Обработка экспертной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

1) Выбрать объекты для экспертной оценки;
2) произвести оценку методами балльных оценок, ранжирования и парных сравнений;
для этого в каждом случае необходимо:
a) разработать анкету с соответствующей инструкцией;
b) провести опрос;
c) оценить согласованность экспертов;
3) сделать вывод о работе.

Вложенные файлы: 1 файл

теория принятия решения.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

НОВОУРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Кафедра экономики и  управления

 

 

 

 

 

 

 

 

    • Отчет по домашней работе

 

 

на тему: «Обработка экспертной информации»

 по курсу: «Теория принятия решений»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ИЭ-57з

Шимаева О.В.

Принял:

Сучков В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Новоуральск 2011

Содержание


 

 

 

 

 


Задание

 

1) Выбрать объекты  для экспертной оценки;

2) произвести оценку  методами балльных оценок, ранжирования  и парных сравнений;

для этого в каждом случае необходимо:

a) разработать анкету с соответствующей инструкцией;

b) провести опрос;

c) оценить согласованность экспертов;

3) сделать вывод о  работе.


 

1 Обработка  результатов ЭКСПЕРТИЗЫ, проведеннОЙ  методом балльных оценок

 

Анкета для метода балльных оценок представлена в приложении А.

Представим результаты анкетирования, проведенного методом балльных оценок,

в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты анкетирования

Эксперт

Утюги (критерий оценки – удобства эксплуатации)

bosch

moulinex

philips

 rowenta

 siemens

 tefal

gorenje

1

5

4

5

3

4

5

3

2

5

5

4

2

3

5

4

3

5

4

3

3

3

5

4

4

4

5

5

3

4

5

4


 

На основе полученных данных произведем обработку результатов непосредственной оценки. Оценки каждого объекта рассматриваются  независимо друг от друга. Эксперты выполняют  роль некоторых измерительных приборов.

Для обработки полученных результатов  используются методы математической статистики:

1) Математическое ожидание:

Мj =

,                            (1)

 

          где  Cij – оценка i экспертом j объекта;

                 m – число экспертов.

 


2) Медиана – это оценка среднего эксперта. Для получения медианы все оценки объекта упорядочиваются. Затем, если число оценок нечетно, то медианой является центральная оценка. Если число оценок четно, то медиана – это полусумма двух центральных оценок.

 

 

 

3) Дисперсия:

Dj =

,                (2)

 

        где Cij – оценка i экспертом j объекта;

              Мj – математическое ожидание j объекта;

              m – число экспертов.

 

 

4) Среднеквадратичное отклонение:

,                             (3)

где Dj – дисперсия j объекта.


 

5) Коэффициент вариации:

                                                                     ,              (4)

 

        где  j – среднеквадратичное отклонение j объекта;

              Мj – математическое ожидание j объекта.

С помощью коэффициента вариации оценивается  согласованность экспертов. Чем  меньше значение коэффициента, тем  согласованность выше.

 

 

 

     Получили, что:

     g1 = 0,1 (g <0,1) - согласованность высокая;

     g2 = 0,17 (g = 0,16¸0,25) - согласованность средняя;

     g3 = 0,3(g = 0,26¸0,35) - согласованность ниже средней;

     g4 = 0,18 (g = 0,16¸0,25) - согласованность средняя;

     g5 = 0,163 (g = 0,16¸0,25) - согласованность средняя;

     g6 = 0 (g ~ 0,1) – согласованность высокая;

     g7 = 0,13 (g =0,11-0,15)-согласованность выше средней;


Выполненные расчеты представим в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты расчетов

Методы матем.

статистики

Утюги

bosch

moulinex

philips

rowenta

 siemens

 tefal

gorenje

Математич.

ожидание

4,75

4,5

4,25

2,75

3,5

5

3,75

Медиана

5

4,5

3,5

2,5

3

5

4

Дисперсия

0,25

0,44

1,66

0,25

0,33

0

0,25

Среднеквадр.

отклонение

0,5

0,77

1,29

0,5

0,57

0

0,5

Коэффициент

вариации

0,1

0,17

0,3

0,18

0,163

0

0,13


 

Получив коэффициенты вариации можно  сделать вывод о согласованности  экспертов. Согласованность. Коэффициент  вариации утюга «bosch, равен 0,1, поэтому можно сделать вывод о том, что согласованность экспертов высокая. Согласованность экспертов при оценке утюгов «tefal»  единодушная, т.к. коэффициент вариации равен 0.

Согласованность экспертов при  оценке утюга «moulinex», «rowenta » и « siemens» считается средней, т.к. коэффициенты вариации равны 0,17, 0,18 и 0,163 соответственно. Согласованность экспертов при оценке утюга «philips» считается ниже среднего, т.к. коэффициент вариации равен 0,3. Согласованность экспертов при оценке утюга « gorenje» считается выше среднего, т. к. коэффициент вариации равен 0,13.


2 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПРОВЕДЕННОЙ МЕТОДОМ РАНЖИРОВАНИЯ

 

Анкета для метода ранжирования представлена в приложении Б.

Представим результаты анкетирования, проведенного методом ранжирования, в таблице 3.

 

Таблица 3 – Результаты анкетирования

Эксперт

                           Утюги (критерий оценки – удобства  эксплуатации)

 bosch

moulinex

philips

rowenta

 siemens

 tefal 

gorenje 

1

5

4

2

3

6

1

7

2

3

4

2

4

6

1

7

3

5

3

2

4

6

1

7

   4

3

4

5

2

7

1

6


 

На основе полученных данных произведем обработку результатов непосредственной оценки. Оценки каждого объекта рассматриваются независимо друг от друга. Эксперты выполняют роль некоторых измерительных приборов.

Для обработки результатов необходимо вычислить следующие значения:

  1. Сумма рангов Rj:   

                                           Rj =   ∑ Cij ,                         (5)

где Cij – оценка i экспертом j объекта.  Данные в таблице №4.

 

2)   Удельный вес Vj:

                                           Vj = ,                  (6)

где Rj – сумма рангов j объекта;

       n – число объектов;

       m – число экспертов.

     Найдём веса объектов:

,

где - сумма рангов j объекта;

       n – число критериев (объектов);

       m – число экспертов.

 

 

 


Выполненные расчеты представим в  таблице 4.

Таблица 4 – Результаты расчетов


Для того, чтобы сделать вывод  о согласованности экспертов  необходимо вычислить коэффициент  согласованности w:

                                                        ,                          (7)

где   n – число объектов;

      m – число экспертов;

      S – реальная сумма квадратов отклонений:

                 (8)

 

S = (16-16)2+ (15-16)2+ (11-16)2+ (13-16)2+ (25-16)2+ (4-16)2+(27-16)2 =

= 0+1+25+9+81+144+121 = 381

Сравнив полученное расчетное значение (S=381) с табличным значением (S=217), можно сделать вывод о том, что уровень согласованность экспертов имеется.

 

w =

 

Вывод:  w=0,85 и поэтому можно сказать, что уровень согласованности существенный, так как гипотеза о согласованности экспертов выполняется.


3 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПРОВЕДЕННОЙ МЕТОДОМ ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ

 

Анкета для метода парных сравнений представлена в приложении В.

Результаты проведения экспертизы по методу парных сравнений представлены ниже.

 

Определение оценок групповых  матриц.

Формируем индивидуальные оценки каждого  эксперта по каждой матрице. Результаты формирования индивидуальных оценок каждого эксперта представлены в таблицах 5,6,7,8..

Таблица 5- Матрица результатов  эксперта №1


 

Таблица 5 - Матрица результатов  эксперта №1

AvonOriflameFaberlikL’Oreal ParisMax FactorMary KayMaybelline

 

Avon0000101

Faberlik1000111

L’Oreal1110110

Max Factor0000010

Mary Kay1000000

Maybelline0001110

сумма4121


Таблица 6- Матрица результатов  эксперта №2

 

 

Таблица 6 - Матрица результатов  эксперта №2

AvonOriflameFaberlikL’Oreal ParisMax FactorMary KayMaybelline

 

Avon0001110

Oriflame1011001

Faberlik1001110

L’Oreal0000110

Max Factor0100010

Mary Kay0100100

Maybelline1011010

сумма322445


       

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7- Матрица результатов  эксперта №3


    Таблица 8- Матрица результатов  эксперта №4


Таблица 7 - Матрица результатов  эксперта №3

AvonOriflameFaberlikL’Oreal ParisMax FactorMary KayMaybelline

 

Avon0011010

Oriflame1011010

Faberlik0001001

L’Oreal0000101

Max Factor1110001

Mary Kay0011100

Maybelline1100010

сумма3244233


Таблица 9 - Групповая матрица результатов  всех экспертов

 


 

 

Таблица 8 - Матрица результатов  эксперта №4

AvonOriflameFaberlikL’Oreal ParisMax FactorMary KayMaybelline

 

Avon0011010

Oriflame1011001

Faberlik0001110

L’Oreal0000110

Max Factor1100010

Mary Kay0

100000

Maybelline1011110

сумма3234351


 

Таблица 9 - Групповая матрица результатов  всех экспертов


 Находим оценку согласованности по групповой матрице:

  

                              (9)

 

где - оценка согласованности экспертов;

- групповая оценка s-го объекта по сравнению с j-м объектом ( );

m – количество экспертов;

 n – количество объектов;

ω1 = 0 +2(2-1)/2 + 1(1-1)/2 + 3(3-1)/2 + 3(3-1)/2 + 1(1-1)/2 + 3(3-1)/2 = 1 + 3 +3+3 =10

Информация о работе Обработка экспертной информации