Общественные фонды потребления в экономике общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 23:27, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что фонды потребления участвуют в жизнедеятельности общества и так же в экономическом круге движения. Государство берет на себя финансирование части расходов на удовлетворение определенных жизненных потребностей через общественные фонды потребления. В некоторых учебниках по экономической теории о них даже не вспоминают. Название «общественные фонды потребления» исчезла из многих документов. За счет бюджетных источников содержатся учреждения по уходу за нетрудоспособными лицами ; гражданам, которые нуждаются в социальной защите, предоставляют безвозмездно жилье; финансируется здравоохранение; реализуются соответствующие социально-экономические, медико-санитарные и оздоровительные программы, в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; содержатся и воспитываются дети-сироты. Государство гарантирует доступность и безвозмездности дошкольного, полного общего среднего.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие экономики общественного сектора………………………………..3
Общественные фонды потребления…………………………………………7
Фонд потребления ……………………………………………………………..9
Объемы общественного сектора в РФ и его значение………………………10
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

экономика общественного сектора.docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

Уфимский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования  "ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

  

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по  дисциплине  «Экономика общественного сектора»

на тему: «Общественные фонды потребления в экономике общественного сектора.»

 

 

  

 

 

  

 

 

                                          

 

 

 

 

  Выполнил: студент  4 курса                                                   

 факультета  финансово-кредитного                                                    

 группы 14БЭВ

Призенцов А.С.                                                    

 № л.д 11флд41251          

                                 Проверил: Силантьев В.Б. 

 

 

  

 

 

  

 

 

                                               

 

Уфа 2014г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

Понятие экономики общественного сектора………………………………..3

Общественные фонды потребления…………………………………………7

Фонд потребления ……………………………………………………………..9

Объемы общественного сектора в РФ и его значение………………………10

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что фонды потребления участвуют в жизнедеятельности общества и так же в экономическом круге движения. Государство берет на себя финансирование части расходов на удовлетворение определенных жизненных потребностей через общественные фонды потребления. В некоторых учебниках по экономической теории о них даже не вспоминают. Название «общественные фонды потребления» исчезла из многих документов. За счет бюджетных источников содержатся учреждения по уходу за нетрудоспособными лицами ; гражданам, которые нуждаются в социальной защите, предоставляют безвозмездно жилье; финансируется здравоохранение; реализуются соответствующие социально-экономические, медико-санитарные и оздоровительные программы, в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; содержатся и воспитываются дети-сироты. Государство гарантирует доступность и безвозмездности дошкольного, полного общего среднего.

Цель данной работы: объяснение смысла данных фондов , а задача наиболее правильно показать смысл данных фондов и рассказать о них как о части экономики общественного сектора.

Понятие экономики общественного сектора.

Общественным сектором экономики нашей страны, как правило, понимают государственный сектор, представляющий и обслуживающий интересы всего населения. Государство это основной институт, организующий и координирующий взаимоотношения граждан и социальных групп в стране и обеспечивающий условия для их совместной деятельности. Органы государственной власти, используя свои организационные формы (законодательные, исполнительные и судебные), решают делами общества.[1] 
Рассмотрение вопросов, связанных с общественным сектором экономики, необходимо для понимания того, как органы власти с должной эффективностью достигают целей проводимой ими социально-экономической политики и как находить наиболее рациональное соотношение между государственным и частным секторами экономики. Главную роль играет анализ государственных расходов — направления использования денежных средств, издержек и выгод, оптимального налогообложения, общественного выбора. Нужно также объяснить, почему государство занимается одними видами деятельности и не занимается другими, почему перечень видов деятельности, которыми занимается государство.  
Главное направление деятельности общественного сектора  
экономики является предоставление общественных благ, перераспределение доходов и богатства и оказание социальной помощи населению, а также производство и реализация товаров и услуг на коммерческой основе предприятиями, принадлежащими или контролируемыми государством. В силу своей особой роли государство может также оказывать воздействие на экономическое поведение промышленных и других предприятий путем принятия законодательных и иных нормативных актов, налогообложения, субсидий и других мер регулирования экономической деятельности.  
По мнению Виноградова А. Предоставление населению общественных благ — товаров и услуг коллективного и индивидуального пользования, относящихся к общественному потреблению, осуществляется, как правило, на бесплатной основе. Экономические потоки, связанные с предоставлением общественным сектором этих услуг, не оформляются сделками купли-продажи, не зависят от спроса и предложения и носят, как принято говорить, нерыночный характер. Тем не менее существуют факторы, определяющие общие возможности государства по сбору налогов и неналоговых средств в государственные финансовые фонды и вытекающие из этого возможности предоставления общественных благ, связанные с общим экономическим потенциалом и состоянием экономики страны.  
Механизм рынка не в состоянии производить общественные блага, потребность в которых не выражается в индивидуальном платежеспособном спросе, хотя общество в целом и отдельные его члены в них нуждаются. К таким общественным благам относятся национальная оборона, общественный порядок и безопасность, фундаментальная наука и др.  
Общественные блага рассматриваются как коллективные, если их использование одними лицами, как, например, услуги по обороне, не лишает других лиц возможности также пользоваться этими благами. К индивидуальным благам относятся такие, которые в случае их потребления одним лицом не могут быть одновременно потреблены другими, например лекарства в государственной больнице. В отличие от благ, предоставляемых частным сектором экономики, общественные блага доступны всем членам общества без оплаты. Поскольку эти блага может получить любой член общества без оплаты, частные производители не заинтересованы в их производстве. Оплата таких благ осуществляется за счет финансовых ресурсов государства. В ряде сфер деятельности потребности людей удовлетворяются на основе как общественных благ, так и благ, предоставляемых частными предпринимателями. Это относится, в частности, к здравоохранению, образованию, строительству и эксплуатации дорог, муниципальному жилью. Как правило, за счет общественных благ в этих случаях удовлетворяются потребности менее состоятельных граждан, не имеющих возможности оплачивать дорогие услуги частных медицинских и образовательных учреждений и т.п. Предоставляя гражданам жилье, услуги здравоохранения, образования и др., государство обеспечивает так называемые насущные блага, т.е. такие блага, которые люди должны получать независимо от уровня их доходов. [2]

Другой важной сферой деятельности государства является перераспределение доходов и богатства и оказание поддержки отдельным группам населения в виде социальной помощи и социального страхования с использованием таких инструментов, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и др.  
Производство товаров и услуг, являющееся третьей крупной сферой экономической деятельности общественного сектора, осуществляется на принадлежащих ему или контролируемых им предприятиях на коммерческих принципах. Их товары и услуги реализуются по ценам, формируемым на рыночной основе.  
Вся экономическая деятельность общественного сектора в конечном итоге предполагает направленность на повышение благосостояния граждан. Достигнутый в развитых странах уровень экономического развития привел к формированию долговременной тенденции повышения стандартов жизненного уровня основной массы населения. Появляются и реализуются меры социальной ориентации экономики, прямого и косвенного регулирования социальных процессов на основе государственной политики доходов и расходов, занятости, цен, программ развития образования, здравоохранения, культуры. Эти процессы нашли отражение в концепции государства всеобщего благосостояния. С этих позиций общественный сектор экономики обеспечивает перераспределение доходов между различными социальными группами населения, обеспечивая реализацию принципа социальной справедливости. Предполагается, что перераспределение доходов позволяет увеличить общее благосостояние.  
Важным элементом такого подхода является принцип солидарного (кооперативного) поведения, согласно которому такое поведение приносит больший эффект, чем эгоистическое поведение, определяемое интересами каждого отдельного индивидуума. При этом, поскольку существует определенное противоречие между личными и коллективными интересами, необходим механизм принуждения, реализуемый органами государственной власти.

Я считаю что, варианты экономики благосостояния зависят от институциональных факторов, национальных, исторических, культурных и религиозных традиций. Страны различаются по ВВП, распределяемой через государственный бюджет и другие внебюджетные фонды. При этом необходимо соблюдать разумное соотношение между конечным потреблением, сбережением и накоплением капитала, имея в виду обеспечение устойчивого долговременного экономического роста. В связи с этим серьезной проблемой теории государства всеобщего благосостояния является противоречие между необходимостью повышения эффективности производства и справедливостью распределения доходов. Оптимизация эффективности производства предполагает максимально возможное использование ресурсов на цели накопления капитала. В то же время распределение доходов в условиях рыночного хозяйства осуществляется такими способами, при которых лица, не располагающие собственностью, оказываются заведомо в проигрышном положении и не обладают достаточными ресурсами для обеспечения социально приемлемого уровня жизни. Государство решает эту проблему с помощью системы механизмов перераспределения доходов корпораций и физических лиц, направленной на уменьшение дифференциации доходов различных социальных групп населения, регулирование уровня оплаты труда наемных работников, уровней занятости и безработицы, финансовую поддержку пенсионеров, инвалидов, лиц с низким уровнем доходов.  
Побочным результатом такого перераспределения является увеличение конечного потребления за счет уменьшения возможностей накопления капитала. В итоге ограничивается экономический рост, сдерживается экономическое развитие и рост уровня доходов в стране — как в целом, так и в расчете на одного жителя. При существенном ограничении накопления в течение длительного времени страна начинает отставать от других стран по общему уровню благосостояния. Указанное противоречие в принципе неразрешимо, и на практике всегда необходим поиск компромисса между эффективностью и справедливостью, между сегодняшним и завтрашним днем. Система формирования органов власти в демократическом обществе призвана обеспечить преобладание в них представителей политических сил, отражающих интересы большинства населения.  
На основе демократических институтов граждане и их политические объединения делегируют органам власти свои права по координации деятельности, направленной на удовлетворение общих потребностей. Задачей органов государственного управления является решение проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными. Решение проблем эффективности и справедливости во многом зависит от политических процессов в стране. В ходе выборов органов власти и при принятии решений отдельные социальные группы объединяются и лоббируют свои интересы, причем интересы отдельных групп могут идти вразрез с интересами общества. Процедуры голосования и сговор могут быть причинами принятия решений, неблагоприятных для экономики страны, но выгодных для отдельных групп.  
Институциональные единицы общественного сектора являются субъектами рыночного хозяйства. Вместе с тем органы государственного управления, прежде всего на федеральном уровне, определяют стратегию и политику в сфере социально-экономического развития общества. Их роль в экономике является двойственной. С одной стороны, они определяют и регулируют экономическое развитие, с другой стороны, функционируют как субъекты рыночной экономики в рамках ее норм и правил. Поэтому рассмотрение экономики общественного сектора не может осуществляться изолированно от стратегии и экономической политики в области макроэкономики, финансов и кредитно-денежной сферы. Проблемы макроэкономики, финансов, денежного обращения, кредита являются предметами самостоятельных дисциплин и изучаются в соответствующих учебных курсах. В настоящем учебнике они рассматриваются в той мере, в какой это необходимо для изучения экономики общественного сектора.

 
Общественные фонды потребления        

часть фонда потребления национального дохода, идущая на удовлетворение потребностей членов социалистического общества сверх фонда оплаты по труду. О. ф. п. призваны обеспечить планомерное воздействие государства на формирование структуры расходов и потребления населения в интересах постепенного, по возможности более быстрого сближения и выравнивания социально-экономического положения членов общества, социальных групп, слоев и классов. Выплаты и льготы из О. ф. п. являются одной из основных форм социалистического распределения наряду с заработной платой, премией, доходами от личного подсобного хозяйства (        

 Выплаты и льготы из О. ф. п. осуществляются в форме расходов государственного бюджета на просвещение, здравоохранение и физкультуру, на социальное обеспечение и т.п., в форме расходов предприятий и производственных объединений из их фондов социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, в форме расходов из централизованных союзных фондов социального страхования и социального обеспечения колхозников и др. Поступления из О. ф. п. имеют либо форму бесплатного (или льготного) предоставления материальных благ и услуг, либо форму денежных выплат (в начале 70-х гг. их объёмы были примерно равны).        

 Основная экономическая  функция О. ф. п. — распределение  части фонда личного потребления  с целью создания достаточно равных с точки зрения общества условий для удовлетворения определённого круга важных потребностей представителями различных общественных групп, слоев и классов. При социализме ещё нет полного социально-экономического равенства; степень необходимости удовлетворения одних и тех же потребностей различна для общества в целом и для представителей различных социальных групп, слоев, классов. Это касается в особенности ряда духовных и социальных потребностей (например, потребностей в образовании и культурном развитии, в создании страховых запасов на случай утраты трудоспособности и др.). В системе уже сложившихся потребностей семей, на которую члены общества ориентируют структуру своих расходов, эти потребности, как правило, не занимают такого места, которое они должны были бы занимать для обеспечения коренного общественно-экономического интереса — постепенного достижения социально-экономического равенства. Общество (в лице социалистического государства) активно воздействует на процесс формирования структуры фактически удовлетворяемых потребностей, с тем чтобы планомерно обеспечивать структуру потребления, при которой материальные условия для развития способностей к труду были бы относительно равными для представителей разных социальных групп, слоев и классов. Социалистическое государство выполняет эти функции, если через распределение материальных и духовных благ из О. ф. п. обеспечивает возможность для представителей любой социальной группы получить образование (в т. ч. высшее), иметь доступ ко всем культурным ценностям, развивать свои способности и в соответствии с ними занять положение в социалистическом производстве и обществе. В связи с этим социальные группы и слои, связанные с умственным трудом, с творческой деятельностью, теряют свою замкнутость и воспроизводятся не на своей собственной узкой социальной базе, а на базе всего общества. Именно на этой основе при социализме вырастает трудовая интеллигенция, пополнение рядов которой идёт за счёт людей, имеющих разное социальное происхождение. Помимо этой основной функции, О. ф. п. имеют и некоторые др. экономические функции, в частности при помощи О. ф. п. общество облегчает внедрение прогрессивных форм удовлетворения потребностей (которые В. И. Ленин называл «ростками коммунизма» — см. Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 39, с. 25), а также распространение более экономных форм совместного потребления. Объём выплат и льгот из О. ф. п. определяется уровнем и темпами развития социалистического производства, а также быстротой преобразований в ходе осуществления социальной политики социалистич. государства.        

В совокупном доходе семей рабочих промышленности СССР выплаты и льготы из О. ф. п. составили 14,5% в 1940, 22,3% в 1972; в доходах семьи колхозника соответственно 14,9% и 20,0%.        

 За счёт О. ф. п. обеспечивается бесплатное образование, включая высшее, выплачиваются стипендии студентам, оказываются бесплатная медицинская помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются государственные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, организуется отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивается массовость физической культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, удерживается на низком уровне квартирная плата, содержатся детские дошкольные учреждения и т.п.        

 В современных условиях, когда в качестве главной выдвинута задача значительного подъёма материального и культурного уровня жизни народа, существенно возрастает роль О. ф. п. Они используются государством в интересах создания более благоприятных условий для всестороннего развития личности, более полного удовлетворения широкого круга интеллектуальных и социальных потребностей, повышения размеров пенсий, стипендий, пособий и льгот. Введение денежных пособий на детей малообеспеченным семьям с 1 ноября 1974 служит в руках государства дополнительным средством решения проблемы ликвидации малообеспеченности. Ряд выплат и льгот из О. ф. п. связан с величиной заработной платы (оплата отпусков, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и т.п.), что способствует усилению материальной заинтересованности трудящихся. Однако необоснованное форсирование роста О. ф. п. может приводить к неэффективному их использованию, отвлекать средств больше, чем объективно необходимо, и тем самым сокращать объём средств, которые могли бы быть направлены на усиление материальной заинтересованности.        

 В ходе социалистического  и коммунистического строительства  круг потребностей, полностью или  частично обеспечиваемых О. ф. п., изменяется, меняются и формы  распределения О. ф. п. Это связано  в первую очередь с решением  одних и выдвижением др. социально-экономических  задач, с возрастанием возможностей  социалистического общества по  мере его развития. В перспективе  О. ф. п. перерастут в коммунистические, существенным образом изменив  свои функции, структуру и формы.         

 Социально-культурные фонды в капиталистических странах (для страхования от необеспеченности в старости, при безработице и болезни, для обеспечения бесплатного или удешевленного обучения в массовой школе, льготное или бесплатное предоставление ряда медицинских услуг и т.п.) имеют лишь внешнее сходство с О. ф. п. Коренное различие между О. ф. п. как формой социалистического распределения и социально-культурными фондами при капитализме заключается в диаметральной противоположности их социального предназначения. Главная экономическая функция социально-культурных фондов при капитализме — удешевить в интересах капиталистов рабочую силу путём развития массового совместного удовлетворения ряда потребностей трудящихся на уровне, вытекающем из требований современного производства. На степень развития этих фондов решающее влияние оказывают классовая борьба трудящихся и успехи социалистических стран в экономическом соревновании двух мировых систем. Буржуазные идеологи спекулируют на внешнем сходстве этих фондов и О. ф. п. при социализме, всячески стараясь обойти различие в их основных экономических функциях.        

Информация о работе Общественные фонды потребления в экономике общественного сектора