Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследовать основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1.Мировая торговля как форма экономических отношений………………5
2.Международное производственное и научно-техническое сотрудничество………………………………………………………..…………12
3.Региональные интеграционные объединения………………………….…18
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

1.Мировая торговля как форма экономических отношений………………5

2.Международное производственное и научно-техническое сотрудничество………………………………………………………..…………12

3.Региональные интеграционные объединения………………………….…18

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Экономические отношения между странами зародились еще в глубокой древности. Уже тогда страны Ближнего Востока, Средиземноморья и Индия довольно активно занимались торговлей друг с другом различными товарами – от продуктов питания, пряностей и посуды до шелковых тканей и персидских ковров, холодного оружия. Правда тогда только торговля и составляла еще не прочные экономические отношения между этими странами.

Но время  шло, и экономические отношения  государств принимали все более  широкие масштабы. А к началу нового времени стали зарождаться другие виды экономических связей между  странами, помимо торговли.  Это и  движение капитала между странами,  и миграция рабочей силы, и научно-технический обмен, и другие. Однако исторически международная торговля является самой распространенной в мире формой экономических отношений.

         Экономической основой современного  всемирного хозяйства служит интернационализация производства – развитие такого организационно- экономического сотрудничества, которое выпуск изделий в одних странах объединяет с их потреблением с других. Международные связи национальных экономик становятся постоянными, когда возникает международное разделение труда.

Международная экономическая интеграция — характерная  особенность современного этапа  развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio — восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Для сегодняшних международных экономических  отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества.

Количественные  и качественные характеристики современных международных экономических организаций показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития.

В мире уже не осталось ни одной страны, которая  бы в какой-то мере не касалась экономических  отношений с другими странами. Сейчас такая страна просто не выживет, основываясь на самообеспечении. Наоборот, в настоящее время существует тенденция к интеграции, т.е. взаимодействию между странами посредством международных экономических отношений. Кроме того, хорошо налаженные экономические взаимоотношения со странами-партнерами могут значительно улучшить экономическое положение страны за счет взаимовыгодности торговли. Данный аспект международных экономических отношений особенно актуален для нашей страны. Остановимся лишь на основных разделах современных международных экономических отношений.

Цель данной курсовой работы исследовать основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции. Соответственно, исходя из плана курсовой работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:

- дать определение  и выделить формы международных  экономических отношений;

- исследовать  мировую торговлю как форму  экономических отношений;

- исследовать  международное производственное  и научно-техническое сотрудничество;

- рассмотреть  региональные интеграционные объединения.

При написании  данной работы  использовались труды следующих авторов, занимающихся изучением международных экономических отношений: Райзберга Б.А., Дадалко В.А., Шимов В.Н., Козак Ю.Г. также в работе использованы материалы Белорусского экономического журнала, Экономической Газеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Мировая торговля как форма экономических отношений

      Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация производства - развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других.

       В настоящее время интеграционные  процессы реализуются в различных  формах с использованием механизмов, важнейшими из которых являются:

      -международная (мировая) торговля  товарами и услугами;

      -международное производственное сотрудничество;

      -международное научно-техническое  сотрудничество;

      -формирование региональных интеграционных  объединений.[9, с. 683].

      Международная торговля(international trade)-сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

      Применительно к одной стране  обычно используется термин ”внешняя  торговля государства”, применительно  к торговле двух стран между  собой- “межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля”,а применительно к торговле всех стран друг с другом - “международная, или мировая, торговля”..[5, с. 11].

      Продавцами и покупателями выступают  как государственные организации,  так и акционерные и частные  предприятия, а также отдельные  лиц. .[9, с. 683].

      Международная торговля состоит  из двух встречных потоков  товаров - экспорта и импорта  и характеризуется торговым сальдо  и торговым оборотом.

      Экспорт(export/s)-продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

      Импорт(import/s)-покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

      Торговое сальдо(trade balance) –разность стоимостных объемов экспорта и импорта. [5, с. 11].

      Оно считается положительным,  активным, если стоимость экспорта  превышает стоимость импорта; отрицательным, или, пассивным, - при обратном отношении.[9, с. 683].

      Торговый оборот (trade turnover) - сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

      По принятым в мире стандартам  статистики международной торговли, ключевым элементом для признания торговли международной, продажи товара - экспортом, а покупки - импортом является факт пересечения товаром таможенной границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности.

      Экспорт и импорт являются  двумя ключевыми понятиями, характеризующими международное движение товаров, которые применяются для всестороннего анализа международной торговли и практических целей. Торговое сальдо и оборот, как их производные, имеют более узкое аналитическое и практическое знание и используются реже.[5, с.11]

      Международная торговля бывает  двух- и многосторонней, а также  приграничной. Последняя представляет  собой товарообмен между предприятиями,  организациями, фирмами, расположенными  в приграничных районах, и их  иностранными партнерами из сопредельных государств.

      Для успешной торговли на мировом  рынке страна должна производить  конкурентоспособную продукцию,  а также иметь свою внешнеторговую  инфраструктуру, обеспечивающую реализацию  товара в других странах. Она  складывается из материально-технической базы внешней торговли - складов, оснащенных современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; транспортных средств, средств связи. Если страна не располагает внешнеторговой инфраструктурой, то она несет дополнительные расходы по обеспечению доступа к внешнеторговой инфраструктуре других стран.

      Основной организационной формой  международной торговли является  оптовая. В странах с развитой  рыночной экономикой ею занимаются  независимые специализированные  фирмы. Крупные промышленные предприятия также создают собственный торговый аппарат для сбыта своей продукции и могут иметь свою оптовую сеть. Все возрастающую роль в мировой торговле играют ярмарки, представляющие собой выставки товаров, где покупатель может сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар.

      Мировой рынок представляет собой  сферу острой конкурентной борьбы  между экспортерами аналогичных  или взаимозаменяемых товаров,  а также столкновений интересов  экспортеров и импортеров. Поэтому все государства различным образом регулируют внешнюю торговлю, в законодательном порядке устанавливая определенные правила и условия внешнеторговой политики. .[9, с. 683].

      Перед дилеммой выбора внешнеторговой  национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии. .[6, с. 625-626].

      Исторически сложились две противоположные  системы внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

      Протекционизм-это политика государства, имеющая своей целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.

      Таможенный тариф-это система  ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые через границу. Он  включает перечень облагаемых  пошлинами товаров, беспошлинных  товаров; товаров,  запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин. На практике широко используется двойной таможенный тариф, который включает два ряда ставок таможенных пошлин (максимальные и минимальные), каждый из которых применяется к товарам определенных стран в зависимости от торгово-политических отношений с ними.

      Нетарифные ограничения - это  система административных и экономических  мер (финансовых, кредитных и др.), применяемых государством с целью  регулирования ввоза и вывоза  товаров. Нетарифные ограничения распространяются на 40% мирового импорта товаров.

      Существует более 50 различных  способов нетарифных ограничений,  к числу которых относятся:  государственная монополия на  внешнюю торговлю, система лицензирования  на осуществление экспортно-импортных операций, валютный контроль за вывозом товаров и др. Используются также требования экологической чистоты товаров, стандартов безопасности, правил маркировки, упаковки.

      Широкое распространение получили  импортные квоты - максимальные  объемы отдельных видов иностранной продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну. Импортная квота привлекательнее для государства, чем таможенная пошлина, потому что повышение ставок пошлин регламентируется международными торговыми соглашениями, правительство не всегда может самостоятельно повысить тариф. Проще установить определенные импортные квоты, которые, как и тарифные пошлины, снижают конкуренцию на внутреннем рынке определенных товаров.

      Для удовлетворения потребностей  внутреннего рынка в отдельных видах продукции могут устанавливаться соответствующие экспортные квоты.         Большей же частью государство стимулирует экспорт продукции отечественных товаропроизводителей. Для этого оно может предоставлять экспортерам низкопроцентные займы или налоговые льготы, что позволяет предприятиям продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем они могли бы это делать на внутреннем рынке.

      Продажа товаров или услуг  за рубежом по ценам ниже  цен внутреннего или мирового  рынка с целью устранения конкурентов и захвата внешних рынков называется демпингом. Для борьбы с ним и поддержки собственных товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы. Применение подобной меры соответствует международному законодательству.

Информация о работе Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции