Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:47, контрольная работа
В силу социальности экономических отношений любая экономическая система имеет соответствующую социальную составляющую, содержит в большей или меньшей степени социальные элементы, и поэтому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Следовательно, реформирование экономики объективно представляет собой целостную социально-экономическую деятельность, оба компонента которой связаны друг с другом. Поэтому результатом реформирования экономики должно быть создание такой социально-экономической системы, которая бы сочетала преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.
ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………..…....3
1. Роль социальной политики в современной рыночной экономике…4
2. Социальная политика: понятие, цели, принципы, функции…….….8
3. Политика обеспечения занятости.………………………… …….….11
4. Политика социальной защиты……………………………….……....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………… ……………….……….……..17
Литература ………………………….………...……………..……….…....18
В настоящий момент неотложными являются: обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращение социальной неустойчивости и взрыва. В среднесрочном периоде – достижение докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления, а в долговременной перспективе – приближение уровня и качества жизни к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе научно-технической революции.
Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит комплекс первоочередных мер преодоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится:
-прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, а также объемов и качества питания;
-своевременная выплата заработной платы и пенсий;
-сужение зоны бедности и безработицы;
-остановка разрушения социальной сферы.
В дальнейшем при условии ежегодного увеличения ВВП и инвестиций, роста объема промышленного и сельскохозяйственного производства, снижения инфляции и бюджетного дефицита можно будет добиться восстановления дореформенных показателей уровня жизни и приступить к осуществлению долгосрочных целей.
Социальными приоритетами являются:
-уровень и качество жизни;
-здравоохранение;
-образование;
-экология.
Для их четкого определения необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств, разграничить области применения прямых и косвенных методов регулирования, разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.
Социальная политика социально ориентированной экономики не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики можно выделить пять важнейших структурных частей (рис.2.1):
1.Политика регулирования доходов населения
2.Политика обеспечения занятости
3.Политика социальных гарантий
4.Политика социальной защиты
5.Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Специфику системы доходов в переходный период предопределяет первая структурная часть социальной политики – политика доходов.
Преодолеть бедность можно только тогда, когда трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной защиты должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест.
Важной особенностью политики распределения доходов в переходный период должен быть переход к системе социального партнерства и ее развитие.
Основными инструментами проведения политики доходов являются: налоговая система, разного рода льготы, дотации и субсидии, ценовое регулирование и др. Их конкретный выбор зависит от конкретно-исторических условий, модели развития, а также этапа переходного периода.
Вторая структурная часть социальной политики – политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них - безработица.
При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направленная на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту доход.
Политика занятости опирается на определенную систему принципов:
-обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам;
- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
- участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать 2 типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости: пассивный, активный.
Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособий по безработице. Вторая – воспомоществование – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.
Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.
Первый метод – повышение спроса на рабочую силу. Это осуществляется двумя основными способами: общеэкономическим, созданием нетипичной занятости
Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:
Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда.
Эти меры состоят в следующем:
Следующей структурной частью социальной политики является политика социальных гарантий. Под ней понимается совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, необходимых для жизнедеятельности членов общества на данном этапе развития.
Социальные гарантии – это комплекс социально–экономических и правовых условий, обеспечивающих основные права членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов, обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг, соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.
Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах:
Следующая структурная составляющая социальной политики – политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально- экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.
Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).
Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по объективным, не зависящим от них обстоятельствам.
Главными принципами, которые
лежат в основе политики социальной защиты,
являются: гуманность;
Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия, пенсии, субсидии. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и т.п.
Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период являются следующие: социальная помощь, социальное страхование, социальное попечительство, социальная поддержка, социальное обслуживание.
Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные и т.п.).
При этом социальная помощь осуществляется в целом ряде форм: компенсации, льготы, пенсии, денежные пособия, пособия в натуральной форме, медицинская помощь.
Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.
Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).
Социальная поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.
Социальное обслуживание – система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально–медицинских услуг на дому, и социально–бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.
Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения – еще одна составляющая социальной политики.
Две крупнейшие социальные проблемы: 1) тенденция депопуляции населения страны в переходных условиях; 2) растущая опасность экологической катастрофы могут, при их соединении, поставить историческую «точку» не только в решении задач переходного периода, но и в самом существовании населения страны, региона, Земли в целом.
Главными причинами депопуляции являются снижение рождаемости с одновременным ростом смертности населения. Рост смертности обусловлен следующим: ухудшением здоровья в связи с ухудшением экономического положения людей; длительным социальным стрессом; ростом заболеваемости тяжелыми болезнями; ростом младенческой смертности; повышенной смертностью мужского населения неестественной этиологии.
Потери населения становятся безвозвратными для страны. Без населения, без его здоровья и активной поддержки никакие переходные задачи, особенно трансформационного типа неосуществимы.
Это же можно сказать и об экологической безопасности. Если ее не обеспечить, социально-экономическая перестройка и социально-ориентированная модель обречена на провал.
Вот почему защита здоровья населения и обеспечение его экологической безопасности должны стать еще одной, притом важнейшей составной частью социальной политики государства в переходный период.
Однако особенности переходного периода и слишком высокая цена неудач социальной политики в это время выдвигают важнейшую общую задачу – научную разработку социальной стратегии. Социальная стратегия – это внутренняя, общая и долговременная основа всей социальной политики.
Главными функциями социальной стратегии можно считать: