Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности и содержания системы муниципальных закупок на примере МР «Александрово-Заводский район».
Введение 3
1. Муниципальный заказ как инструмент удовлетворения потребностей муниципалитета 5
1.1 Экономическое содержание муниципального заказа 5
1.2 Формирование муниципального заказа 7
1.3 Размещение муниципального заказа и его способы 11
1.4 Нормативно-правовое регулирование муниципального заказа 17
2. Оценка реализации муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 19
2.1Формирование муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 19
2.2 Размещение муниципального заказа МР «Александрово-Заводский район» 22
2.3 Оценка эффективности использования бюджетных средств при размещении муниципального заказа. 26
3. Основные направления совершенствования и реализации муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 29
3.1 Совершенствование системы формирования и размещения муниципального заказа 29
3.2 Сводный план-график муниципального заказа на 2013 год 33
Заключение 34
Список литературы 35
Министерство образования и науки РФ
Читинский институт (филиал)
Федерального
государственного бюджетного
учреждения
высшего профессионального
Байкальский
государственный университет
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика муниципального хозяйства»
на тему:
Муниципальный заказ: его роль в развитии экономики МР «Александрово - Заводский район»
Работу выполнил
Студентка гр. ГМУ-09-2
Маргарян С. С.
Научный руководитель
канд. экон. наук, доцент
Макарова В. В.
Очередной этап социально-экономических реформ в России характеризуется новыми подходами к управлению бюджетными ресурсами. Прежде всего, это проявляется в реализации концепции эффективного использования бюджетных средств. Правительство РФ активно работает над внедрением системы конкурсных торгов по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, обсуждается проект Федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг". Представленный на рассмотрение проект Федерального закона регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением установленных требований, в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Прозрачная, понятная и доступная для контроля со стороны общественности и государства система, основанная на использовании конкурсного отбора исполнителя заказа, создается также для реализации функций местной публичной власти. Это обусловлено особой ролью местного самоуправления как публичной власти, которая в целях финансирования муниципальных услуг использует общественные средства населения - бюджет.
Развитие эффективной системы муниципального заказа позволит обеспечить развитие добросовестной конкуренции, более экономичное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие занятости населения муниципальных образований.
Все это определяет актуальность и обуславливает необходимость исследования роли муниципального заказа в развитии экономики муниципального образования.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности и содержания системы муниципальных закупок на примере МР «Александрово-Заводский район».
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Предметом исследования является организационные, экономические, правовые отношения в системе муниципальных закупок.
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления по формированию и размещению муниципального заказа в целях эффективного расходования бюджетных средств.
С 2006 года на территории РФ действует Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Система муниципального заказа сегодня является одним из самых важных регуляторов экономических процессов на муниципальном уровне.
Зачастую понятие
Н.В. Нестерович, В.В. Пономарев, В.И. Смирнов считают, что муниципальный заказ — это система отношений между органом местного самоуправления и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в сферах деятельности, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. При этом муниципальными нуждами, по их мнению, являются потребности муниципальных образований в развитии жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов, а предметы ведения местного самоуправления устанавливаются ст. 6 федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3.
По мнению Н.В. Васильевой, муниципальный заказ представляет собой документально оформленное и финансируемое из муниципального бюджета поручение хозяйствующему субъекту выполнить работы, поставить товары или оказать услуги, направленные на удовлетворение нужд местного населения4.
Более полное определение муниципального заказа дано Л.В. Шапиро: «Муниципальный заказ — это метод хозяйственной деятельности, используемый в управлении муниципальным образованием. Сущностью его является осуществление поставок продукции для муниципальных нужд посредством размещения заказа на поставку продукции среди подрядчиков согласно определенной процедуре и на определенных условиях за счет средств муниципального бюджета»5.
Также существует мнение, что муниципальный заказ — это форма инвестирования развития экономических отношений между органами власти (управления) и поставщиками, исполнителями и подрядчиками путем заключения муниципальных контрактов на определенные бюджетом цели.
В ст. 525 Гражданского кодекса РФ отмечается,
что «поставка товаров для
государственных или
В настоящее время практически в каждом муниципальном образовании накоплен положительный опыт в развитии системы муниципального заказа, существуют наработки в механизме регулирования ее функционирования, имеется своя правовая база. Разработанные нормативные и распорядительные документы позволяют эффективно применять муниципальный заказ как важнейший инструмент управления ресурсами муниципального образования.
Важно отметить, что содержание муниципального заказа, сроки его выполнения, требования к качеству поставляемой продукции и выполняемых работ определяются на основе муниципальных программ, проектов развития муниципального образования, договоров местного самоуправления6.
Предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание, обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилищного и нежилого муниципального фонда, инженерных сетей, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, товаров народного потребления, в первую очередь для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.
В заключение необходимо отметить, что в условиях проведения экономических реформ, создания цивилизованного рынка, система муниципального заказа является неотъемлемой составной частью системы управления территорией.
В разных муниципальных образованиях могут использоваться разные схемы формирования и исполнения муниципального заказа. Однако этот процесс чаще всего включает четыре этапа (рис.1).
Первый этап. Одновременно с разработкой проекта бюджета на следующий финансовый год происходит сбор заявок о потребности бюджетных организаций в различных видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований на следующий финансовый год.
Второй этап. Разрабатывается сводный план муниципального заказа.
Третий этап. Определяются заказчики по отдельным позициям, т.е. определяется, кто именно и в какой сфере муниципальной деятельности наделяется функциями "заказчика" (кто имеет право заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг муниципальные контракты).
Четвертый этап. Размещение муниципального заказа, учет муниципальных контрактов и контроль их исполнения7.
Формирование муниципального заказа осуществляется одновременно с подготовкой проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год. Уполномоченные структуры администрации муниципального образования осуществляют сбор и обобщение заявок о потребности
бюджетных организаций в различных видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований; рассматривают целесообразность и возможность их удовлетворения; формируют сводный план муниципального
Рисунок 1 - Процесс формирования, утверждения и исполнения муниципального заказа
заказа, утверждаемый главой муниципального образования. В ходе исполнения муниципального заказа текущего года осуществляется сбор заявок на следующий финансовый год. К его началу сводный план муниципального заказа должен быть готов к утверждению.
После утверждения бюджета стоимость каждой позиции муниципального заказа уже внесена в базу данных бюджетной росписи. При заключении конкретного муниципального контракта осуществляется автоматизированная сверка суммы контракта с предусмотренной в бюджетной росписи, и блокируется заключение контрактов, превышающих выделенные лимиты ассигнований8. На рис. 2 представлена взаимосвязь муниципального заказа с исполнением бюджета9.
Рисунок 2 - Функционирование муниципального заказа во взаимосвязи с бюджетным процессом
С целью обеспечения доступа к информации о потребностях муниципального образования в товарах (работах, услугах) в соответствии с Положением о муниципальном заказе оформляется сводный реестр потребностей. Данный документ может быть представлен всем лицам, заинтересованным в поставках товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд, и размещается на официальном сайте муниципального образования.
Муниципальный заказ формируется на основании приоритетных направлений социального и экономического развития муниципального образования и может распространяться на строительство, капитальный ремонт муниципального жилищного фонда и объектов муниципальной инфраструктуры, содержание различных объектов муниципальной собственности, производство и поставку продукции, жилищно-коммунальные, социально-культурные, транспортные и другие работы и услуги10.
Положение о муниципальном заказе в муниципальном образовании устанавливает основания и порядок формирования муниципального заказа, порядок формирования конкурсной комиссии, способы, порядок и условия размещения муниципального заказа, источники и порядок финансирования муниципального заказа, порядок осуществления контроля за формированием, размещением и исполнением муниципального заказа.
На стадии формирования муниципального заказа определяются заказчики и уполномоченные организации, наделяемые правами заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг муниципальные контракты.
Стадия размещения муниципального заказа предполагает осуществление процедур его размещения и заключения муниципального контракта в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами местных органов власти.