Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:00, реферат
. Сложность операций государства настолько велика, что трудно оценить, каковы его суммарные расходы и на что они идут. Только бюджет федерального правительства - документ, содержащий более 1000 страниц, а внутри бюджета непросто разграничить виды деятельности. Какие-то из них осуществляются несколькими различными министерствами или учреждениями. Научные исследования, например, финансируются Министерством обороны, Национальным научным фондом, Национальным институтом здоровья и Национальным управлением по воздухоплаванию и космосу и др. Такой административный орган как, например, Министерства здравоохранения и гуманитарных услуг, предпринимает миллиард различных действий, некоторые из которых только весьма отдаленно связаны друг с другом.
1. Исследование экономики государственного сектора.
2. Нормативная экономика в сравнении с позитивной экономикой.
3. разногласия среди экономистов.
3.1. Неспособность проследить в полной мере последствия государственной политики.
3.2. Различия во взглядах на поведение экономики.
3.3. Разногласия о приоритетах.
4. Вывод.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА.
Исследование экономики государственного сектора ведется в трех направлениях:
1. Выявление того, какие виды
деятельности осуществляются государственным
сектором и как они организуются. Сложность операций государства настолько
велика, что трудно оценить, каковы его
суммарные расходы и на что они идут. Только
бюджет федерального правительства - документ,
содержащий более 1000 страниц, а внутри
бюджета непросто разграничить виды деятельности.
Какие-то из них осуществляются несколькими
различными министерствами или учреждениями.
Научные исследования, например, финансируются
Министерством обороны, Национальным
научным фондом, Национальным институтом
здоровья и Национальным управлением
по воздухоплаванию и космосу и др. Такой
административный орган как, например,
Министерства здравоохранения и гуманитарных
услуг, предпринимает миллиард различных
действий, некоторые из которых только
весьма отдаленно связаны друг с другом.
2. Понимание и прогнозирование всех последствий государственной деятельности (насколько это возможно). Когда корпорация облагается налогом, кто несет его груз? Вряд ли налог направлен просто на то, чтобы уменьшить прибыль корпорации. Более вероятно, что, по крайней мере, часть налога будет переложена на потребителей с помощью более высоких цен или, возможно, будет снижена заработная плата персонала компании. Когда государство принимает закон о контроле над рентой, каковы будут долгосрочные последствия? В конечном итоге будут ли те, кто арендует, более обеспечены? Каковы последствия изменения государством пенсионного возраста для социального обеспечения? Что произойдет при введении платы за обучение в университетах штатов? Что последует за предоставлением бесплатного медицинского обслуживания престарелым?
Последствия государственной
3. Оценка альтернативных стратегий. Чтобы сделать это, нужно не только знать последствия альтернативных стратегий, но и разработать критерии их оценки. Во-первых, мы должны понимать цели государственной политики, затем знать степень, в которой конкретное предложение отвечает либо кажется, что отвечает, этим критериям. Но даже этого недостаточно. Многие предложения имеют результаты, отличные от тех, которые предполагались, и нужно знать, как их прогнозировать и оценивать.
НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА В СРАВНЕНИИ С ПОЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
Разграничение между анализом
последствий государственной
В нормативной экономике делаются утверждения типа: «Если государство стремится к ограничению импорта нефти с наименьшими издержками для государства и потребителей, то в таком случае предпочтительны тарифы, а не квоты» или «если сельскохозяйственные программы направлены на поддержание беднейших фермеров, то система ценовой поддержки менее привлекательна по сравнению с системой должным образом разработанных трансфертных доходов». Другими словами, в нормативной экономике сравнивается, в какой степени различные государственные программы отвечают желаемым целям, и выясняется, какие программы лучше их достигают. В позитивной экономике, напротив, существуют утверждения типа: «введение квот на нефть в 1250-е гг привело к повышению цен на внутреннем рынке и более быстрому истощению наших природных ресурсов ». Такие утверждения просто описывают результаты программы без оценки того, как она отвечала намеченным целям. Отсутствуют суждения о желательности или нежелательности полученных результатов.
Когда экономисты делают такие
В тоже время экономисты часто комментируют цели, которые выдвигают политики и те, кто отвечает за формирование политики в области экономики; иногда поставленные политиками цели не являются их действительными целями. Тогда существует определенный подтекст. Экономисты могут использовать тот факт, что какая-то программа отличается от той, которая должна бы быть разработанной для достижения поставленной цели, чтобы указать на то, что «настоящая» цель иная. В таком случае они, анализируя последствия программы, делают заключения о ее действительных целях.
Экономисты также стремятся
Эти два подхода, позитивный и
нормативный, взаимно дополняют
друг друга. Чтобы судить о
том, какие меры следует
Некоторые примеры могут
А) насколько увеличатся цены на сигареты или спиртные напитки?
Б) как это отразится на спросе на сигареты или алкоголь?
В) тратят ли лица с более низкими доходами на курение и алкогольные напитки большую часть своих доходов, чем в подобной ситуации лица с более высокими доходами?
Г) каковы наиболее вероятные последствия увеличения этого налога для прибыли в табачной промышленности или в производстве спиртных напитков?
Д) как скажется налог на сигареты, на ценах на табак и на доходе производителей табака? Или налог на алкогольные напитки - на их цене и, следовательно, на доходе винокуров и пивоваров?
Е) какими будут последствия уменьшения курения для заболеваний раком легких и болезней сердца? Какая доля соответствующих медицинских расходов приходится прямо или косвенно на государство как таковое? Как скажется уменьшение употребления алкогольных напитков на частоте дорожных происшествий и на соответствующих медицинских расходах? Какое воздействие окажет увеличение продолжительности жизни благодаря сокращению употребления сигарет на систему социального обеспечения?
С другой стороны, нормативная экономика занимается качественной оценкой этих разнообразных последствий, а также выработкой суждений о целесообразности изменений налога:
А) если нашей основной
целью в выборе налогов
Б) если нашей основной заботой при выборе налогов является выяснение того, как налог изменяет поведение заинтересованных лиц (по сравнению с поведением при отсутствии налога), то какой налог предпочтительнее – на спиртные напитки или табачные изделия?
В) какой из двух налогов лучше с точки зрения сокращения медицинских расходов?
Г) существуют ли другие, более приемлемые налоги, помимо указанных, для достижения той или иной конкретной цели государства?
В качестве второго примера допустим, что государство рассматривает вопрос об уменьшении загрязнения окружающей среды сталелитейными фирмами – наложить на них штраф либо, напротив, субсидировать приобретение оборудования, уменьшающего загрязнение, чтобы сделать их производство менее вредным. Позитивная экономика затрагивает такие проблемы:
А) как штрафы (или субсидии) разных размеров отразятся на сокращении уровня загрязнения?
Б) насколько благодаря наложению штрафов возрастает цена на сталь?
В) в какой мере взлет цен уменьшит спрос на сталь в США?
Г) как повлияет это уменьшение спроса на занятость и прибыль в сталелитейной промышленности?
Д) сколько готовы платить за сокращение уровня загрязнения те, кто живет в окрестностях сталелитейных предприятий? Иными словами, насколько им это выгодно?
Нормативная экономика в свою очередь вновь концентрирует внимание на оценке различных результатов:
А) если нас заботят, прежде всего, бедные, то какая система налогов или субсидий была бы предпочтительней? Бедных как потребителей затрагивают изменения цен на все товары, при производстве которых используется сталь. Так как они, вероятнее всего, живут вблизи сталелитейных предприятий, загрязнение затронет их с большей вероятностью, нежели богатых. Но, если штраф уменьшает спрос на сталь и рабочую силу в сталелитейной промышленности, беднейшие неквалифицированные рабочие будут теми, кто пострадает больше других. Как мы суммируем все эти последствия? И какой уровень налога или субсидии оптимален для благосостояния бедных?
Б) если нас заботит максимизация национального дохода, то какая система – налогов или субсидий – была бы предпочтительней? Или отказаться от обеих? И вновь если желательно иметь то или другое, то каков тот уровень налогов или субсидий, который максимизирует национальный доход?
Этот пример типичен для
Различие между постановкой
РАЗНОГЛАСИЯ СРЕДИ ЭКОНОМИСТОВ.
Мы говорили, что анализ экономической политики распадается на две части: анализ последствий и их оценка. На обеих стадиях возникают расхождения во мнениях.
В дебатах об экономической
политике по поводу многих
центральных проблем
Существует три широкие сферы,
в которых возникают
Информация о работе Нормативный и позитивный подход при анализе деятельности государства