
1.2.Виды монополии…………………………………………………………….6
1.3.Монополистическая конкуренция………………………………………….6
2.Ценовая дискриминация……………………………………………………….9
2.1.Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации……..…..10
2.2.Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации……...10
2.3.Типы ценовой дискриминации……………………………………………11
3.Олигополия……………………………………………………………………13
3.1. Структура рынка …………………………………………………………..13
3.2.Свойства олигополии………………………………………………………15
3.3.Поведение олигополистов…………………………………………………15
3.4.Ценовая политика…………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………… 17
Список литературы………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

ММЭ.docx

— 47.16 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет»

 

Институт  менеджмента и информационных технологий

(филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г.Череповце

(ИМИТ СПбГПУ)

Кафедра финансы и кредит


 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Микро - макроэкономика»

Тема: «Монополия, её виды, ценовая дискриминация; олигополия».

 

 

 

Выполнил студент группы з.492               Фарутина Светлана Ивановна

№ варианта     9   № зачетной книжки   з4090229 

Руководитель                               Масляков Сергей Александрович

 

                «_______» _________________________20___г.

        __________   __________________

   отметка о зачете           подпись преподавателя

 

 

 

 

 

г. Череповец

2011 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Монополия……………………………………………………………………...4
    1. Характеристика монополии…………………………………………………5
    2. Виды монополии…………………………………………………………….6
    3. Монополистическая конкуренция………………………………………….6
  2. Ценовая дискриминация……………………………………………………….9
    1. Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации……..…..10
    2. Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации……...10
    3. Типы ценовой дискриминации……………………………………………11
  3. Олигополия……………………………………………………………………13
    1. Структура рынка …………………………………………………………..13
    2. Свойства олигополии………………………………………………………15
    3. Поведение олигополистов…………………………………………………15
    4. Ценовая политика…………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………… 17

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нынешний мир невозможно представить  себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.

Рынки совершенной конкуренции. На таком рынке имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки крынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Многие другие рынки достаточно конкурентны, чтобы рассматривать  их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет  несколько десятков поставщиков. Этого  достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно. Такая же картина наблюдается на многих рынках минерального и природного сырья - таких, как уголь, железо, олово или пиломатериалы. Ряд рынков с небольшим числом поставщиков рассматривается все-таки как конкурентные в целях анализа. Например, авиационные перевозки в США обслуживаются несколькими десятками компаний, но большая часть авиационных перевозок приходится лишь на нескольких из них. Тем не менее конкуренция между ними (но не всегда) достаточно жесткая, а поэтому в некоторых случаях (но не во всех) рынок рассматривается как конкурентный.

Кроме рынков совершенной конкуренции  существуют рынки несовершенной конкуренции, о них, а именно о несовершенной конкуренции, далее и пойдет речь. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии, а также на рынке дифференцированных продуктов.

  1. Монополия

Монополия – фирма, действующая  в условиях отсутствия значимых конкурентов. Первые в истории монополии создавались  сверху санкциями государства, когда  одной фирме давалось привилегированное  право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке  всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.

Государственная монополия может  с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот при нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену .Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть-благодаря невысоким ценам на всю глубину рынка. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.

    1. Характеристика монополии

Существуют два подхода к  понятию "монополия". Во-первых, монополию  можно рассматривать как тип  фирмы. Она представляет собой крупное  объединение, занимающее ведущее положение  в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в  какой-либо стране или в мире в  целом. Обычно монополия ассоциируется  с крупными и известными всему  миру компаниями, хотя они могут  держать незначительную часть рынка.

Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение  фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного  вида. В этом случае монополистом может  оказаться сравнительно небольшое  по размерам предприятие (российский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов в России, и порядка  четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год). И напротив, крупная фирма может  и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как  определенный тип экономических  отношений, который дает возможность  одному из участников этих отношений  диктовать свои условия на рынке  определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли  имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это  позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной  власти в установлении цены будет  зависеть от наличия близких заменителей  товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно  отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

Фирма-монополист обычно имеет более  высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия  для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует  проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий: эффективность масштабов, исключительные права, патенты и лицензии, собственность на важнейшие виды сырья.

    1. Виды монополии

Различают такие виды монополий  как:

  • Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
  • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
  • Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
    1. Монополистическая конкуренция

 

  Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:

1.Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые  покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Покупатели, например, будут  готовы уплатить высокую цену за туфли, произведенные одним продавцов, если они  полагают, что эти туфли более удобны. Таким же образом некоторые потребители готовы  платить повышенные цены за одежду, произведенную одним модельером, потому что им  нравится ее покрой или качество отделки. Дифференциация товара означает, что предмет,  продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может про исходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за пред полагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой  марки или "имидже", связанным с обладанием или использованием этого товара. Часы  "Ролекс", ручки "Монт Бланк", автомобили "Мерседес-Бенц" и "БМВ" - все имеют какую-то репутацию качества и какую-то степень снобистской привлекательности, которая,  будучи реальной или созданной рекламой, дает продавцам товаров этих марок какую-то степень монопольной власти.

2.На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на  общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. При монополистической  конкуренции размеры рыночных долей фирма  общем превосходят 1%, т. е. процент,  который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму  приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года.

3.Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают,  какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему  годовых продаж. Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. Например, если отдельный производитель туфель, чтобы продать больше товара, сокращает свою цену на 20% за пару  обуви, то, вероятно, что прирост в объеме его продаж происходит за счет многих, а не  нескольких продавцов. Как следствие, маловероятно, что какой-то отдельный конкурент  понесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшения продаж ной цены любой другой фирмой. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики, поскольку решение первой фирмы изменить  цену не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыль.  Фирма знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.

4.На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При монополистической  конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на  рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на  рынок не настолько легок, как он был бы при совершенной конкуренции, поскольку новые  продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми  марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями.    Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

 

 

 

  1. Ценовая дискриминация

Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что  означает различие, различение. Под  ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и  тот же товар при условии, что  различия в ценах не связаны с  затратами. В общем виде речь может  идти либо о практике какой-либо отдельной  фирмы-продавца, либо о поведении  отдельного покупателя, если он сам  в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к  другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.

Информация о работе Монополия, её виды, ценовая дискриминация; олигополия