Направления экономического выравнивания развития стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является анализ экономического выравнивания развития стран, исследование моделей организации бюджетных систем, рассмотрение политики выравнивания в разных странах.
Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы: раскрыть смысл политики выравнивания, описать две модели организации бюджетных систем, рассмотреть выравнивание экономики в России и странах ЕС.

Содержание

Введение.
1. Смысл политики выравнивания…………………………………………….…6
2. Kонкурентная и кооперативная модели организации бюджетной системы ....................................................................................................................9
3. Политика регионального выравнивания в России……………………….....14
3.1. Механизмы регионального регулирования экономики……………………...17
3.2. Возможности выравнивания региональных диспропорций……………….22
4. Проблема выравнивания уровней экономического развития в странах Евросоюза………………………………………………………………………...30
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КР МАЗГУТЫЧУ.docx

— 1.64 Мб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Филиал в г. Домодедово

 

 

Кафедра гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

 

 

Тракова Юлия Александровна

 

Контрольная работа по дисциплине: «Мировая экономика»

 

На тему: « Направления экономического выравнивания развития стран мира».

 

Вариант № 24

 

 

 

Студентка 2 курса о/о

Группы Э-22

 

Преподаватель:

к.э.н., проф.

Сабиров Р.М.

 

 

Домодедово 2014

Содержание

Введение.

1. Смысл политики выравнивания…………………………………………….…6

2. Kонкурентная и кооперативная модели организации бюджетной системы ....................................................................................................................9

3. Политика регионального выравнивания в России……………………….....14

    3.1. Механизмы регионального регулирования экономики……………………...17

     3.2. Возможности выравнивания региональных диспропорций……………….22

4. Проблема выравнивания уровней экономического развития в странах Евросоюза………………………………………………………………………...30

Заключение.

Список используемой литературы. 
Введение.

Неравномерность развития различных частей единого государства характерна для всех стран мира. Это часто является причиной недовольства как «богатых», так и «бедных» регионов, повышает уровень социальной напряжённости в стране и вызывает различного рода конфликты. Проблема неравномерности в уровне социально-экономического развития регионов относится к числу важнейших внутриполитических целей практически любого государства. 

Для крупных стран с территориально неравномерно развитой экономикой, как правило, характерны чрезмерные межрегиональные контрасты в уровне социально-экономического развития. Несвоевременность и недостаточность принимаемых мер для решения проблемы межрегионального выравнивания инициируют центробежные тенденции и могут привести к распаду государств. 

Говоря об актуальности проблемы выравнивания социально-экономического развития территорий на сегодняшний день, как для России, так и для многих зарубежных государств, необходимо обратиться к истокам проблемы, а также к определению ее места в региональной политике. Поскольку важнейшей задачей деятельности региональных органов государственной власти должно стать устранение указанных негативных тенденций, сближение уровней социально-экономического развития с наиболее развитыми территориями.

Различия социально-экономического развития регионов являются препятствием при формировании целостности хозяйственного пространства, так как при критических значениях способны порождать центробежное поведение территориальных единиц. Необходимость разрешения проблем пространственной трансформации хозяйства без применения неэффективных методик нивелирования специфики территориально обособленных экономических подсистем - составная часть преобразований, переживаемых национальной экономикой.

Поскольку причины неравномерности регионального развития зачастую имеют исторические корни, то и их преодоление не может быть одномоментным и требует некоторого периода времени. Однако, задача обеспечения экономической безопасности стран, а также формирование и реализация национальной экономической стратегии объективно истощают имеющийся ресурс времени многократно.

Отраслевая и территориальная структуры экономики не в полной мере соответствуют текущим и стратегическим задачам. Важнейшей задачей в такой ситуации является согласование ресурсов и направлений деятельности по преобразованию хозяйственного ландшафта, то есть формирование и реализация ответственной и эффективной региональной политики. Наряду с этим, важным становится комплексное понимание природы и смысла, происходящих в стране преобразований, формирования новой структуры региональной политики, ответственной за практическое воплощение, контроль и реализацию предлагаемых системных мер.

Негативные процессы, порождаемые асимметрией, могут быть устранены, «выровнены» с помощью проведения государственной политики выравнивания уровней социально-экономического развития. Понятие «выравнивание» достаточно активно сегодня используется при определении задач экономической политики, как Российской Федерации , так и других стран мира.

Целью данной контрольной работы является анализ экономического выравнивания развития стран, исследование моделей организации бюджетных систем, рассмотрение политики выравнивания в разных странах.

Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы: раскрыть смысл политики выравнивания, описать две модели организации бюджетных систем, рассмотреть выравнивание экономики в России и странах ЕС. 
1.Смысл политики выравнивания.

Смысл политики выравнивания связан с тем, чтобы нивелировать экстремальные (предельные, крайние) аномалии (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов.

В научной литературе понятие «выравнивание» часто используется без разъяснения его экономического смысла. Практически во всех научных источниках под «выравниванием» понимают сближение уровней социально-экономического развития рассматриваемых территорий (регионов, муниципальных образований и т.д.). Однако, как указывает А.Г. Гранберг , перспективы сближения регионов по уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения имеет смысл анализировать только в условиях экономического роста. Очевидно, что приемлем только такой характер сближения регионов, когда темп прироста в отставших регионах превышает положительный темп прироста в более богатых регионах. В условиях экономического спада говорить о «выравнивании» бесперспективно. В данном случае «выравнивание» будет осуществляться только по интенсивности проявления экономического кризиса, глубине падения экономики, сокращения производства и ухудшения уровня жизни населения. То есть будет достигнут обратный эффект. Поэтому необходимы конкретные и реалистичные подходы. В то же время следует отметить, что одни регионы в определенный период характеризуются более высокими, другие – более низкими социальными и экономическими стандартами. Поэтому политика выравнивания должна иметь динамический характер и меняться под воздействием сложной гаммы внешних и внутренних обстоятельств.

Практический смысл политики выравнивания должен состоять в снижении разрыва (отставания) между наиболее развитыми и менее развитыми территориями и определяться:ооооооооооооооооооооооооо 
- более активным включением отсталых регионов в воспроизводственный процесс, повышением их производительности и вклада в производство валового внутреннего продукта, как в относительном, так и в денежном выражении; 
- укреплением экономического потенциала отстающих регионов для решения их социальных задач – повышения уровня жизни населения; 
- обеспечением выполнения органами регионального управления главной задачи своей экономической политики – устойчивого конкурентоспособного поступательного развития экономики с целью обеспечения приемлемого уровня жизни населения территории и укрепления ее финансового потенциала.

Таким образом, под выравниванием асимметрии социально-экономического развития понимается  сближение уровней социально-экономического развития регионов в свете приоритетного развития экономики и социальной сферы наиболее отсталых территорий, создание и укрепления их финансового потенциала с целью обеспечения их экономического роста.

Следует отметить, что выравнивание асимметрии социально-экономического развития является неотъемлемой частью государственной экономической политики. Большая часть форм государственного регулирования экономики, так или иначе, направлена на выравнивание социально-экономического развития территорий, в том числе: 
- непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов; 
- бюджетное регулирование, то есть распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования;оооооооооооо 
- регулирование посредством формирования государственных целевых программ и государственного заказа;оооооооооооооооооооооооооооо 
- социальное регулирование (включая социальное страхование);оооооооо 
- государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Kонкурентная и кооперативная модели организации бюджетной системы .

Суть региональной налогово-бюджетной политики состоит в непосредственном воплощении «территориальной справедливости» применительно к условиям конкретной страны и определении системы взаимоотношений Центра и регионов. Система государственного выравнивания региональных диспропорций, как правило, закреплена конституционно. 

Для каждой страны возможен выбор в широком диапазоне между двумя полярными моделями организации бюджетной системы: конкурентной и кооперативной. 

Конкурентная модель обладает следующими основными особенностями: 

• высокой степенью децентрализации управления; 

• высокой степенью финансовой независимости и самостоятельности региональных властей (совместное федерально-региональное использование налоговых баз, закрепление за каждым уровнем власти своих налогов); 

• слабым участием центрального правительства в политике выравнивания горизонтальных диспропорций. 

Важнейшим условием эффективного функционирования данной модели является инициативность населения и руководства регионов. 

Примером конкурентной модели организации бюджетно-налоговой системы является американская система «бюджетного федерализма», характеризующаяся большой степенью независимости регионов от Центра и минимизацией его перераспределительных функций. Американские законодатели убеждены, что «централизованное» бюджетное выравнивание может подорвать стимулы к поиску новых бюджетных доходов и к экономии государственных средств, ослабить ответственность властей штатов перед их избирателями. Поэтому в США практически отсутствует привычное для России перераспределение средств отдельным штатам из федерального бюджета. 

Вместе с тем в США на протяжении всей истории, и особенно в последние десятилетия, был выработан достаточно эффективный механизм государственного управления выравниванием межрегиональных бюджетных диспропорций. Основными его компонентами являются: бюджетное самофинансирование штатов и система финансирования федеральных целевых программ. 

В штатах установлены те же налоги по наименованию, которые собираются в федеральный бюджет, — подоходный налог с населения и налог на прибыль корпораций. Однако право установления этих налогов является исключительной прерогативой самого штата. Большинство штатов имеют собственные налоговые службы. Так обеспечивается равноправие штатов и федеральных властей в бюджетной сфере. 

В результате к настоящему времени в США сложилась весьма эффективная система самофинансирования местных органов власти: 92,3% доходов штатов составляют собственные доходы, 88,6% которых приходятся на региональные налоги. Таким образом, региональные бюджеты США в своих финансовых средствах менее чем на 12% зависят от федерального правительства. 

Разделение налоговых источников и широкие права штатов и муниципалитетов в сфере налогообложения заложили основу вертикальной сбалансированности бюджетной системы США. 

С 1988 г. механизм бюджетного самофинансирования был дополнен системой финансирования федеральных целевых программ.  

В настоящее время в США реализуется более 500 целевых федеральных программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений финансирования связано с реализацией социальных программ. В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20% расходов штатов. 

Кооперативная модель получила более широкое распространение в мире и обладает следующими особенностями: значительное участие властей всех уровней в функциях перераспределения национального дохода и макроэкономической стабилизации; долевое участие разных уровней власти в главных национальных налогах; утверждение принципа территориальной справедливости. Наибольшее развитие кооперативная модель получила в ФРГ. 

Важнейшим положением Конституции ФРГ служит признание равноценными потребностей федерации, земель и общин в финансовых средствах, что на практике означает примерно равную долю налоговых поступлений в доходной части бюджетов всех уровней. Для удовлетворения этого требования осуществляется сложное многоступенчатое перераспределение налоговых поступлений между бюджетами. 

Согласно Конституции ФРГ существуют общие налоги (с долевым распределением) и налоги федерации, земель и общин. Каждая земля (община) может вводить любой налог, но он не должен повторять федеральные налоги. Нельзя также увеличивать ставки федеральных налогов. Федерация имеет исключительные полномочия на акцизы на крепкие напитки. Землям принадлежит поимущественный налог, налог с наследства и дарений, налог с владельцев автомобилей, акциз на пиво. Общинам принадлежат промысловый налог и местные потребительские налоги. К общим налогам относятся подоходный, корпорационный и НДС. 

В реальной практике у федерации решающие права и в отношении тех налогов, что переданы землям и тех, что частично у них остаются. Объясняется это тем, что федерация следит за единообразием налогов у разных земель и потому определяет законодательство и по налогам, остающимся у них. 

Информация о работе Направления экономического выравнивания развития стран мира