Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 12:42, реферат
Швейцария относится к числу наиболее респектабельных финансовых центров Европы. Традиционный статус нейтрального государства, местоположение в центре Европы, устоявшиеся демократические институты обеспечили Швейцарии особое положение на политической карте мира. Швейцария - вне военных, политических и расовых конфликтов
Общая характеристика банковской системы Швейцарии
Швейцария относится к числу наиболее
респектабельных финансовых центров
Европы. Традиционный статус нейтрального
государства, местоположение в центре
Европы, устоявшиеся демократические
институты обеспечили Швейцарии
особое положение на политической карте
мира. Швейцария - вне военных, политических
и расовых конфликтов. Потрясения
двадцатого столетия не затронули ее
политический и экономический суверенитет.
Политическая стабильность и экономическое
процветание обусловили привлекательность
Швейцарии в глазах состоятельных
людей других стран. Более 10% ее постоянных
жителей - иностранцы. Со всего мира
сюда стекаются банковские вклады.
Швейцария является транзитным пунктом
международных финансовых потоков.
Швейцарский франк входит в число
основных резервных валют мира. Швейцарская
банковская система находится на
одном из первых мест в мире по уровню
конфиденциальности банковских вкладов.[7,с.16]
Швейцария - страна банков. На 1,5 тыс. жителей
приходится один банк. В стране функционирует
140 филиалов (отделений) крупных иностранных
банков. Швейцарская банковская система
объединяет более 500 банковских организаций.
Все швейцарские банки традиционно делятся
на три основные группы:
1. Крупнейшие национальные
банки - Юнионбэнк оф Свитцелэнд (Union
Bank of Switzerland), Суиссбэнккорпорэйшн (Suiss
Bank Corporation) и Суисс кредит бэнк (Suiss Credit
Bank). Крупные банки называются так потому,
что размах и объем их операций на национальном
и международном уровнях значительно
превосходят подобные показатели других
банков. Крупные банки универсальны. Они
осуществляют все виды банковской деятельности:
принятие вкладов, выдачу кредита, операции
с иностранной валютой и драгоценными
металлами, управление портфелями ценных
бумаг, трастовую деятельность, работу
на рынке ценных бумаг и т. п. При этом клиентам
ставят определенные условия, например,
годовой оборот по счету должен быть минимум
3 млн. долл. либо неснижаемый остаток —
250 тыс. долл.
2. Частные банки,
основной вид деятельности которых –
управление инвестиционными портфелями.
Частные банкиры являются старейшими
членами швейцарской банковской системы
и все еще имеют большой вес в банковском
сообществе, хотя и занимают очень небольшую
нишу в кредитной структуре Швейцарии.
Обычно, частные банкиры работают в режиме
партнерства (товарищества) и, следовательно,
несут ответственность перед своими кредиторами
на полную стоимость своего частного достояния.
По традиции, частные банки занимаются
в основном обслуживанием отдельных физических
лиц, особенно в отношении управления
имуществом и портфелями ценных бумаг.
Частные банкиры не могут открыто пользоваться
рекламой для привлечения вкладов в банк,
но им позволено рекламировать свои услуги
по управлению имуществом и деятельности
на рынке ценных бумаг, и по закону от них
не требуется раскрывать информацию о
банковских счетах. Частные банки на клубной
основе занимаются семейными финансовыми
делами лиц с крупным состоянием. Они не
проводят коммерческих сделок, не выдают
кредитов и не подвергают себя никаким
рискам в обычных банковских операциях,
осуществляя только управление деньгами клиентов.
Как правило, частные банки не работают
с суммами меньше 300 тыс. долл. Персонализированный
портфель начинают составлять от 500 тыс.
или даже миллиона долл. Швейцарские частные
банкиры не любят счета, по которым в течение
месяца проходит много зачислений и снятий
денег. Они предпочитают инвестиционные
счета с большими остатками, которые используют
для вложения клиентских средств в различные
финансовые инструменты. В большинстве
случаев основной капитал прочих банков
принадлежит небольшой группе лиц. Они
обычно занимаются всеми видами банковской
деятельности, располагая свои учреждения,
главным образом, в Цюрихе, Женеве, Лугано
и Лозанне, но обслуживают в основном отдельных
физических лиц.[ 6,с. 49]
3. Кантональные, местные
и сберегательные банки, в основном
работающие с местными вкладчиками в своих
регионах. Они предоставляют также ссуды
и осуществляют расчетно-кассовые операции.
[12, С. 217]
Кантональные или муниципальные банки
в отличии от обычных коммерческих банков
в значительной степени сосредотачивают
свою деятельность на решении инвестиционных
задач регионального уровня. Муниципальный
банк кредитует местное коммунальное
хозяйство, предоставляет населению ссуды
для жилищного строительства, в том числе
ипотечные кредиты, кредитует муниципальные
предприятия, в основном средние и мелкие.
В формировании ресурсов таких банков
активную роль играют средства местных
бюджетов, которые через кредитные вложения
направляются на различные мероприятия,
имеющие длительный срок окупаемости.[11,
С. 345 ]
Более половины прочих банков находится
под иностранным контролем. Наличие иностранного
контроля предполагается в том случае,
когда иностранцам принадлежит такая
доля, которая превышает половину акционерного
капитала или половину прав голоса, или
когда иностранцы каким-либо иным способом
оказывают решающее влияние на банк. Термин
"иностранец" применяется к лицам,
не являющимся швейцарскими гражданами
и не имеющим разрешения на постоянное
пребывание в Швейцарии, а также к юридическим
лицам и конкретным членам товарищества
(партнерства), которые имеют свой зарегистрированный
офис за рубежом или - если их зарегистрированный
офис находится в Швейцарии - работают
под контролем лиц-нерезидентов. Определение
понятия иностранного контроля означает
признание того факта, что существуют
швейцарские банки, которые контролируются
иностранцами, имеющими право на постоянное
местожительство в Швейцарии, но их количество
ограничено.
Иностранные банки открывают свои офисы
в Швейцарии не только из соображений
представительства и престижа, но и для
того, чтобы:
· предоставить иностранные банковские
услуги своим «домашним» потребителям
(включая филиалы за рубежом);
· вступить в деловые отношения со швейцарскими
компаниями в их собственной стране, например
предоставляя кредиты филиалам швейцарских
компаний за рубежом;
· принять участие в деятельности на швейцарском
рынке капиталов. [6, С.49]
Рассмотрение лишь банковской системы
Швейцарии не дает полного представления
о своеобразии и широких возможностях
приложения капитала в этой стране. В кредитную
систему Швейцарии органично входят также
финансовые компании. Они делятся на:
· компании, рекламирующие себя для приема
депозитов, которые обязаны отвечать всем
требованиям федерального банковского
законодательства;
· компании, не принимающие депозиты, но
выполняющие другие банковские операции.
Они подпадают под регулирование лишь
некоторых статей данного законодательства.
[12, С. 217]
Швейцарское банковское дело - явление
относительно недавнее: лишь в середине
XIX в. оно встало на ноги, достигло уровня
международного стандарта и ныне по своей
деловой активности и эффективности занимает
ведущее место в мире.
Некоторые исследователи выделяют три
сферы спроса на банковское обслуживание,
которые объясняют весьма позднее становление
Швейцарии как мирового финансового центра:
предоставление кредитов; предложение
финансовых имущественных вложений; облегчение
системы расчетов.
Анализируя тенденции развития Швейцарии
как финансового центра в XX-XI вв., специалисты
считают, что, помимо свободных ссудных
капиталов, активизации мировых финансовых
центров способствуют развитая кредитная
система, льготное налоговое и валютное
законодательство, существование рынка
золота. Всеми этими условиями обладает
Швейцария.
Так, кредитная система Швейцарии развивалась
по тем же законам, что и в других странах,
экономические кризисы приводили к исчезновению
мелких, средних и ряда крупных банков
и ко все большей концентрации и централизации
банковского капитала.
В настоящее время в стране сложилась
кредитная система, которая характеризуется
чрезвычайно разветвленной сетью. Она
включает в себя кантональные банки, гроссбанки,
региональные банки и прочие финансовые
институты (Таблица 1). В стране функционируют
2,7 тыс. банковских учреждений, или один
на 1,2 тыс. жителей (в Японии и Великобритании
- на 4-5 тыс.).
Таблица 1
Структура кредитной системы Швейцарии
|
|
| |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Банковская отрасль страны имеет
определяющее значение для национальной
экономики. По данным Федерального статистического
ведомства, добавленная стоимость,
произведенная финансовыми
Банковский сектор важен и как источник
поступления налогов. В 2000 г. банки, их
служащие и акционеры отчислили в казну
Конфедерации, кантонов и общин налогов
в размере почти 14 млрд. шв. фр., что соответствует
14% всех налоговых поступлений(Табл. 2).
Таблица 2
Значение банков для экономики Швейцарии
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Швейцарские банки действуют в
условиях небольшого, но открытого
народного хозяйства, а потому связи
за пределами национальных границ имеют
жизненно важное значение. Это важно и
потому, что институциональные барьеры
на пути оказания трансграничных финансовых
услуг постепенно снимаются.
Следствием этого стала экспансия швейцарских
банков на различных национальных рынках
Европы (например, программа UBS «
О роли Швейцарии как финансового центра
говорит высокая степень вовлеченности
страны в международные финансовые рынки
и наличие значительных капиталовложений
за рубежом. Сделки, совершаемые за рубежом,
включают операции как с клиентами-нерезидентами,
так и с банками. Начиная с 1965 г. статус
швейцарских банков за границей (в активах
и пассивах) неуклонно повышался. К 2004
г. их совокупные зарубежные активы составили
1,3 млрд. шв. фр., а сумма иностранных обязательств
равнялась 1,2 млрд. шв. фр. [21]
Отличительной чертой швейцарской банковской
системы является строгий контроль за
деятельностью банков и инвестиционных
компаний. После второй мировой войны
в Швейцарии не было ни одного случая банкротства.
Контроль за банками имеет трехступенчатую
структуру и осуществляется Федеральной
банковской комиссией, Национальным Банком
и Швейцарской банковской ассоциацией.
Деятельность банков, ее регулирование
и контроль проходят в соответствии с
Федеральным банковским законом о банках
и сберегательных банках от 8 ноября 1934
г. Главное назначение Закона - защита
интересов клиента.
Банковская лицензия выдается Федеральной
банковской комиссией только в том случае,
если банк отвечает всем требованиям Закона.
Исключения не допускаются. В случае, если
обнаруживаются нарушения Закона, выданная
лицензия может быть немедленно отозвана.
[12, С. 217]
Еще одна черта, определяющая высокий
рейтинг швейцарских банков, - банковская
секретность. Тайна вкладов защищена в
Швейцарии положениями как гражданского,
так и уголовного права. Банк, не умеющий
хранить секреты своих клиентов, может
быть лишен лицензии, а служащим за разглашение
такой информации грозит тюремное заключение
на срок до шести месяцев или штраф до
50 тыс. швейцарских франков. Банковская
информация может быть открыта правительственным
органам только в том случае, если есть
доказательства причастности клиента
к уголовному преступлению. При этом уклонение
от уплаты налогов преступлением в Швейцарии
не считается. Нарушение валютного регулирования
других стран также не подпадает по швейцарскому
уголовному праву в разряд преступлений.
К особенностям банковской системы Швейцарии
следует отнести также функционирование
Банковского комитета.
Банковский комитет - это независимый
орган, не подчиняющийся ни правительству,
ни Национальному банку. Комитет контролирует
соблюдение банками Закона о банковской
деятельности, свода правил и установленных
нормативов. Он призван защищать интересы
акционеров. Комитет в своей деятельности
опирается на независимые аудиторские
службы, которые находятся вне банка, а
также на внутренний аудит банка. Комитету
предоставлено право при назначении людей
на руководящие банковские посты высказывать
свое мнение. В Швейцарии деятельности
этого органа придают большое значение.
Решения банковского комитета обязательны
для выполнения.[12, С. 218]
Уникальной особенностью швейцарских
частных банков является то, что они практически
никогда не зарабатывают на разнице между
доходом от использования вложенных клиентом
средств и выплаченной ему ставкой процента.
В то же время они не гарантируют вкладчикам
получения процентов по счету. Швейцарский
частный банк только управляет деньгами
в интересах клиента в соответствии с
его указаниями и за это получает от него
вознаграждение (management free). Управление
счетом означает, что клиенту принадлежит
абсолютно все, что банк смог заработать
на его деньги (за вычетом management free).Швейцарские
банки крайне редко дают кредиты третьим
лицам, основной доход они имеют от операций
с различными валютами и ценными бумагами.
Швейцарский банк никогда не примет деньги
от клиента, заранее не оговорив, с какой
степенью риска он должен ими управлять.
Если клиент не хочет ни малейшего риска,
его деньги будут вкладывать только в
стабильные валютные депозиты в самых
стабильных банках. Именно поэтому швейцарские
банки практически не могут обанкротиться:
они не обещают гарантированный доход
и, соответственно, не ищут высокодоходных
(более рискованных) объектов вложения
денег.[6,С.50]
Банк Швейцарии
1. Общая характеристика
Центральные банки являются регулирующим
звеном в банковской системе, поэтому
их деятельность связана с укреплением
денежного обращения, защитой и обеспечением
устойчивости национальной денежной единицы
и ее курса по отношению к иностранным
валютам, развитием и укреплением банковской
системы страны, обеспечением эффективного
и бесперебойного осуществления расчетов.[12,
С 214.]
20 марта1903 года национальный советник
Шеррер-Фуллер предложил законопроект о
создании центрального банка.Федеральный
закон о Национальном банке Швейцарии
был принят 6 октября1905 года. С 20 июня1907
года Национальный банк Швейцарии начал
свою работу вБазеле, Берне, Женеве, Санкт-
Деятельность банка определена статьей
99 Конституции Швейцарии:
1. денежное и валютное дело находится в
ведении Конфедерации; ей одной принадлежит
право выпуска монет и банкнот;
2. Национальный банк Швейцарии как независимый
центральный банк проводит денежную и
валютную политику, которая служит общему
интересу страны; он управляется при участии
и под надзором Конфедерации;
3. Национальный банк Швейцарии образует
из своих доходов достаточные валютные
резервы; часть этих резервов содержится
в золоте;
4. чистая прибыль Национального банка Швейцарии
не менее чем на две трети поступает кантонам.
[1]
Более подробно деятельность банка описана
в Федеральном законе о Национальном банке
Швейцарии от 3 октября 2003 года с поправкам,
внесенными 1 января 2009 года. Согласно
переводу автора курсовой с английского
языка:
Статья первая говорит о правовом статусе
и наименовании:
Центральный банк Швейцарии является
акционерным обществом с особым статусом.
Название банка на официальных языках
Швейцарии: нем. Schweizerische Nationalbank, фр. Banque
Nationale Suisse, итал. Banca Nazionale
Статья третья говорит о головных центрах,
филиалах, представительствах:
Банк имеет две штаб-квартиры: одна находится
в Берне, вторая — в Цюрихе; филиал банка
находится в Женеве, представительства
— в Базеле, Лозанне, Лугано,
В четвертой статье определяется то, что
Национальный банк Швейцарии выпускает банкноты
Задачи Национального банка Швейцарии
изложены в пятой статье первой главы
Федерального закона о Национальном банке
Швейцарии.
1. Национальный банк должен проводит кредитно-денежную
политику, служащую интересам страны в
целом. Он должен обеспечивать стабильность
цен. При этом он должен учитывать развитие
экономики.
2. В рамках этой деятельности он должен
выполнять следующие задачи:
· Он должен обеспечивать ликвидность
· Он должен обеспечивать выпуск и распределение денежных
средств.
· Он должен содействовать и обеспечивать
функционирование безналичных платёжных
систем.
· Он должен управлять валютными резервами.
· Он должен способствовать обеспечению
стабильности финансовой системы.
3. Он должен принимать участие в международном
валютно-финансовом сотрудничестве. Для
этой цели он должен работать совместно
с Федеральным советом в соответствии с
федеральным законодательством.
4. Он должен предоставлять банковские услуги Конфедерации.
При этом он должен действовать от имени
компетентных федеральных властей.
В 6 статье говорится о независимости Национального
банка Швейцарии, а именно, то что не допускается
запрашивать или принимать указания либо
из Совета Федерации или Федерального
Собрания или любого другого органа.
Во-первых, Национальный банк должен регулярно
обсуждать с Федеральным Советом экономическую
ситуацию, денежно-кредитную политику
и актуальные вопросы федеральной экономической
политики. Федеральный совет и Национальный
банк должны информировать друг друга
о своих намерениях, прежде чем принимать
важнейшие решения по экономическим вопросам
и вопросам денежно-кредитной политики.
Годовой отчет Национального банка, годовой
бухгалтерской отчетности должны быть
представлены в федеральный совет для
рассмотрения до их утверждения на общем
собрании акционеров.
Во-вторых, Национальный банк должен отчитываться
о выполнении своих задач в соответствии
со статьей 5 Федеральному Собранию ежегодно
в форме доклада. В-третьих, публикует
свой ежегодный доклад. Кроме того, он
публикует ежеквартальные отчеты о развитии
реального сектора экономики и денежной
ситуации, он также публикует данные по
денежно-кредитной политике на еженедельной
основе.
Согласно 8 статье Национальный банк освобождается
от прямых федеральных налогов.
[2.]
Рассмотрим таблицу «Изменения в операциях
центральных банков с 2007 г.»:
Таблица 3
Изменения в операциях центральных банков
с 2007 г.
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Окончание таблицы 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Общая характеристика банковской системы Швейцарии