Опыт мирового развития оффшорных зон и перспективы их создания в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Современный этап развития мировой экономики в целом и международной торговли в частности характеризуется усилением процессов интеграции, либерализации и повышения степени открытости национальных экономик. На современном этапе развития активно происходят глобализация экономик, экономическая интеграция, неотъемлемой частью которой является создание свободных экономических зон всех видов, в том числе и оффшорных. Роль свободных экономических зон является очень важной с точки зрения развития экономики и привлечения инвестиций.

Содержание

Введение
1. Понятие оффшорных зон, их цель и принцип функционирования.
2. Опыт мирового развития.
3.Отношение зарубежных стран к оффшорам
4. Особенности российских оффшоров.
5. Проблема российского оффшора.
6. Примеры российских оффшоров

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

оффшорные зоны.docx1-10.docx

— 58.66 Кб (Скачать файл)

                                             МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

 

Экономический факультет

 

Кафедра общей экономической  теории

 

 

Реферат

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему: «Опыт мирового развития  оффшорных зон  и перспективы их создания в России»

 

Направление 080100 «Экономика» 

Дневное отделение

 

Преподаватель Ключищева Валентина Григорьевна

Работу выполнила  Буданова И.В.

студентка 3 курса 15 группы

 

                                     

 

 

                                           Воронеж 2013

Содержание

Введение

1. Понятие оффшорных зон, их цель  и принцип функционирования.

2. Опыт мирового развития.

3.Отношение  зарубежных стран к оффшорам

4. Особенности российских оффшоров.

5. Проблема российского оффшора.

6. Примеры российских оффшоров

 

 

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный этап развития мировой экономики  в целом и международной торговли в частности характеризуется  усилением процессов интеграции, либерализации и повышения степени  открытости национальных экономик. На современном этапе развития активно происходят глобализация экономик, экономическая интеграция, неотъемлемой частью которой является создание свободных экономических зон всех видов, в том числе и оффшорных. Роль свободных экономических зон является очень важной с точки зрения развития экономики и привлечения инвестиций.                                              Одним из важных составных элементов стратегии экспортной ориентации являются специальные экономические зоны (СЭЗ), которые создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получение доступа к новым технологиям и в конечном счёте, для развития национальной экономики.                                            Оффшорные зоны, в свою очередь, являются одной из разновидностей свободных экономических зон. Получившие широкое распространение в мировом хозяйстве идеи зон свободной торговли, экспортно-производственных зон и научно-промышленных парков сегодня дополняются теорией и практикой создания и развития оффшорных центров. Мировой оффшорный бизнес играет всё возрастающую роль в движении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслуживании внешнеэкономических связей между всеми странами мира.

 

 

 

 

 

1. Понятие оффшорных зон, их цель  и принцип функционирования

Особым  видом СЭЗ являются оффшорные  зоны или так называемые "налоговые  гавани". В оффшорных зонах (центрах) концентрируется, как правило, банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и  консалтинговая деятельность.                                                                          Оффшорные зоны составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Оффшорные зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.                                                                                                              По налоговым льготам, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. В большинстве стран оффшорной зоне не требуется предоставления отчета по ведению отчетов и налоговых деклараций. Внешние, аудиторы требуются далеко не везде, а счета фирмы могут быть проверены ими только по разрешению владельцев. Единственная форма отчетности - ежегодный финансовый отчет.  Льготный режим в оффшорной зоне определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибыли, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низким уровнем уставного капитала.                                                                                              Другим ведущим признаком в режиме деятельности оффшора является запрет на коммерческую деятельность на территории страны регистрации оффшорной компании.                                                                                        Важным фактором привлекательности оффшора является стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор гарантирован от неблагоприятных для него изменений в оффшорной зоне. Налог на прибыль в оффшорной зоне отсутствует или составляет всего 1-2%.                                                                                        Несмотря на ряд, весьма значительных положительных факторов, у оффшорных зон есть и определенные недостатки. Таможенные и налоговые службы ряда развитых стран (США и ЕС) систематически подвергают проверке сделки при участии фирм из оффшорных зон. Другим негативным фактором является проявление недоверия к оффшорным компаниям со стороны государственных властей. Они также сталкиваются с трудностями при получении кредита и поиске деловых партнеров.                                               Для стран, создающих оффшорные зоны на своей территории, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании новых рабочих мест, что способствует развитию национальной экономики в целом.                                                   Общее число оффшорных зон в мире можно определить лишь условно, поскольку каждый год одни из них исчезают, а другие появляются. По мнению экспертов, на сегодняшний день существует около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров, где уже давно существуют оффшорные компании.                                                                                            Все оффшорные зоны классифицируют по степени надежности (классификация Форума финансовой стабильности развитых стран). Различают 3 группы оффшорных зон:                                                                                                                   К первой группе относят оффшорные зоны Сингапура, Люксембурга, Гонконга, Швейцарии, Дублина и др.                                                                     Ко второй группе относят оффшорные зоны Андорры, Бахрейна, Барбадоса, Мальты, Монако и др.                                                                                           Третья группа - оффшорные зоны Британских и Виргинских островов, Либерии, Кипра, Ливана, Панамы, Сейшелл и др.                                            Особый интерес для характеристики оффшорных зон представляют страны Карибского бассейна. В их группу включают 23 островных государства, а также Белиз, Гайану, Суринам. Общими чертами экономики этих стран является ограниченность природных ресурсов, неразвитые внутренние рынки, большая зависимость от экспорта и туризма, что определяет для них необходимость поиска новых ресурсов развития, в том числе, в виде создания оффшорных зон.                                                                       Оффшорные сферы бизнеса ориентированны здесь на международные компании и банки и предлагают самый широкий спектр финансовых и юридических услуг. Либеральное валютное законодательство, частичное или полное освобождение от прямых налогов, политическая стабильность, гарантии безопасности для иностранных инвесторов - все это привлекает иностранные капиталы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опыт мирового развития

В самом общем виде под оффшорными центрами понимаются страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных  компаний, на деятельность которых  распространяется льготный режим налогообложения. Компании, зарегистрированные в оффшорных  центрах, находятся под юрисдикцией  страны пребывания и обязаны строго соблюдать местное законодательство.                                                                                            Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.                                                      По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.

Идея  оффшорного бизнеса родилась ещё  в конце XIX в. и опиралась на судебные прецеденты британского суда по вопросам налогообложения иностранных резидентов. Первоначально этот вид бизнеса  был связан с использованием "гавани удобного флота", а затем распространился  на сферу финансов и предоставление различного рода услуг.                                              Первым историческим прецедентом "налогового убежища" в Европе был г. Кампионе на границе между Швейцарией и Италией, спонтанно ставший таковым после отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населённым пунктом.                                                                                              Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаны и осуществлены британскими юристами, банкирами, страховщиками и судовладельцами. Поэтому первоначально "налоговые гавани" создавались в Великобритании и в бывших её колониальных владениях.                                                                                                                             На протяжении всей истории предпринимательства корпорации стремились к тому, чтобы ограничить ответственность своих инвесторов. В XIX веке правительство Великобритании и ряд правительств других стран ввели законодательное положение об ограниченной ответственности, позволившее создавать компании, в которых максимально возможные потери владельцев ограничивались бы размерами их акционерного капитала. Это было необходимо для поощрения делового инвестирования, поскольку, согласно существовавшей тогда практике, в случае банкротства кредиторы могли претендовать на имущество владельца компании и полностью разорить его и его семью.                                                                                                        Разделение компаний с ограниченной ответственностью и их владельцев действительно привело к бурному оживлению деловой активности в странах, принявших подобные законодательства. Кроме того, налоги на физических лиц и компании устанавливались, как правило, разные, что выявило возможность для так называемого налогового планирования, на практике означающего поиски законных путей снижения налогообложения.

В свое время лорд Клайд заметил, что  “ни один человек не имеет ни малейших моральных, ни каких-либо других обязательств относительно ведения  своих дел таким образом, чтобы  сборщики налогов выгребли как можно  больше из его карманов”. Точно так  же современные директора сознают, что их обязанность перед держателями  акций заключается в том, чтобы  законно уменьшить налоговую  ношу вверенной им компании. Сентябрь 1945 года, ознаменовавшись концом Второй мировой войны, стал началом новой эры в мировой экономике - воспрянувшие промышленные капиталы принялись за реализацию своих потенциалов на поприще товаров, необходимых мировому сообществу в мирное время.                              Использование иностранных компаний особенно актуально для предпринимателей, работающих в странах бывшего Восточного блока. Высокая степень инвестиционного риска, обусловленная существующей в этих странах экономической, политической, социальной и правовой нестабильностью, ограничивает приток иностранных инвестиций, необходимых для модернизации промышленности, торговли и финансовой сферы. Дефицит государственного бюджета в значительной степени покрывается за счет внешних займов. Сегодня на международном рынке правила игры диктуют кредиторы, а страны-реципиенты иностранных инвестиций участвуют в соревновании на право получения этих займов путем предоставления дополнительных гарантий. РФ как страна-получатель иностранных займов не является исключением. Однако можно лишь с натяжкой утверждать, что Россия пытается привлечь иностранный капитал всеми доступными средствами,- хотя нельзя не согласиться, что иностранные компании, извлекающие прибыль на ее территории, действуют в более благоприятном инвестиционном, налоговом и валютном режиме по сравнению с национальными компаниями.                                                             К наиболее "старым" оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси, Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама. Именно эти страны и территории в течение достаточно длительного времени не только обслуживали интересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть всех оффшорных операций.                                                      По оценкам экспертов МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорного бизнеса достигают от 30 до 40% валового внутреннего продукта.                             Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк.                                          Рассмотрим примеры некоторых наиболее популярных в мировой практике оффшорных зон.                                                                                                 Гонконг оффшор. Территория Гонконга не является оффшорной зоной в классическом понимании этого понятия. Эта местность представляет собой портовый город, который имеет невысокий уровень налогообложения. Особенности налогового законодательства страны делают Гонконг оффшорной зоной. Оффшорные компании на его территории могут получать доходы за пределами страны и при этом они освобождаются от уплаты налогов по этим доходам.                                                                                            В основе корпоративного законодательства Гонконга лежит Ордонанс о Компаниях, документ на английском языке, согласно которому оффшор обладает теми же правами и обязанностями, что и предприятия-резиденты страны.                                                                                                                             Создать оффшорную компанию в Гонконге можно двумя способами: зарегистрировав уже существующий оффшор или создать новую гонконгскую оффшорную компанию. Для регистрации оффшоров и вообще любых компаний на территории Гонконга установлены некоторые ограничения, касающиеся названия фирмы. Так, запрещено использовать при открытии оффшоров и других форм организации бизнеса названия, которые могут оскорблять общественность и носят криминальный подтекст. Невозможно в наименовании фирмы ссылаться на особый патронаж правительства и королевских особ. Название оффшорной компании, как и любого другого предприятия, которое говорит о финансовой сфере деятельности предприятия, нуждается в лицензировании. Осторожно следует использовать в названии оффшора слово «Limited», поскольку оно понимается как юридический термин и вносится в название по необходимости.                                                                                               Открывая в Гонконге оффшор, необходимо знать, что для всех компаний существуют обязательные требования:                                                                                           - оффшорная компания должна иметь секретаря, который обязательно должен являться резидентом Гонконга;                                                                                                - акции оффшора не могут, открыто продаваться, для того, чтобы произошла передача ценных бумаг оффшорной компании необходимо одобрение Собрания акционеров;                                                                                                    - оффшор в обязательном порядке предоставляет ежегодно отчет о финансовой деятельности, который заверяется аудитором в Гонконге.                  В целом, создание оффшоров в Гонконге целесообразно для компаний, занимающихся торговлей и имеющих значительные обороты. В Гонконге оффшоры находятся в выгодном положении относительно налогообложения, но при этом существует обязательная процедура аудита оффшорной компании местными специалистами, что приводит к дополнительным затратам.                                                                                                    Особенности деятельности для оффшора Кипра. На территории острова Кипр для оффшорных компаний существуют выгодные условия по налогообложению и относительно небольшие расходы по содержанию оффшора. Прежде чем зарегистрировать оффшор на Кипре, нужно определиться с понятиями резидентности и нерезидентности, поскольку это основной фактор для оптимизации налогообложения.

Как правило, компания считается резидентной, если управление ею осуществляется на территории острова.                                                                        Зачастую оффшоры, не имеющие статуса резидента, используются для ряда целей, а именно:                                                                                                                         - оффшор выступает в качестве промежуточного звена в цепочке трансфертного ценообразования;                                                                                                            - в целях оптимизации налогового планирования;                                                                        - оффшорная компания может являться принципалом агентской структуры, где агент - фирма, не являющаяся оффшором.                                                        Оффшоры, которые обладают статусом резидента на Кипре, могут быть холдингами, лицензионными и финансовыми компаниями.

Наряду  со всеми преимуществами для оффшоров Кипра, имеется один существенный недостаток: отсутствие конфиденциальности. Это  объясняется необходимостью предоставления информации о бенефициаре оффшора  в Центральный Банк, а также  юристам, которые выполняют регистрацию  оффшоров.

Что касается финансовой отчетности оффшора, то она должна поступать в Центральный  Банк Кипра и налоговые органы только после того, как она будет  заверена аудитором, имеющим право  осуществлять аудит компаний Кипра.

Для оффшоров Кипра существует ряд положительных  моментов:

- возможность освобождения от  налогов на входящие дивиденды  со стороны нерезидентов;

- освобождение от налоговых выплат  по исходящим дивидендам для  нерезидентов;

- наличие большого диапазона возможностей  по налоговым договорам.

Оффшорные компании могут выступать в роли холдингов или как накопительный  элемент в системе распределения  доходов (процентов, дивидендов, роялти) одной корпоративной структуры.

Оффшоры Белиза. Одной из известных оффшорных  зон является Белиз, государство, расположение вблизи Гватемалы и Мексики. Страна имеет соглашения о свободной  торговле с Венесуэлой и Колумбией. Однако при этом, продукция Белинских  компаний имеет налоговые льготы со стороны США и освобождается  от таможенных пошлин в Канаде.

Условия, предъявляемые для регистрации  оффшоров, характеризуются такими составляющими:

- отсутствуют требования относительно  размера Уставного Капитала для  оффшоров;

Информация о работе Опыт мирового развития оффшорных зон и перспективы их создания в России