Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:47, контрольная работа
В силу социальности экономических отношений любая экономическая система имеет соответствующую социальную составляющую, содержит в большей или меньшей степени социальные элементы, и поэтому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Следовательно, реформирование экономики объективно представляет собой целостную социально-экономическую деятельность, оба компонента которой связаны друг с другом. Поэтому результатом реформирования экономики должно быть создание такой социально-экономической системы, которая бы сочетала преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.
ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………..…....3
1. Роль социальной политики в современной рыночной экономике…4
2. Социальная политика: понятие, цели, принципы, функции…….….8
3. Политика обеспечения занятости.………………………… …….….11
4. Политика социальной защиты……………………………….……....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………… ……………….……….……..17
Литература ………………………….………...……………..……….…....18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Тема: «Основные направления и приоритеты государственной социальной политики в Российской Федерации»
г. Тюмень
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………… ……………….……….……..17
Литература ………………………….………...……………..……….….
ВВЕДЕНИЕ
В силу социальности экономических отношений любая экономическая система имеет соответствующую социальную составляющую, содержит в большей или меньшей степени социальные элементы, и поэтому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Следовательно, реформирование экономики объективно представляет собой целостную социально-экономическую деятельность, оба компонента которой связаны друг с другом. Поэтому результатом реформирования экономики должно быть создание такой социально-экономической системы, которая бы сочетала преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.
Основной «фигурой экономики» все больше становятся не станки, не автоматические линии, а человек с его творческим потенциалом и инновационными способностями. А это значит, что от условий жизни, положения человека, развитости социальной сферы, от взаимоотношений людей зависит мотивация и производительность труда и конечный его результат, а также эффективность всей экономики и прогресс общества в целом. Этому и призвана служить государственная социальная политика.
Объектом изучения работы является социальная политика. Предметом являются - направления социальной политики России. Целью данной работы является изучение социальной политики в современной рыночной экономике. Для осуществления данной цели в работе будут поставлены следующие задачи: изучить роль социальной политики в современной рыночной экономике; рассмотреть понятие, цели и принципы социальной политики; рассмотреть политику обеспечения занятости; изучить политику социальной защиты.
В переходный период нельзя вопросы социальной справедливости и дифференциации дохода отдавать на откуп только рыночному хозяйству. Необходимо проводить активную государственную социальную политику.
Социальная политика предполагает деятельность государства, а также профсоюзов, фирм, общественных фондов и т. д., направленную на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условии для сохранения относительной социальной справедливости.
Современная концепция социальной политики в трансформационный период включает как минимум две стратегические линии:
1) мобилизацию социальных факторов экономического роста,
2) формирование системы социальной защиты.
При выделении именно такого
содержания социальной политики
учтен современный опыт западноевропейских
государств. Данный опыт
показывает, что единственный способ затормозить
социальное обнищание, а затем и преодолеть
бедность — это сделать ставку на экономически
рост, повышение эффективности производства
и научно-технический прогресс, развитие
культуры и здравоохранения нации.
Поэтому в государстве переходного периода должна проводиться такая социальная политика, которая бы способствовала экономическому прогрессу.
В качестве важнейших социальных
факторов экономического роста выступают
инвестиции в науку и образование, т.е.
в «человеческий
капитал». Таким способом снимается искусственно
созданная проблема противопоставления
экономической и социальной эффективности.
При наличии достаточно высоких показателей социального развития (индекс человеческого развития и т. п.) следует видеть и то, что в последнее время здесь отсутствует положительная динамика, наоборот, некоторые показатели социального развития даже снижаются. Среди основных причин вероятного ухудшения «человеческого капитала» следует выделить социальную и политическую нестабильность, рост алкоголизации и наркотизации населения, эмиграцию граждан с наиболее высоким интеллектуальным качеством в экономически развитые страны. Отрицательное воздействие оказывает кризисное состояние отраслей, обеспечивающих воспроизводство интеллектуального потенциала, рост заболеваемости и смертности населения, экологическое неблагополучие на значительной части территории.
Мобилизация социальных факторов
экономического роста предполагает также
развитие социального партнерства, формирование
климата доверия между работодателем
и предпринимателем, исключение
атмосферы иждивенчества в тех структурах
общества, где способны
защитить себя за счет трудового участия,
а также укрепление социального мира и
согласия.
Социальная политика государства
в данном аспекте означает, что
имеет место деликатное ослабление патерналистской
позиции государства, развитие и закрепление
должной ответственности домашних
хозяйств, фирм, определенных слоев населения
за принимаемые решения. Потому что при
обратных подходах существует опасность
усиления потребительского отношения
и к национальному производству,
и к самому государству.
Что касается финансовой стороны дела, то помимо государственных средств активно используются специальные системы социального страхования, носящие обязательный характер.
Стремясь гармонизировать социальные
отношения с пользой для
экономического роста, государство регулирует
систему найма рабочей
силы, устанавливает минимальные уровни
оплаты труда, тарифные
ставки и т. д. В определенной мере это
отражается и через заключение
Генерального соглашения между профсоюзами,
правительством и союзами предпринимателей.
Чтобы не допустить проедания
национального богатства и национального
капитала, текущих кредитов и кредитной
эмиссии, при всех
вариантах экономического развития темпы
роста производительности
труда должны быть выше темпов роста реальной
зарплаты.
Таковы требования еще одного
экономического закона — преимущественного
роста производительности труда по сравнению
с повышением национального уровня заработной
платы, о наличии которого
реформаторы не должны забывать.
Вторая стратегическая линия — формирование системы социальной защиты — предполагает создание для каждого члена общества широких и доступных возможностей получить образование и рабочее место, обеспечение прожиточного минимума, а при необходимости — получение специальной адресной поддержки.
Данная система защиты включает денежную и неденежную (через талоны, льготные купоны и т.п.) поддержку семей с детьми, сирот и больных, стариков и инвалидов.
Обобщенный опыт стран СНГ показывает,
что первоначально только 20-25% населения
быстро приспосабливается к новым условиям
—
за счет смены работы, наличия дополнительного
заработка и т. д. Чтобы смягчить трудности
переходного периода, государство формирует
общественные фонды потребления и покрывает
часть расходов жилищно-коммунального
комплекса, удешевляя таким способом его
услуги населению. Зачастую социальная
защита сопровождается ценовыми искажениями.
Тем более что кроме заниженных цен для
определенной группы потребителей устанавливаются
и завышенные цены на тепло и т. д.
для предприятий.
Наличие таких проблем определяет потребность ускорить переход от социальной помощи, основанной на ценовых искажениях, к стратегии, базирующейся на адресной защите тех, кто действительно в ней нуждается.
Так, обобщающим, доминантным ориентиром социально–экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом.
Социальная устойчивость – такое состояние общества и его граждан, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.
Формами проявления социальной устойчивости являются: отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп населения; достаточность доходов всех слоев населения для самообеспечения воспроизводства своей жизни; наличие социальных гарантий; надежность социальной защиты; наличие и доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры; отсутствие социальных конфликтов и противостояний.
Итак, социальная устойчивость – главный обобщающий ориентир и критерий социально ориентированной рыночной экономики, который определяется системой социальных индикаторов.
Социальная политика призвана в общегосударственном масштабе корректировать результаты рыночных процессов, так как рыночные процессы для разных субъектов рынка и различных групп населения не одинаковы. Их развитие может привести к социальным взрывам и потрясениям. Кроме того, государство обязано обеспечить поступление доходов тем категориям граждан, которые не могут вовсе или могут, но в недостаточной степени получить доход через рыночные структуры.
На этой основе вырисовывается целая сфера объектов социального регулирования: создание социального порядка на производстве и возможности соучастия в его поддержании, формирование конкурентного порядка с тем, чтобы задать направленность трудовым действиям работников в сторону создания общественного блага, проведение антимонопольной политики, обеспечение разумной политики занятости населения, выравнивание доходов населения посредством налогов, семейных дотаций, пособий детям и инвалидам, проведение жилищной политики и строительство социального жилья, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, развертывание социального страхования, регулирование заработной платы.
Социальная политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между социальными группами.
Основными целями социальной политики являются:
-достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
-обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
-гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
-переориентация социальной политики на благополучие семьи, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
-нормализация и улучшение демографической ситуации. Снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
-улучшение социальной инфраструктуры.
Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики можно назвать три:
1.Принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и пр.);
2.Принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения симметричности (эквивалентности) в жизни общества и его социальных групп;
3.Принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны.
Основными функциями социальной политики:
Другими специфическими функциями будут: