Объемные и качественные показатели использования вагонов, эффективность их улучшения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности в материальных, денежных и трудовых ресурсах, расчета потребных парков вагонов и локомотивов применяют объемные (количественные) и качественные..показатели. Часть показателей разрабатывается с учетом долговременных экономических нормативов и норм и используется при планировании работы предприятий. Большая группа показателей, полученная в результате расчетов, служит для организации контроля, оценки и анализа работы предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика ж.д.транспорта контр.docx

— 27.62 Кб (Скачать файл)
  1. Объемные и качественные показатели использования вагонов, эффективность их улучшения.

Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности  в 
материальных, денежных и трудовых ресурсах, расчета потребных парков вагонов и локомотивов применяют объемные (количественные) и качественные..показатели. 
Часть показателей разрабатывается с учетом долговременных экономических нормативов и норм и используется при планировании работы предприятий. Большая группа показателей, полученная в результате расчетов, служит для организации контроля, оценки и анализа работы предприятий.

  Показатели использования локомотивов служат и для планирования и оценки объема выполняемой работы и для оценки качества этой работы. 
 Объемные показатели эксплуатационной работы можно подразделить 
на три группы: показатели, отражающие выполненные циклы работы; пробеги подвижного состава; затраты времени вагонами и локомотивами. 
К показателям первой группы относят: количество погруженных вагонов, количество принятых вагонов от соседних дорог (отделений) и сданных на 
другие дороги (отделения). Сумма погруженных и принятых от соседних дорог или отделений груженых вагонов характеризует работу дороги или отделения. 
Работа станций определяется количеством не только погруженных, но и выгруженных и переработанных транзитных вагонов. 
К показателям второй группы относят пробеги вагонов и локомотивов. 
Пробег вагонов измеряется вагоно-километрами и подразделяется по видам 
движения, типам вагонов и состоянию (груженое, порожнее). Это один из важнейших показателей, определяющих расходы вагонного хозяйства на перевозки. Пробег локомотивов исчисляют в локомотиво-километрах. Подразделяется он по роду тяги, виду движения и выполняемой работе. Для характеристики работы локомотивов применяют показатель «тонно-километры брутто», определяемый по виду движения и роду тяги. Как самостоятельный..количественный показатель рассчитывают поездо-километры. 
К показателям третьей группы относят вагоно-часы и локомотивочасы, по которым определяют потребные парки вагонов и локомотивов. Рассчитывают эти показатели по виду движения, роду тяги и элементам перевозочного..процесса. 
На объемные показатели эксплуатационной работы влияют размеры и характер перевозочной работы, а также уровень эксплуатационной работы, характеризующийся качественными показателями использования подвижного..состава. 
 Качественные показатели эксплуатационной работы отражают уровень 
организации труда коллективов, технологические параметры производства, а 
также технические и управленческие характеристики, степень освоения научнотехнического прогресса. Их можно подразделить на следующие группы. 
1.Показатели использования подвижного состава по мощности и грузоподъемности вагонов и силе тяги локомотивов: 
•..средний вес поезда (брутто и нетто); 
•..средняя нагрузка вагонов(статическая и динамическая). 
2.Показатели использования подвижного состава во времени: 
•..скорости движения поездов, локомотивов (участковая, техническая); 
•..среднее время простоя вагонов на грузовых и технических станциях; 
•..среднее время простоя локомотивов в депо; 
•..среднесуточные пробеги вагонов и локомотивов. 
3. Показатели, отражающие долю непроизводительной работы подвижного 
состава: 
•..коэффициенты порожнего пробега вагонов; 
• ряд коэффициентов вспомогательного пробега локомотивов (одиночное следование,простои). 
 
4. Обобщающие, или синтетические качественные показатели: 
•…полное время оборота вагонов, локомотивов; 
• среднесуточная выработка (производительность грузового вагона и поездного..локомотива). 
Эти показатели отражают качество всей эксплуатационной работы. Следует отметить, что качественные и количественные показатели использования 
подвижного состава образуют единую систему и могут быть рассчитаны и проверены с помощью формул и соотношений. Различают два вида формул: 
объемные, в которых уровень качества оценивается через объемы работы 
с..использованием..норм..эксплуатации; 
аналитические, где показатель рассчитывается с помощью других качественных..показателей. 
Качественные показатели использования грузовых вагонов. 

Основными показателями использования грузовых вагонов являются: 
•..средняя..статическая..нагрузка..грузового..вагона; 
•..средняя..динамическая..нагрузка..груженого..вагона; 
•..средняя..динамическая нагрузка вагона рабочего парка; 
•..средний..вес..вагон..брутто; 
•..полное..время..оборота..вагона; 
•..полный..рейс..вагона; 
•..груженый..рейс..вагона; 
•..процент..порожнего..пробега..к..груженому; 
•..средняя..участковая..скорость; 
•..средняя..техническая..скорость; 
•..время нахождения вагонов в движении за оборот; 
•..время нахождения вагона на промежуточных станциях; 
•..среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией; 
•..коэффициент..местной..работы; 
• время нахождения вагона под грузовыми операциями за оборот; 
• среднее время нахождения вагона на одной технической станции; •…вагонное..плечо; 
• число технических станций, проходимых вагоном за оборот; 
• время нахождения вагонов на технических станциях за оборот; 
•..среднесуточный..пробег..вагона; 
•..среднесуточный полезный пробег грузового вагона; 
• суточная производительность (выработка) вагона рабочего парка. 
Качественные показатели использования пассажирских вагонов. 

Основными показателями использования  пассажирских вагонов являются: 
•..населенность..вагона; 
•..оборот..состава; 
•..среднесуточный..пробег..состава; 
•..производительность..пассажирского..вагона. 
Качественные показатели использования локомотивов. 

Основными показателями, характеризующими использование локомотивов, являются: 
• средний вес поезда брутто; 
• средний вес поезда нетто; 
• средний состав поезда в вагонах; 
• скорость движения поезда: 
ходовая,техническая,участковая,маршрутная; 
• эксплуатируемый парк поездных локомотивов; 
• среднесуточный пробег; 
• среднее время оборота локомотива; 
• процент вспомогательного пробега локомотивов; 
• суточная производительность локомотива.

К количественным показателям работы локомотивного  депо следует отнести:

- пробеги локомотивов  в локомотиво-километрах;

- время работы локомотивов  в локомотиво-часах;

- объем перевозок в  тонно-километрах брутто.

Пробеги локомотивов следует  рассмотреть более пристально, так  как по специфике выполняемой  работы не все пробеги выполняются  с грузом или с пассажирами, а, значит, их учет и оценка должны быть различными. В практике эксплуатационной работы сложились следующие основные понятия и определения пробегов локомотивов:

- общий пробег, который  складывается из линейного, выполняемого  на перегонах, и условного пробега  локомотивов, занятых на маневрах  и в хозяйственной работе;

- линейный пробег —  это пробег поездных локомотивов  по перегонам, представляющий  сумму пробегов во главе поездов,  при двойной тяге, при подталкивании,  в одиночном следовании, при двойной  тяге.

Работа локомотивов в  тонно-километрах. Тонно-километр - измеритель выполненной работы локомотивами депо по перевозке грузов и пассажиров. Показатель тонно-километры брутто является основной оценкой выполнения плана по объему работы локомотивного  депо. Этот показатель лежит в основе планирования и расчетов производительности труда в депо по цеху эксплуатации, расчета необходимых топливно-энергетических ресурсов и других расходов для организации  работы депо.

Различают тонно-километры  брутто и тонно-километры нетто. Первые характеризуют перевозочную работу депо, отделения, дороги. По этому  показателю производится финансирование, нормируется расход топлива и  энергии, определяется средний вес  поезда брутто, производительность локомотива, ведется расчет потребностей локомотивов  для грузового движения при планировании.

Работа в т-км брутто за определенный период времени определяется как сумма произведений двойной  длины тяговых плеч на число пар  поездов в сутки и на средний  вес поезда в т-км брутто. Основным источником данных для расчетов этого  показателя является важнейший первичный  учетный документ - маршрут машиниста.

Величина т-км нетто тоже показывает выполненную грузовую работу за определенный период времени, рассчитывается по той же формуле, но вместо веса брутто принимается вес состава нетто (без учета веса тары - веса вагонов). Основным источником данных для расчетов этого показателя является другой важный первичный документ - натурный лист вагона.

Работа локомотивов в  локомотиво-часах. Эта работа подсчитывается по каждому роду и месту работы локомотивов, а также для локомотивов неэксплуатируемого парка и локомотивов в ремонте и ТО.

Рассмотренные объемные показатели не позволяют в достаточной мере отразить эффективность использования  локомотивов и проанализировать их работу за определенный период времени.

Вторая группа показателей - качественные показатели - расширяют  возможности получить более точную оценку работы локомотивов и локомотивного  хозяйства

Показатели качества использования  локомотивов можно условно разделить  на три группы:

- по времени использования  локомотивов;

- по использованию мощности  локомотивов;

- по производительности  локомотивов.

Чтобы оценить использование  локомотива по времени его работы, необходимо с достаточной точностью  рассмотреть элементы его оборота  в течение суток при обслуживании пары поездов на участке обращения  или на тяговом плече.

Оборот локомотива - это  время, затраченное локомотивом  на обслуживание одной пары поездов  на определенном участке железной дороги. Это время складывается из многих элементов, которые неравномерно насыщены полезной работой, отражаемой количеством  тонно-километров.

Полный оборот локомотива — это время от момента выхода локомотива на контрольный пост основного  локомотивного депо на работу с поездом  до момента следующего выхода локомотива на тот же контрольный пост для работы со следующим поездом.

Важным показателем эффективности  использования локомотива является масса поезда. На железных дорогах  при выполнении расчетных операций используют несколько видов весовых  норм грузовых поездов: критическую, параллельную, унифицированную, расчетную и среднюю  массу поезда брутто.

Средняя масса состава - этот показатель позволяет оценивать  эффективность использования мощности локомотива и может быть определен  как отношение выполненных тонно-километров за сутки к пробегу локомотивов  во главе поезда за тот же период и на том же участке.

Увеличить массу поезда можно  за счет:

— применения рациональных режимов вождения поездов;

— уменьшения неполновесных  и неполносоставных поездов;

— уменьшения основного  сопротивления движению поездов;

— умелого использования  кинетической энергии поездов;

— реконструкции приемоотправочных  путей станций;

— рационального формирования и организации движения;

— повышения надежности пути и уменьшения предупреждений.

Некоторые из перечисленных  мероприятий требуют только совершенствования  организационно-технических операций и основываются на совершенствовании  эксплуатации локомотивов, повышении  квалификации локомотивных бригад, а  также работников других служб, связанных  с движением поездов. Однако отдельные  мероприятия требуют дополнительных капитальных вложений.

Среднесуточная производительность локомотива выражает перевозочную работу в тонно-километрах брутто и является комплексным и основным показателем, который одновременно оценивает  использование локомотива по времени  и по мощности. Показатель производительности локомотива используется при составлении планов работы в грузовом движении.

Повышение производительности локомотива ведет не только к сокращению эксплуатируемого парка, но и к уменьшению количества поездов и к снижению удельного расхода топлива и  энергии на тягу поездов. Этот показатель один из самых оперативных — норма  производительности в тонно-километрах брутто за 1 ч работы локомотива. Для  этого в депо ведется учет фактической  выработки за 1 ч, за поездку, смену, сутки.

К рассмотренным качественным показателям следует отнести  и такой показатель как общий  процент неисправных локомотивов.

Общий процент неисправных  локомотивов - это показатель, отражающий техническое состояние парка  локомотивов депо и качества ремонта  и обслуживания локомотивов. Показатель выражается в процентном измерении  отношения фронта ремонта локомотивов  к парку локомотивов в распоряжении депо.

Процент неисправных локомотивов  отражает состояние ремонтной базы депо, а также степень надежности локомотивов.

Снижение процента неисправных  локомотивов обеспечивается:

— улучшением состояния  локомотивов;

— повышением их эксплуатационной надежности;

— сокращением простоев в ремонте;

— внедрением диагностического варианта организации ремонтного производства и повышением профессиональной культуры локомотивных бригад и ремонтных  работников.

Важнейшей задачей пассажирского  транспорта является обеспечение высокого качества перевозок при полном удовлетворении потребностей населения в передвижении. Необходимое качество перевозок  пассажиров не может быть 
обеспечено без высокого качества эксплуатационной работы. Вместе с тем, за- 
589 
дачу повышения качества эксплуатационной работы нельзя рассматривать только с позиций улучшениятранспортного обслуживания населения. Это большой резерв роста эффективности всего транспортного производства, позволяющий экономить эксплуатационные расходы, высвобождать паркиподвижного состава, наиболее рационально использовать живой труд, экономить инвестиции на развитие и реконструкцию пассажирского транспорта. 
Основными показателями использования подвижного состава в пассажирском движении являются: населенность вагонов, состав поезда и скорости движения. Данные по названным показателям за 1996-2004 гг. приведены в табл. 22.1. 
Экономическая эффективность повышения населенности вагона. Населенность пассажирского вагона - это важнейший резерв улучшения использования вагонного парка. Ее значение в пассажирском движении примерно такое же, как динамической нагрузки в грузовом движении.

Информация о работе Объемные и качественные показатели использования вагонов, эффективность их улучшения.