Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:09, реферат
Целью настоящей работы является общая характеристика морального риска в рыночных трансакциях.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА………………………………………………….. ……………4
2. СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА…………………………………………………….. …………7
3. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ АГЕНТА……………………..9
4. СТИМУЛИРУЮЩИЕ КОНТРАКТЫ…………………………13
5. МОРАЛЬНЫЙ РИСК В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ АДВОКАТОМ И ЕГО АГЕНТОМ ………………………………...17
6. МОРАЛЬНЫЙ РИСК, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ОТБОР И НОРМЫ ДОГОВОРНОГО ПРАВА………………………………..19
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………21
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………… ………………..23
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА………………………………………………….. ……………4
2. СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА…………………………………………………….. …………7
3. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ АГЕНТА……………………..9
4. СТИМУЛИРУЮЩИЕ КОНТРАКТЫ…………………………13
5. МОРАЛЬНЫЙ РИСК В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ АДВОКАТОМ И ЕГО АГЕНТОМ ………………………………...17
6. МОРАЛЬНЫЙ РИСК, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ОТБОР И НОРМЫ ДОГОВОРНОГО ПРАВА………………………………..19
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………… ………………..23
Введение
Технический прогресс, усложнение юридических процедур оформления экономических сделок, обусловили возникновение такой проблемы как моральный риск.
При этом необходимо отметить, что техническая, научная, правовая сложность предоставляемых на рынке товаров и услуг часто, сама по себе обуславливает возникновение морального риска, так как покупатель не может оценить вещь до ее покупки и начала эксплуатации. Покупая товар покупатель имеет лишь общие представления о показателях качества его работы, которые он формирует из рекламы, СМИ, рекомендаций его знакомых и друзей. Причем данный риск не связан только с личным потреблением, предприятия также покупая новые образцы оборудования или материалов, часто бывают не осведомлены о всех технических и экономических особенностях практического использования приобретения.
Необходимо отметить, что моральный риск не ограничивается товарным миром, он охватывает также финансовые и трудовые отношения. При этом дальнейшее расширение товарного производства и усложнение экономических, социальных, политических и культурных связей говорит о том, что моральный риск в процессе рыночных трансакций со временем будет только увеличиваться.
Целью настоящей работы является общая характеристика морального риска в рыночных трансакциях.
1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА.
У вас сломался телевизор и вы обращаетесь в ремонтную мастерскую. Мастер сообщает вам, что вышла из строя небольшая, но дорогостоящая деталь, и предлагает вам заменить ее. Вы должны принять решение, основываясь на той информации, которую предоставил вам мастер. Вы не разбираетесь в телевизорах, и вам приходится поверить мастеру и согласиться на замену дорогостоящей детали. Вы можете столкнуться здесь с проблемой морального риска, которую можно сформулировать следующим образом.
Если лицо, обладающее
необходимой для принятия
В этом примере мы имеем дело со скрытой информацией. Вы получаете телевизор из ремонта, он работает неделю, а затем снова выходит из строя. Вы обращаетесь к другому мастеру, и он сообщает вам, что деталь, которую вам установил первый мастер, была плохого качества. Вам снова нужно оплатить ремонт, кроме того, вы теряете много времени, пытаясь отремонтировать телевизор. Вы снова столкнулись с моральным риском со стороны первого мастера, причиной которого стал другой вид асимметрии информации — скрытые действия. Итак, мы можем определить этот вид морального риска следующим образом.
Если покупатели
не могут проконтролировать
И в первом, и во втором примере страдает не только покупатель, но и все общество в целом — происходит растрата ресурсов.
В целом моральный
риск можно определить
Моральный риск
— это действия экономических
агентов по максимизации их
собственной полезности в
Ситуации, в которых возникает моральный риск, характеризуются сочетанием следующих условий:
1. интересы исполнителя
и заказчика не совпадают,
2. исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий;
3. заказчик не
в состоянии осуществлять
Моральный риск
встречается повсеместно. Он
Некоторые ресурсы
в большей степени подвержены
моральному риску, чем другие.
Ресурсы или капиталовложения
называются пластичными, если
использование ресурса по
Примером отрасли
с невысокой степенью пластично
Деньги также
высокопластичный ресурс. Поскольку
кредиты могут использоваться
не по назначению, что ставит
под удар их возврат, а
Частным случаем
морального риска является
Проблема здесь
возникает из-за асимметрии
— деятельность
агента не поддается
— о деятельности агента невозможно судить по ее конечным результатам.
Принципал может
оказаться перед угрозой
— издержек контроля со стороны принципала;
— издержек
исполнителя, связанных с
— остаточных потерь, т.е. потерь принципала от решений агента, отклоняющихся от решений, которые принял бы сам принципал, если бы обладал информацией и способностями агента.
2. СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА.
Как можно решить проблему морального риска? Существует несколько путей ее решения.
Контроль за действиями агента
Стимулирующие контракты
Моральный риск в отношениях между адвокатом и его клиентом и форма вознаграждения адвоката
Добровольное принятие агентом более жестких условий (bonding)
Принцип «сделай сам»
Агенты могут добровольно ставить себя в более жесткие условия, стесняя свободу своих будущих действий. Они как бы вносят залог, который теряют, если обнаруживается, что их поведение отклоняется от интересов принципала. Строительные подрядчики депонируют определенную сумму, которой они могут лишиться, если проект не будет завершен в срок или будет выполнен некачественно.
Здесь речь
идет о явном, прямом залоге,
но залог может быть и
Другим примером
может служить форма оплаты
труда, которая имитирует
Но можно использовать
схему заработной платы,
Фирмы платят
работникам в начале их
Почему агенты
добровольно соглашаются
Во франчайзинговых сделках рента, которую франчайзи надеется получить в будущем, служит в качестве «заложника», создает для него стимулы к отказу от оппортунистического поведения и делает соглашение между сторонами самовыполняющимся. Однако угроза наказания — расторжение договора в случае оппортунистического поведения франчайзи — будет действенной только, если закон не затрудняет прекращение сделки с недобросовестным франчайзи, защищая его как слабую сторону [Blair, Lafontaine, 2005, p. 135].
И, наконец, четвертый способ предотвращения морального риска — это принцип «сделай сам», изменение структуры собственности и организационная перестройка. Моральный риск в агентских отношениях можно преодолеть, если отказаться от услуг агента и сделать все самому, однако это не всегда возможно (вы не можете сами сделать себе операцию) или вы потеряете выгоды от специализации труда. Бороться с моральным риском можно, изменив структуру собственности. Если с поставщиком существуют регулярные и сложные отношения, а он ведет себя оппортунистически и не следит за качеством поставляемой продукции, то для потребителя может оказаться выгодным приобрести фирму-поставщика. В данном случае вертикальная интеграция решит проблему морального риска в отношениях с агентом. Так, во франчайзинговых сетях наблюдается высокая доля собственных точек франчайзера, если ценность брэнда высока. Подобным образом франчайзер решает проблему морального риска со стороны недобросовестных франчайзи [Blair, Lafontaine, 2005, p. 135].
Информация о работе Моральный риск и способы его предотвращения