Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:40, контрольная работа
Одним из факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция, выступающая основой рыночного механизма. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
• на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
• рынок характеризуется продуктовой однородностью, то есть продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;
Введение.
Глава 1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция
Экономическая сущность конкуренции.
Основные назначения и функции конкуренции в рыночной экономике.
Разновидность несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах.
Глава 2. Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.
Понятие неценовой конкуренции и ее сущность.
Неценовая конкуренция в рыночной структуре.
Заключение.
Список используемой литературы.
РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:
МИКРОЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА».
Тема: «Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах».
Работу выполнила студентка
1 курса факультета ЭУО
Заочного отделения
Проверил преподаватель
г. Ростов-на-Дону,
2014г.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция
Глава 2. Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Одним из факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция, выступающая основой рыночного механизма. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
• на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
• рынок характеризуется продуктовой однородностью, то есть продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;
• покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;
• должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, то есть должны отсутствовать рыночные барьеры;
• производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения, то есть должна отсутствовать возможность сговора между субъектами рыночной деятельности.
Однако, очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей, не выполняются другие условия из рассмотренных.
В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам несовершенной конкуренции. В курсе экономической теории выделяют несколько основных, довольно несхожих между собой, рыночных структур (моделей):
1) чистая конкуренция;
2) чистая монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
Все три последние модели рынка представляют собой модели несовершенной конкуренции.
Необходимость изучения рынка несовершенной конкуренции объясняется тем, что довольно большой объем экономической деятельности, даже в странах со сложившейся системой рыночного хозяйствования, ведется в условиях, приближенных к чистой монополии. Еще более актуальна эта проблема для современной российской экономики. Кроме того, с аналитической точки зрения изучение чистой монополии полезно для анализа и более характерных рыночных структур: монополистической конкуренции и олигополии.
Таким образом, все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности темы, чему и посвящена контрольная работа.
Рынок не мыслим без конкуренции точно так же, как и конкуренция вне рынка не может проявить своих адекватных функций. Однако, если одни экономисты доказывают необходимость содействия развитию конкурентных основ, то другие разрабатывают методы ограничения конкуренции. В частности, создана отрасль экономической науки, обеспечивающая цивилизованные методы торговли, - маркетинг.
Конкуренция - общественная форма взаимного соперничества, состязания агентов рыночного хозяйства в процессе реализации их экономических интересов. В результате конкуренции достигается максимизация прибыли или выгоды путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. Это с одной стороны, а с другой - конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.
“Конкуренция, если ей не мешают, - писал Ф. фон Хайек, - создает положение, при котором производиться будет, во-первых, все, что хоть кто-нибудь умеет производить и может продать с прибылью по приемлемой для покупателя цене; во-вторых, все будет производиться теми, кто может делать это, по крайней мере, столь же дешево, как и еще кто-то (хотя этот кто-то на деле, возможно, и не производит данный продукт), и, в-третьих, все будет продаваться по цене более низкой (или, по меньшей мере, по столь же низкой цене), какую в принципе мог бы назначить некто, на самом деле данный товар не продающий”.
Закон конкуренции - это регулятор отношений состязательности в рыночном механизме между:
1) товаропроизводителями
за рынок сбыта продукции, ограниченный
платежеспособным спросом
2) предпринимателями за рынок ресурсов в условиях ограниченного их воспроизводства или невосстанавливаемых;
3) продавцами и покупателями
за уровень цен на
4) покупателями за возможность приобрести товар в условиях дефицита.
“Конкуренция, - по мнению К.Маркса, - есть торговое, а не промышленное соревнование. В наше время промышленное соревнование существует лишь ради торговых целей. Всех охватывает своего рода горячка за прибылью, получаемой без производства. Эта периодически наступающая вновь и вновь горячка обнажает подлинный характер конкуренции, которая старается избежать необходимости промышленного соревнования”.
Однако Людвиг Эрхард видел иной смысл: “Конкуренция - эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния. Она одна дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, особенно в их роли потребителей. Она уже уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышения производительности труда... Она не дает погаснуть личному стремлению каждого к трудовым достижениям”.
Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
При наличии данных условий конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:
- стимулирует рост
- согласует через цены
частные интересы
- обеспечивает перелив
капитала в прогрессивные
- выталкивает с рынка
неэффективных товаропроизводит
- действует как фактор безработицы.
Конкуренция в рыночном механизме различается как:
а) внутриотраслевая - между фирмами, производящими равнозначную продукцию (или субституты). Она конституирует стоимость, в силу этого:
- мотивирует рост производительности труда и развитие производства;
- выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками;
- определяет уровень
общественно необходимых
б) межотраслевая - модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.
Конкуренция проявляется в двух видах.
Совершенная конкуренция - это форма обмена без влияния на цену товара, когда возможность увеличить прибыль предполагает перелив капитала и снижение издержек. Это состязание за максимальную прибыль на свободном рынке.
У такой конкуренции много названий: ценовая, честная, добросовестная. Она возможна, если цены плавающие при свободном доступе к условиям реализации и приобретения товаров.
Несовершенная конкуренция - это форма реализации экономической власти монополистов ради максимизации сверхприбыли (экономической прибыли). В этих условиях используются:
- обновление продукции, изменение качества;
- реклама, стимулирование покупок;
- мимикрия изделий;
- гарантированное и послереализационное обслуживание;
- шпионаж, шантаж, разбой;
- дискриминация цен;
- маркетинг.
Признание права “невидимой руки” регулировать рыночный механизм связано с причиной “войны всех против всех” и встречает сопротивление корпораций. “Дамоклов меч” конкуренции отторгается монополизацией рынка. Такое противодействие можно объяснить и действием закона эффекта масштаба капитала, указывающего на то, что рост размеров производства есть результат концентрации и централизации капитала (без чего стремление к сверхприбыли теряет экономический смысл).
Рост размеров производства позволяет ускорять накопление капитала и усиливает экономическое могущество корпорации.
С одной стороны, предприниматель разрабатывает стратегию конкуренции. С другой - исследует поведение конкурентов в отрасли, поскольку знание целей и возможностей конкурента позволяет спрогнозировать собственные действия.
Постоянно осуществляя конкурентные действия, субъекты рынка заинтересованы избавиться от “дамоклова меча”, поэтому предпринимаются меры ограничения конкуренции. Они весьма многочисленны. В частности, создаются:
- ниша - монополизация
конкретного рынка однородных
товаров, отличающихся
- сегмент - выделение в массе товаров оригинального, который возможно монополизировать в силу его редкости или запросов разных групп покупателей.
В числе форм и методов воздействия на стратегию конкурентов можно выделить:
- снижение издержек производства;
- дифференциацию продукции;
- сегментирование или создание ниши рынка;
- внедрение новой техники и технологий;
- реагирование на потребности (спрос рынка);
- низкую себестоимость
единицы продукции как
Но особо важна в конкурентной борьбе диагностика деятельности конкурентов, в частности:
- анализ поведения конкурента на рынке;
- оценка финансовой стабильности конкурентов;
- выявление доли товаров на рынке;
- изучение приемов и методов товарной политики;
- прогнозирование снижения издержек производства;
- определение перспектив конкурента в сегментировании или завоевании ниши;
- анализ системы маркетинга, системы управления, бизнес-плана;
- техническое переоснащение производства;
- анализ рынков ресурсов и других внешних факторов.
Реакция законодательства на появление монополизма однозначна - создать условия для конкуренции. Наблюдается нарушение принципа “laissez faire, laissez passer” (“пусть идет, как идет”) в той мере, в какой монополизм обусловлен процессом развития экономики.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
- предприятия, которые
не реагируют на пожелания
клиентов или нарушения правил
конкуренции своими
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.