Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа
В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.
Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.
Введение…………………………………………………………………………….2
1 Проблемы производства общественных благ…………………………………3
1.1 Теоретические основы общественных благ………………………………….3
1.2 Ценообразование общественных благ………………………………………..12
1.3 Применение и производство общественных благ в рыночной
экономике………………………………………………………………………….14
1.4 Подразделение благ…………………………………………………………..16
2 Проблема производства общественных благ в России………………………19
2.1 Общественный товар, его состав и стадии движения………………………..19
2.2 Проблема производства общественных товаров. Проблема
безбилетника……………………………………………………………………....20
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Проблемы производства общественных благ…………………………………3
1.1 Теоретические основы общественных благ………………………………….3
1.2 Ценообразование общественных благ………………………………………..12
1.3 Применение и производство общественных благ в рыночной
экономике………………………………………………………
1.4 Подразделение благ………………………………
2 Проблема производства общественных благ в России………………………19
2.1 Общественный товар, его состав и стадии движения………………………..19
2.2 Проблема производства общественных товаров. Проблема
безбилетника………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….25
Введение
В рыночной системе действуют
Но рыночная система не способна
эффективным образом
Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
1 Проблемы производства общественных благ
Новый подход к изучению общественных
финансов был предложен английским
экономистом А. Пигу в 1920-х гг. В его основе
лежало понятие экстерналий (внешний эффектов),
на основе которого автор разделил частные
и общественные блага. Внешними эффектами (англ.
В качестве способа решения проблемы внешних эффектов А. Пигу видел налогообложение, в частности введение налога на каждую единицу общественного блага, генерирующего отрицательные внешние эффекты. Налог такого типа получил название налога Пигу. Ставка налога Пигу устанавливается в сумме, равной внешним затратам при общественно оптимальном объеме выпуска. Дискуссия перешла на новый содержательный уровень с развитием понятия предельной полезности, заложившей основы новой теории стоимости. Основным аргументом этой теории, разработанной в трудах итальянских экономистов Сакса и Мацоллы, стало предположение о том, что по аналогии с частными благами общественные блага предоставляются для удовлетворения спроса на них со стороны индивидуумов. Предоставление услуг посредством общественного сектора может, таким образом, анализироваться аналогично механизму добровольного рыночного обмена, при котором потребители услуг (общественных благ) оплачивают их потребление (налоговые платежи)[1].
В 1950-х гг. в области общественных финансов основополагающей стала теория общественных благ, разработанная нобелевским лауреатом П. Самуэльсоном. Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага, как блага, обладающего следующими свойствами:
неделимость (несоперничество) — предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличить количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага;
неисключаемость — потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага (например, за неуплату пользования услугой);
невозможность не потреблять — если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.
В своих трудах Самуэльсон также предпринял попытку определить оптимальное распределение ресурсов при наличии как частных, так и общественных благ. Применительно к общественным финансам автор предложил так называемое уравнение Самуэльсона, показывающее, что сумма предельных норм замещения общественного блага на частное в потреблении равна норме замещения общественного блага на частное в производстве.[2]
Р. Масгрейв ввел понятие мериторных благ — публичных благ, имеющих выраженный внешний эффект. Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом совместного потребления. К такого рода благам часто относят здравоохранение и образование.
Особенности общественных и частных благ представлены в табл. 1.1
Таблица 1.1 Сравнительные характеристики общественных и частных благ
Признаки |
Общественные |
Частные блага |
Исключаемость потребителя |
Трудно |
Легко |
Совместность потребления |
Высокая (невычитаемость) |
Низкая (вычитаемость) |
Внешние эффекты, эффект бесплатного потребления |
Сильные |
Слабые |
Возможность их контроля частным образом |
Слабая (государственная власть замыкает на себя позитивные и негативные последствия) |
Сильная |
Соперничество в потреблении |
Нет |
Есть |
Делимость на части |
Трудно |
Легко |
Определение потребности, измерение качества и количества |
Относительно затруднено |
Относительно не затруднено |
Индивидуальный выбор в |
Обычно отсутствует |
Обычно присутствует |
Связь оплаты со спросом и потреблением |
Нет |
Есть |
«Безбилетник» |
Есть |
Нет |
Решения |
Государство |
Рынок |
Общественные товар или услуга, для которых характерны четко выраженные несоперничество в потреблении и неисключаемость потребителей, называются чистым общественным благом. Примерами чистых общественных благ являются услуги по обеспечению обороны и безопасности, охране окружающей среды, выгодами от которых пользуется население страны в целом.
Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, их полезное действие направлено на удовлетворение потребностей групп населения и не разлагается на индивидуальные услуги. Производство чистых общественных благ, в отличие от частных, не подвержено рыночному контролю. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением, спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и количества предоставляемых благ [3].
Неисключаемость потребителей при пользовании общественным благом приводит к возникновению проблемы «безбилетника». Она связана с тем, что индивид, максимизируя свою функцию полезности, стремится снизить свои затраты на производство общественного блага. Он понимает, что сможет воспользоваться благом, даже если переложит затраты на его производство на других потребителей. Если таким образом действует все общество, то благо не будет произведено вообще. Решение проблемы «безбилетника» заключается в том, чтобы государство, используя свои бюджетные ресурсы и силу принуждения, взяло на себя обязанности участвовать в предоставлении общественных благ, которые должны быть произведены.
Если свойства неисключаемости и несоперничества выражены в умеренной степени, общественные товар или услуга называются смешанным общественным благам. К этой категории относится большинство производимых общественных товаров и услуг (например, услуги здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и отдыха). Смешанные общественные блага — это частные блага, предоставляемые органами публичной власти. Государство берет на себя обязанность участвовать в предоставлении этих благ, поскольку рыночные производители по той или иной причине относят их к недостаточно прибыльному бизнесу, и без участия государства объем их производства будет явно недостаточным. Одна из главных особенностей смешанных общественных благ — значительные внешние эффекты, т. е. они приносят пользу не только тому индивиду, который непосредственно потребляет данное благо, но и более широкой совокупности людей. Потребление общественных благ может осуществляться совместно (например, театр, библиотека, автомобильная дорога) или индивидуально (например, продукты питания, одежда, общественный транспорт) [4].
Если чистые общественные блага
предоставляются бесплатно (оплатой
служат налоги и отсутствует непосредственная
связь между оплатой и
Одной из важных функций общественных финансов является перераспределение ресурсов. Выполнение этой функции связано с решением вопроса об оптимальности — эффективного распределения ресурсов при заданных ограничениях, связанных с общественными представлениями о справедливости.
Базовым критерием эффективности в теории общественных финансов принято считать предложенный итальянским экономистом В. Парето критерий (критерий Парето) — улучшение (повышение эффективности) имеет место в тех случаях, когда переход от одной аллокации к другой, во-первых, влечет за собой позитивное изменение значения функции полезности хотя бы одного индивида и, во-вторых, не вызывает негативных изменений значений функций полезности ни одного из прочих индивидов. Ухудшение (снижение эффективности) происходит, когда значения функций полезности одного или нескольких индивидов понижаются, а для остальных индивидов эти значения остаются неизменными [5].
Однако по критерию Парето можно
сравнивать эффективность лишь таких
мероприятий, которые инварианты с
точки зрения распределения и
различаются лишь в отношении
размещения ресурсов. В связи с
этим в 1939 г. британскими экономистами
Н. Калдором и Дж. Хиксом был предложен принцип
компенсации (критерийКалдора-
Система Парето достигла своего пика в 1930-х гг. в работах его последователей. Важными их результатами стали две фундаментальные теоремы социального благополучия, изначально предложенные Парето и Бароном: каждое конкурентное равновесие будет оптимальным по Парето (Первая теорема), и любое Парето-оптимальное распределение ресурсов может быть получено как конкурентное равновесие, при условии соответствующего перераспределения начальных ресурсов (Вторая теорема).
Спрос населения на общественные блага
формируется путем