Основные положения и методика расчета индекса развития человеческого потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить динамику изменения индекса развития человеческого потенциала в мире, России и её субъектах. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
– дать характеристику ИРЧП, представить методику расчета, введенную в 2010 году;
– выявить динамику изменения ИРЧП в мире и в России за последние 20 лет;
– выявить и проанализировать динамику изменения ИРЧП в российских субъектах;
– выявить факторы, влияющие на изменение ИРЧП в России;
– указать недостатки существующего метода расчета ИРЧП;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Основные положения и методика расчета индекса развития
человеческого потенциала………………………………………………………5
Определение и методика расчета………………………………………..5
Развитие человеческого потенциала в Российской Федерации:
факты и цифры……………………………………………………………8
Индекс развития человеческого потенциала в российских
регионах…………………………………………………………………..12
Недостатки в расчетах ИРЧП…………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по РЭиУ (востриков) Вопрос 17.docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Основные положения и методика расчета индекса развития

человеческого потенциала………………………………………………………5

    1. Определение и методика расчета………………………………………..5
    2. Развитие человеческого потенциала в Российской Федерации:

 факты и цифры……………………………………………………………8

    1. Индекс развития человеческого потенциала в российских

регионах…………………………………………………………………..12

    1. Недостатки в расчетах ИРЧП…………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………………...15

Список литературы……………………………………………………………………..16

 

 

Введение

 

          Появление индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в середине 80-х гг. в рамках ежегодных докладов Программы развития ООН (ПРООН) полностью сменило систему взглядов на уровень жизни населения каждой отдельно взятой страны. Основным достоинством данного индекса стала переориентация систем ценностей на совершенствование человеческих возможностей, а не экономического роста, как это было ранее.

          Под развитием человеческого потенциала на данный момент понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков [2].

          Актуальность темы исследования. Воздействие государства на развитие человека получило новый импульс в первое десятилетие XXI века. Новейшие технологические, экономические и социальные тенденции в процессе формирования постиндустриального общества выдвигают человека в центр происходящих трансформаций. В том же русле действует глобализация: исход все более интенсивной и многообразной по формам конкурентной борьбы на мировых рынках для производителей товаров и услуг, и для национальных государств в возрастающей степени зависит от качества человеческого потенциала. В результате существенно увеличивается нагрузка на государство, поскольку стратегические факторы развития экономики и самого человека - научное знание, уровень и качество образования, состояние здоровья и культурный рост населения, охрана природной среды и т.д. - в той или иной мере формируются в рамках общественного сектора. Задача развития человеческого потенциала должна сегодня формулироваться как ключевая государственная задача модернизации целого ряда современных социальных секторов - образования, культуры, здравоохранения, науки, которые рассматриваются, в первую очередь, как сектора капитализации человеческого потенциала территорий.

          Человеческий потенциал сегодня предполагает умение ставить сложные, рекордные цели и задачи, готовность к современным формам мобильности, мышление в геокультурных, геоэкономических и геополитических координатах, способность искусственного, проектного отношения к собственным перспективам. Вместе с тем в последнее время аналитики отмечают стремительно растущий дефицит в российском обществе таких, казалось бы, очевидных человеческих качеств, как воля, устремленность, самостоятельность в принятии решений, наличие устойчивых интересов и целей. Зачастую люди, будучи в той или иной степени талантливыми и одаренными от природы, оказываются неспособными по своим социально-антропологическим качествам и ментальным установкам к удержанию на протяжении жизни высокой индивидуальной "планки" и высоких стандартов деятельности. Следовательно, развитию человеческого потенциала в России будет способствовать реализация поставленных перед страной национальных проектов в отношении улучшения образования и здравоохранения [4].

          На данный момент существует много работ, посвященных проблематике человеческого потенциала российского общества в целом в сложившихся социально-экономических условиях. К настоящему времени опубликовано множество интересных и содержательных работ, посвященных исследованию ИРЧП, однако в этих работах не был дан комплексный анализ общероссийского ИРЧП в совокупности с ИРЧП регионов России.

          Цель исследования - выявить динамику изменения индекса развития человеческого потенциала в мире, России и её субъектах. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

– дать характеристику ИРЧП, представить методику расчета, введенную  в 2010 году;

– выявить динамику изменения  ИРЧП в мире и в России за последние 20 лет;

– выявить и проанализировать динамику изменения ИРЧП в российских субъектах;

– выявить факторы, влияющие на изменение ИРЧП в России;

– указать недостатки существующего  метода расчета ИРЧП;

          Объект исследования - население мира, Российской Федерации (с начала периода реформирования в России по настоящее время).

          Предмет исследования - индекс развития человеческого потенциала мира, России, его динамика и региональная дифференциация.

 

  1. Основные положения и методика расчета индекса развития человеческого потенциала
    1. Определение и методика расчета

 

          Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) -- интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

           Доклад разрабатывается группой независимых международных экспертов, которая, наряду с аналитическими разработками использует в своей работе статистические данные различных международных межправительственных организаций и других международных агентств. Индекс развития человеческого потенциала ООН (Human Development Index, HDI) измеряет достижения стран с точки зрения продолжительности жизни, размер ВВП на душу населения и уровня образования. При определении рейтинга учитываются и такие факторы, как положение в области прав человека и возможность участия в общественной жизни [3].

           При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

- ожидаемая продолжительность жизни -- оценивает долголетие;

- уровень грамотности  населения страны (среднее количество  лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность  обучения;

- уровень жизни, оценённый  через валовой национальный доход  (ВНД) на душу населения по  паритету покупательной способности  (ППС) в долларах США.

          Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

- коэффициент дифференциации  индекса развития человеческого  потенциала, характеризующий степень  различия в социально-экономическом  развитии анализируемых стран,  регионов внутри страны, социальных  групп; - коэффициент дифференциации  индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья  в одной стране, регионе лучше, чем в другой;

- коэффициент дифференциации  индекса образования. Такой показатель  определяет степень превышения  уровня образования населения  в одной стране (регионе или  другом объекте исследования) над  уровнем образования (грамотности)  населения другой страны;

- коэффициент дифференциации  индекса дохода, определяющий степень  экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

- коэффициент дифференциации  индекса смертности, как показатель  различий в состоянии здоровья  сравниваемых стран или регионов;

- коэффициент дифференциации  уровня профессионального образования,  отражающий различия в степени  охвата обучением второй и  третьей ступени образования  в исследуемых странах или регионах.

          В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень [5].

          Как и многие другие показатели, требующие международного сопоставления, индекс человеческого развития публикуется по датам не менее чем через 2 года после их публикации национальными статистическими службами. Таким образом, большая часть данных в таблицах последнего на данный момент отчёта относится к 2008 году и представляет собой сведения, имевшиеся в распоряжении Отдела подготовки Отчёта о развитии человеческого потенциала на 2010 год, если не указано иное. Для перевода любого показателя x в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула:

x-индекс = (1),

         где min(x) и max(x) являются минимальным и максимальным значениями показателя x среди всех исследуемых стран.

          Индекс развития человеческого потенциала определённой страны зависит от трёх следующих показателей:

1. Индекс ожидаемой продолжительности  жизни

2. Индекс образования 

- индекс средней продолжительности обучения

- индекс ожидаемой продолжительности обучения

3. Индекс дохода [6].

 

 

    1. Развитие человеческого потенциала в Российской Федерации:

 факты и цифры

 

           Индекс развития человеческого потенциала:

1. Показатель индекса  развития человеческого потенциала (ИПЧП) в России за 2010 год (опубликован в 2012) составляет 0,719.

2. В 2008 году только 12 регионов имели ИРЧП выше 0,700, в 2009 году -- 22 (более четверти всех субъектов Российской Федерации), в 2010 году -- 30.

3. Только в трех регионах  Российской Федерации индекс  развития человеческого потенциала  ниже 0,650 -- это Республики Тыва, Алтай  и Еврейская автономная область.

           Борьба с бедностью:

1. В 2010 году средний размер пособия на детей из бедных семей составил 255,9 рублей в месяц, или 50% от линии бедности -- меньше одного доллара в день.

2. В 2011 году к экстремально бедным относилось около 3% населения. По-прежнему самая массовая категория бедных -- это население в трудоспособном возрасте, среди которого по рискам бедности лидирует молодежь.

3. Среднероссийский показатель  неравенства (отношение доходов  10% населения с самыми высокими  доходами к 10% населения с самыми  низкими доходами) увеличился за 2002-2010 годы с 14 до 17 раз. В Москве поляризация населения по доходу сократилась (с 52 до 35 раз).

4. В 2011 году 7% населения не получали энергии на уровне нормы, предусмотренной минимальной потребительской корзиной, а 2% имели питание с калорийностью ниже минимальной нормы в 1500 ккал в день.

          Образование:

1. В России 47% населения  имеет образование не ниже  среднего профессионального, уступая  по этому показателю только  Канаде (48%) и значительно опережая все остальные страны.

2. В России по охвату  высшим образованием девушки  превосходят юношей почти в  1,5 раза.

3. В России в обычных  классах обучается четверть детей  с ограничениями по здоровью, еще 28% учится в коррекционных  классах обычных школ. В странах  ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) этот показатель составляет более 40%.

4. В настоящее время  доля иностранных студентов в  России составляет менее 2% от  общего числа иностранных студентов  в мире и имеет тенденцию  к снижению.

           Гендерное равенство:

1. На 01.10.2011 среди 164 членов Совета Федерации было 7 женщин (4,3%).

2. Доля женщин среди  депутатов Государственной думы  Российской Федерации нового  созыва (2008-2011 годы) увеличилась по  сравнению с предыдущим созывом  с 9,8 до 14,0%. Доля женщин среди  депутатов органов законодательной  власти субъектов Российской Федерации за 2004-2010 годы выросла с 9 до 11%.

3. В настоящее время  отношение заработной платы женщин  к заработной плате мужчин  составляет 65,3%.

4. Доля женщин в руководстве  российских частных компаний  составляет 42%, что является одним  из самых высоких показателей  в мире.

5. Наиболее острыми «мужскими»  гендерными проблемами являются  крайне низкий уровень продолжительности  жизни мужчин, снижающийся (относительно  женщин) уровень образования, высокий  уровень занятости в неблагоприятных  условиях труда. Целевое значение  показателя «ожидаемая продолжительность  жизни при рождении» для женщин -- 74 года -- оказалось достигнуто  досрочно по сравнению с целевым индикатором доклада 2007 года. У мужчин при существующих темпах роста значений этого показателя его целевое значение (71 год) будет достигнуто только к 2017 году.

Информация о работе Основные положения и методика расчета индекса развития человеческого потенциала