Планирование развития здравоохранения в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:06, реферат

Краткое описание

Учитывая необходимость ускоренной масштабной реорганизации системы здравоохранения, модернизационный прорыв Казахстана должен быть системным и направленным на устранение политического, технологического, интеллектуального, инфраструктурного отставания отечественной системы здравоохранения и обеспечение его конкурентноспособности.

Содержание

Введение.....................................................................................3
1. Планирование и финансирование здравоохранения..........4
2. Основные принципы и задачи государственной политики в области здравоохранения.......................................................9
3. Система здравоохранения Казахстана представлена государственным и негосударственным секторами.............11
Заключение...............................................................................19
Список литературы..................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

рефера сэп.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Введение.....................................................................................3

1. Планирование и финансирование здравоохранения..........4

2. Основные принципы и задачи государственной политики в области здравоохранения.......................................................9

3. Система здравоохранения Казахстана представлена государственным и негосударственным секторами.............11

Заключение...............................................................................19

Список литературы..................................................................20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение 

      В Послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана  от 28.01.2011 «Построим будущее вместе!», отмечено: «Все эти годы мы делали всё необходимое для улучшения здоровья казахстанцев. Финансирование здравоохранения увеличилось с 1,9 процента ВВП в 2002 до 3,2 процента – в 2010 году. Созданы 150 телемедицинских центров, связанных с ведущими зарубежными клиниками. Мы должны серьёзно взяться за профилактику и повысить качество первичной медико-санитарной помощи. Особый акцент необходимо сделать на расширении доступности медицинской помощи для сельских жителей. В прошлом году стартовал новый социальный проект - 2 специализированных лечебно-диагностических поезда «Денсаулык». Они провели осмотр и лечение десятков тысяч человек в самых отдалённыхуголках нашей страны. В результате выполнения этих задач к 2015 году ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев увеличится до 70-ти лет, а к 2020 - до 72-х лет и более. Необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, использовать созданную повсеместно спортивную базу. К 2015 году будет построено 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник». [1]

       Одним из главных приоритетов Республики Казахстан с точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения является развитие отрасли здравоохранения, которая должна стать единой, развитой, социально ориентированной системой, призванной обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи. Реализация инновационной политики в системе здравоохранения должна определить и закрепить стратегические принципы совершенствования системы, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, формирование и эффективное функционирование системы предоставления доступных и качественных медицинских услуг, а также разработку и внедрение новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением на основе дальнейшего устойчивого развития отрасли.

      Учитывая  необходимость ускоренной масштабной реорганизации системы здравоохранения, модернизационный прорыв Казахстана должен быть системным и направленным на устранение политического, технологического, интеллектуального, инфраструктурного  отставания отечественной системы здравоохранения и обеспечение его конкурентноспособности.

      1. Планирование и финансирование  здравоохранения. 

      Планирование  является одним из важнейших видов  экономической работы.

      Планирование  здравоохранения — это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

      Основные  принципы планирования здравоохранения: 
- Научно-техническая обоснованность планов.

- Выделение приоритетных проблем.

- Сочетание  текущего и перспективного планирования.

- Сочетание  отраслевого и территориального планирования.

- Экономическая  эффективность планов.

      Основными задачами планирования являются: 
- Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.

- Оптимизация бюджетных расходов.

- Эффективное  использование ресурсов.

      Общая схема планирования может быть представлена в следующем виде:

      1. Определение основных целей и  функций медицинского учреждения (стационарная или амбулаторная помощь; консультативная или лечебная; специализация ).

      2. Определение видов и объемов  медицинской помощи, оказание которых  ведет к достижению поставленных  целей (методы лечения, виды диагностики ).

      3. Формирование структуры ЛПУ (состав подразделений, система управления).

      4. Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения.

      5. Расчет предполагаемых поступлений средств.

      6. Корректировка плановых показателей.

      7. Определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей и которые необходимо стимулировать.

      В условиях разграничения полномочий между органами власти необходимо обеспечить непрерывность и преемственность  властных полномочий с наибольшей эффективностью функционирования отрасли на принципах программно-целевого планирования и финансирования здравоохранения, а именно: 
- Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.

- Оптимизация бюджетных расходов.

- Переход  к финансированию, ориентированному на конечные результаты.

- Эффективное использование ресурсов.

- Переход  на систему планов-заданий и  договоров с медицинскими учреждениями  для обеспечения прозрачности  финансовых расходов и соблюдения гарантий.

- Изменение  статуса медицинских учреждений.

      Планирование  здравохранения на современном этапе  следует рассматривать как специально созданную многофакторную подсистему управления охраной здоровья населения, имеющую динамические цели, многоотраслевой характер и функциональные связи между элементами как внутри самой системы здравоохранения, так и с другими отраслями народного хозяйства.

      Планирование  здравоохранения должно способствовать приведению темпов и уровней развития здравоохранения в соответствие с целями укрепления здоровья населения.

      При планировании здравоохранения на уровне муниципального образования учитывается:

- планирование  гарантированных объемов и видов  медицинской помощи на основе подушевого принципа;

- использование нормативного метода;

- обеспечение  сбалансированности видов и объемов  медицинской помощи с объемами финансирования;

- обеспечение  стратегического и текущего планирования  — территориальной программы  госгарантий и формирование муниципального заказа;

- принятие  территориальной программы повышения структурной эффективности сети медицинских учреждений; 
- развитие различных систем и форм здравоохранения.

      При планировании работы лечебно-профилактического  учреждения решаются следующие задачи:

- планируются  виды и объемы амбулаторно-поликлинической помощи;

- при  наличии стационара планируются  виды и объемы стационарной медицинской помощи;

- составляется  финансовый план (смета) лечебного  учреждения; 
- планируется работа по повышению квалификации медицинского персонала, его сертификации и аттестации;

- планируется  работа по внедрению новых  медицинских технологий, повышению  качества медицинской помощи  населению; 
- планируются мероприятия по обеспечению необходимого санитарно-эпидемиологического состояния подразделений ЛПУ, профилактике внутрибольничных инфекций.

      При планировании здравоохранения как  отрасли социальной сферы необходимо учитывать следующие данные: 
1. Половозрастную структуру населения, являющуюся одним из основных факторов, определяющих уровень заболеваемости населения. 
2. Климато-географические особенности территории и уровень доступности медицинской помощи.

3. Уровень  заболеваемости, определяемый, кроме  половозрастного состава, экологическими, социально-экономическими и иными  условиями. 
4. Уровень и структуру обращаемости населения за медицинской помощью во все типы учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовой структуры, в том числе госпитализации в стационары.

5. Структуру  и мощность амбулаторно-поликлинических  и стационарных учреждений, их развитие.

6. Существующие  тенденции в совершенствовании  организации медицинской помощи (реорганизация первичной медико-социальной  помощи на принципах врача  общей практики, развитие альтернативных  форм стационарного медицинского  обслуживания, реорганизация скорой и неотложной медицинской помощи). 
7. Организационную структуру и совершенствование управления экстренной медицинской помощью в чрезвычайных ситуациях. 
8. Дифференциацию коечного фонда по степени интенсивности лечения и медицинского ухода.

9. Внедрение  современных технологий профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной работы.

10. Финансовые  затраты на лечение больных  в других ЛПУ по сравнению  с затратами на лечение в  данном ЛПУ.

      С учетом решаемых целей и задач  в здравоохранении в настоящее  время могут использоваться следующие виды планирования: 
- стратегическое планирование и его разновидность — программно-целевое планирование;

- перспективное  планирование;

- текущее  планирование.

      Стратегическое  планирование, которе может включать долгочроное, среднесрочное, годовое, оперативное и функциональное планирование, характеризуется как система, охватывающая многообразие видов деятельности учреждений здравоохранения. Важной отличительной чертой стратегического планирования является гибкость, обусловленная широким диапазоном выбора плановых перспектив.

      Практика  стратегического планирования исходит  не "от достигнутого", поскольку  при этом могут сохраняться имеющиеся  диспропорции и "узкие" места организации, а от "будущегой то есть с ориентацией  на то состояние, которое необходимо достигнуть за плановый период.

      Принципы  стратегического планирования:

- ситуационный  анализ, включающий оценку состояния  системы, характеристику внешней  среды, изучение потребительского спроса;

- прогноз  развития системы здравоохранения в зависимости от благоприятного и неблагоприятного стечения обстоятельств; 
- определение направлений и целей развития;

- разработка  конкретных мероприятий по срокам и исполнителям;

- ресурсное обеспечение достижения целей;

- контроль, оценка выполнения и оценка эффективности.

      Одним из методов перспективного планирования при государственной системе  здравоохранения является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.

      Программно-целевой  метод стратегического планирования имеет следующие преимущества в обеспечении:

- целевого  распределения бюджетных средств;

- привлечения  дополнительных источников для  финансирования конкретных целей;

- комплексного  решения проблем за счет создания  условий для вертикального и  горизонтального взаимодействия;

- мониторинга  за процессом достижения целей,  их своевременной корректировки и оценки эффективности;

- в использовании  на всех уровнях управления.

      Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения, как правило, на региональном и муниципальном уровнях на достаточно длительную перспективу (сроком до 3-5 лет).

Информация о работе Планирование развития здравоохранения в РК