Налоговая система: классификация налогов, налоговые органы, функции налогов, принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена значимостью налоговой системы, как в современном мире, так и в глубоком прошлом.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.я

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………...………………………………………...3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА...…………………………………………4
1.1. Классификация налогов……………..……………………………………..4
1.2. Налоговые органы……………………………………..…………………...7
1.3. Функции налогов…………………………………………………………...8
1.4. Принципы налогообложения…………………………………..………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….……………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_ekonomike.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………...………………………………………...3

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА...…………………………………………4

    1. Классификация налогов……………..……………………………………..4
    2. Налоговые органы……………………………………..…………………...7
    3. Функции налогов…………………………………………………………...8
    4. Принципы налогообложения…………………………………..………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….……………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема реферата - «Налоговая система: классификация налогов, налоговые органы, функции налогов, принципы налогообложения».

Актуальность данной темы обусловлена значимостью налоговой системы, как в современном мире, так и в глубоком прошлом.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. Кроме того, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Объектом исследования является налоговая система.

В перечень предметов данной работы входят: классификация налогов, налоговые органы, функции налогов и принципы налогообложения.

Современная налоговая система это не что иное, как результат длительного развития цивилизации, представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием, как экономики, так и государства, она интересна для изучения, потому что постоянно находится в динамике. Например, налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Вот и теперь налоговая система в России претерпевает изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

В системе финансовых отношений государства немаловажную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы играю налоги.

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсах государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

Стоит также отметить, что налог содержит обязательные элементы такие как: субъект (плательщик), объект (доход, имущество, товар), источник уплаты налога (прибыль, доход, дивиденд), единица измерения объекта обложения, величина налоговой ставки (квота), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.

 

 

    1. Классификация налогов

 

Налоги классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов.

  • Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы).
  • Косвенные налоги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

 

  1. По воздействию.
  • Пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества.
  • Прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения.
  • Дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

 

  1. По назначению.
  • Общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ).
  • Маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).

 

  1. По субъекту уплаты.
  • Налоги, взимаемые с физических лиц;
  • Налоги, взимаемые с юридических лиц.

 

  1. По объекту налогообложения.
  • Имущественные налоги.
  • Ресурсные налоги (рентные платежи).
  • Налоги, взимаемые от выручки или дохода.
  • Налоги на потребление.

 

6. По источнику уплаты.

  • Налоги, относимые на индивидуальный доход.
  • Налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • Налоги, относимые на финансовые результаты;
  • Налоги, взимаемые с выручки от продаж.

 

  1. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями.
  • Собственные (закрепленные) налоги.
  • Регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами).

 

1.2. Налоговые органы

 

Налоговыми органами в РФ являются Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ и ее территориальные подразделения. В определенных случаях полномочия налоговых органов выполняют таможенные органы.

Налоговые органы вправе:

  1. Требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
  2. Проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом.
  3. Производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
  4. Вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
  5. Приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, налоговых агентов.
  6. Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего ему имущества.
  7. Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
  8. Требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
  9. Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, с 01.01.2007 г. имеют право взыскивать штрафы с организаций и предпринимателей, не обращаясь с иском в суд.
  10. Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.
  11. Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, налоговых агентов и инкассовых поручений налоговых органов о списании с их счетов сумм налогов и пени.
  12. Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  13. Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
  • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством;
  • о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые органы наравне с судьями вправе устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие налоговую ответственность за совершение налогового нарушения.

 

Налоговые органы обязаны:

1) Соблюдать законодательство о налогах и сборах.

2) Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

3) Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.

4) Проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

5) Осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.

6) Соблюдать налоговую тайну.

7) Направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

 

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством, Налоговым Кодексом.

Предусмотрена ответственность налоговых и таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

 

1.3. Функции налогов

 

Налоги выполняют 2 функции.

  • Фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства).
  • Экономическая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство). Налоги в этой функции выполняют стимулирующую, ограничительную и контролирующую роль.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства. А достигнутое ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств.

Известны 3 способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

а) расширение круга налогоплательщиков;

б) увеличение числа объектов обложения косвенными налогами;

в) повышение налоговых ставок.

 

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы обеспечить развитие производства.

Математически точно определить величину оптимальной ставки налога сложно, но есть 3 признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

  • если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;
  • если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются инвестиции, ухудшается положение населения;
  • если растет «теневая» экономика – скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном воздействии налогов на экономику.

Исследуя связь между величиной налоговой ставки и поступлением налогов в бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что повышение налогов может привести к снижению поступлений в бюджет.

 Смысл кривой в том, что снижение предельных ставок  и вообще налогов обладает  мощным стимулом воздействия  на производство. При сокращении  ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (выпускается больше продукции, доходы людей растут, растут налоги). Это происходит не сразу. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Р. Рейгана.

 

    1. Принципы налогообложения

 

 

  У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли не юристы, а классики экономической науки – А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, Ф. Кенэ, Н. Тургенев.

Принципы налогообложения могут быть определены как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.

Информация о работе Налоговая система: классификация налогов, налоговые органы, функции налогов, принципы налогообложения