Планирование учебного процесса по курсу информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью нашего исследования является недостаточно разработанная проблема управления, важнейшей составляющей которого является планирование. Важно выйти на новый уровень управления процессом планирования с использованием новых информационных технологий образования.
Процесс организации системы образования требует в первую очередь совершенствования сложившейся системы планирования учебной деятельности на всех её уровнях, создания организационной, психологической, дидактической и методической поддержки этого процесса.

Содержание

Введение.

1.Планирование учебного процесса по курсу информатики.

1.1 Методические особенности изучения темы.

1.2 Подготовка учителя к работе над темой.

1.3 Подготовка учителя к уроку.

2. Планирование учебного процесса в МОУ Никитовской средней общеобразовательной школе им. А.С.Макаренко

Красногвардейского района Белгородской области.
Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные системы в экономике.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
 
Федеральное агентство по образованию 
 
Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина. 
Курсовая работа 
 
«Планирование учебного процесса по курсу информатики»  
 
Выполнила: 
 
Елец – 2009 г. 
 
Оглавление 
 
Введение. 
 
1.Планирование учебного процесса по курсу информатики. 
 
1.1 Методические особенности изучения темы. 
 
1.2 Подготовка учителя к работе над темой. 
 
1.3 Подготовка учителя к уроку. 
 
2. Планирование учебного процесса в МОУ Никитовской средней общеобразовательной школе им. А.С.Макаренко  
 
Красногвардейского района Белгородской области. 
Заключение. 
 
Список литературы. 
 
 
Введение. 
 
Учебный процесс – это система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой – органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся. Основной формой организации учебно- воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе. Использование новых информационных технологий образования в школе открывает широкие перспективы не только в области совершенствования методов, средств и организационных форм обучения, но предполагает изменение сложившейся практики планирования учебного процесса на разных его уровнях. В научных исследованиях по педагогике вопросы оптимизации процесса обучения, связанные с использованием новых информационных технологий образования, представляют повышенный интерес. В профессиональной подготовке будущего учителя совершенствование планирования учебно-воспитательного процесса и проектирования педагогических технологий становится необходимым звеном и требует его научно-методического обеспечения.  
Актуальностью нашего исследования является недостаточно разработанная проблема управления, важнейшей составляющей которого является планирование. Важно выйти на новый уровень управления процессом планирования с использованием новых информационных технологий образования. 
Процесс организации системы образования требует в первую очередь совершенствования сложившейся системы планирования учебной деятельности на всех её уровнях, создания организационной, психологической, дидактической и методической поддержки этого процесса. Объектом данного исследования является процесс обучения информатике в 10 классе. Предметом является процесс планирования учебного материала в 10 классе. Цель – ознакомиться с основными идеями школьного курса информатики, со структурой программ по информатике, с принципами построения учебников по информатике для средней школы, с основными приемами организации классной и внеклассной работы по предмету, а также с требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету информатики. 
 
Исходя из цели сформируем задачи: изучить основную и дополнительную литературу; принципы построения учебников по информатике; в ходе наблюдения выявить основные приемы организации классной и внеклассной работы по информатике; изучить требования к школьному кабинету информатики. Мы выдвигаем следующую гипотезу: если обеспечить тщательное научно обоснованное планирование учебного процесса то можно добиться необходимого условия успешного преподавания. Планирование основывается на нормативных документах на основании этих документов каждый учитель разрабатывает календарно-тематический план, в которой указывается количество часов, отведенных на раздел, на тему; в какой форме будет изучаться материал, виды контроля, использование литературы. Поурочное планирование является первоначальным и самым главным этапом в практической работе любого преподавателя информатики. Как показывает опыт, многие преподаватели разрабатывают поурочные планы накануне проведения занятия. При таком подходе к поурочному планированию очень трудно выдержать в течение всего учебного года стройную систему педагогически обоснованных мер по формировании у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения ,так как само планирование носит эпизодический характер и не позволяет весь учебно-воспитательный комплекс осуществить систематически. Хорошо продуманное планирование всего курса и каждого занятия в отдельности, как правило, обеспечивает высокую эффективность и ритмичность учебной работы. Согласно современным представлениям, методы обучения -это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных задач, а методический прием - часть метода, его элемент, выражающий лишь отдельные действия преподавателя и учащихся в процессе обучения. Выбор оптимального сочетания различных методов обучения способствует глубокому и прочному усвоению учащимися программного материала, а также творческому использованию приобретенных знаний в практической деятельности. 
^ Глава 1. Планирование учебного процесса по курсу информатики. 
 
Основной формой организации учебно- воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся.Школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе. Планирование основывается на нормативных документах, которые носят регламентирующий характер. 
     1. Базисный учебный план регламентирует распределение учебного времени на изучение конкретных дисциплин, в частности информатики. В настоящее время изучению информатики отводится 1 час в неделю для 10-11 классов за счет инвариантной части.  
    2. На основании базисного учебного плана и проекта стандарта разработан «Обязательный минимум содержания образования по информатике для двух уровней А и В. Уровень А предполагает изучение курса за 68 часов (2 года по 1 часу), уровень В предполагает 136 часов и соответствует требованию вступительных экзаменов в ВУЗы. В ближайшее время планируется разработка курса С для углубленного изучения курса информатики. 
     На основании нормативных документов создаются документы, носящие рекомендательный характер: 
     1. Примерная учебная программа по предмету. Она является образцом, по которому разрабатываются рабочие программы. 
    2. Экзаменационные материалы, итоговые, аттестационные тесты для выпускников. 
    3. Учебники, рекомендованные Министерством образования, которые собраны в каталоге-справочнике «Российский учебник» (газета «Информатика» – приложение к газете «1 сентября». – Семакин, Кушниренко, Гейн). На основании данных документов каждый учитель разрабатывает календарно-тематический план (рабочая программа), в которой указывается количество часов, отведенных на раздел, на тему; в какой форме будет изучаться материал, виды контроля, использование литературы.  

    1.  
      ^ Методические особенности изучения темы.

 
Важным условием правильной организации  учебного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их подготовки, специфики решаемых образовательных задач. Деятельность учителя должна быть направлена на достижение основной цели обучения: овладение всеми учениками программным материалом. Поэтому для учителя важно прежде всего ознакомиться с основными идеями, заложенными в школьном курсе информатики, тщательно изучить все разделы программы. Формированию у учащихся устойчивого интереса к информатике способствует практическая направленность обучения, четкая организация самостоятельной деятельности учащихся при выполнении разнообразных учебных задач как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях. Внеклассная работа с учащимися может идти как по пути расширения знаний, т. е. изучения вопросов, не включенных в обязательную программу, так и по пути углубления программного материала, т. е. развития мыслительной деятельности учащихся, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Обучение информатике в школе невозможно без совершенствования методики обучения, комплексного использования учебного оборудования. Опыт показывает, что применение разнообразных средств обучения повышает эффективность коллективной и индивидуальной учебной деятельности учащихся. Поэтому особенно важно ознакомиться с основными, требованиями, предъявляемыми к современному кабинету информатики, ролью ТСО на каждом этапе учебно-познавательной деятельности, применением и изготовлением ППС, некоторых видов наглядных пособий и ТСО. 

    1.  
      ^ Подготовка учителя к работе над темой.

 
Цели изучения. Формирование умения работать с нормативными и учебно-методическими материалами; ознакомиться с различными подходами к составлению тематического плана; ознакомиться с методами и приемами введения новых знаний и их прочного усвоения учащимися, с прикладными аспектами информатики и возможностями реализации межпредметных связей, воспитания интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания потребности в углублении своих знаний, рассмотреть различные формы организации самостоятельной работы учащихся на уроке. 
 
Методические особенности изучения темы. Организующим моментом в деятельности учителя является планирование им учебного процесса. Тщательно продуманное тематическое планирование нормализует нагрузку учащихся, дает учителю перспективу, полное представление о материале всего годового курса, о расстановке смысловых акцентов и распределении материала по урокам, обеспечивает ритмичность учебного процесса, предупреждает неоправданную затрату времени на изучение одних вопросов или даже тем в ущерб другим. Органической частью тематического планирования является выделение времени на систематизацию и закрепление знаний по всему курсу. Нельзя допускать, чтобы повторение учебного материала большого объема сосредоточилось в конце учебного года и проводилось в ущерб изучению нового. Значительная часть материала должна быть повторена в течение учебного года одновременно с овладением новым и при его обобщении по завершении изучения определенного раздела курса. Продумывая план проведения уроков по той или иной теме, необходимо предусмотреть объем и содержание заданий на повторение, используемых при введении нового и составляющих прочную базу для усвоения последующего материала; точно спланировать содержание работы на уроке и домашнего задания. При разработке содержания каждого урока темы необходимо тщательно продумывать методы изучения учебного материала и форму организации работы учащихся на уроке. В организации учебного процесса важную роль играет решение задач. Они являются и целью, и средством обучения информатике, так как теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся создает основу для их разгрузки, обеспечивает их посильной работой и формирует положительное отношение к учебе. Продумывая план проведения уроков по теме, учитель должен предусмотреть комплексное применение пособий, выявить связь между ними, работать только с теми из них, которые позволяют экономить время и дают необходимый педагогический эффект. Работая над тематическим планом, целесообразно ставить перед собой и решать специальные задачи — использовать изучаемый материал для развития приладных умений учащихся, показать взаимное проникновение и использование знаний, полученных при изучении смежных предметов. Это надо делать постепенно и систематически в течение всех лет обучения, чтобы у учащихся не создалось впечатление разобщенности знаний. По окончании изучения темы учитель подводит итог. Анализирует полученные результаты, выявляет затруднения, типичные ошибки, намечает пути их устранения при проведении итоговых повторений. Все перечисленные выше составные части работы над тематическим планом тщательно анализируются учителем с тем, чтобы учесть все положительные и отрицательные моменты при составлении нового плана. 

    1.  
      ^ Подготовка учителя к уроку.

 
Цели изучения. Ознакомиться с основными требованиями к уроку, с понятием «дидактическая структура урока»; рассмотреть различные формы деятельности учителя при подготовке к уроку; при его проведении ознакомиться с различными видами конспектов урока; рассмотреть различные схемы анализа урока. 
 
Методические особенности изучения темы. Понятие урока трактуется как важнейшая категория дидактики. Урок рассматривается как система, все элементы которой отражают основные положения дидактики и направлены на воспитание учащихся и формирование их познавательной самостоятельности. Знание преподавателем общих закономерностей, принципов и правил дидактики, содержания и сущности урока как формы организации учебно-воспитательного процесса может быть гарантией достижения необходимого качества; и эффективности обучения и воспитания. Прежде всего должны быть четко определены конкретные цели обучения на каждом уроке, которые непосредственно следуют из программных требований. Решение любой задачи, любой вопрос учителя, любые его действия должны отвечать достижению этих целей. При составлении плана урока, кроме его цели, определяются методы, соответствующая литература, типы самостоятельных работ, возможности использования межпредметных связей, ТСО и др. Все это вкладывается в структуру урока. Понятие структуры урока включает в себя следующие компоненты: актуализацию прежних знаний и способов действий, формирование новых знаний, их применение (формирование умений и навыков). Дидактическая наука требует комплексного подхода к анализу урока с точки зрения и результата, и самого процесса. С одной стороны, определяется уровень актуализации, формирование новых понятий и способов действий. С другой стороны, соответствие урока требованиям дидактических целей урока, осуществление связи обучения с жизнью. Основным критерием анализа урока считается конечный результат: достижение пели урока (что и как усвоили учащиеся). Четко следовать замыслу плана урока и одновременно быть в постоянной готовности гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов — вот в чем сущность подготовки учителя к уроку.  
 
Схема. 
 
А. Требования к современному уроку 

  1.  
    Четкость определения учебных задач.
  2.  
    Единство образовательных и воспитательных задач.
  3.  
    Определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся.
  4.  
    Выбор соответствующих методов и приемов обучения.
  5.  
    Установление связей с предыдущим и последующим материалом, с другими предметами, с жизнью и практической деятельностью людей.
  6.  
    Организационная четкость урока.

 
Б. Формы деятельности учителя при подготовке к уроку  и его проведении 

  1.  
    Творчески подходить к выполнению программно-методических требований к уроку, видеть особенности каждого урока, его место в теме.
  2.  
    Учитывать реальные учебные возможности учащихся разных возрастов, уровень сформированности классного коллектива, принимать во внимание интересы и потребности учащихся.
  3.  
    Продумывать и решать в единстве задачи образования, воспитания и развития. Выделять важнейшие задачи урока, конкретизировать их с учетом особенностей и возможностей классного коллектива.
  4.  
    Выбирать рациональную структуру и темп урока.
  5.  
    Обеспечивать практическую направленность учебного процесса, создавать возможности применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
  6.  
    Использовать на уроке оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.
  7.  
    Рационально использовать различные средства обучения (учебники, наглядные пособия, ТСО, средства информатики).
  8.  
    Сочетать общеклассные, групповые и индивидуальные формы работы на уроке, добиваясь организации учебного труда как коллективной деятельности.
  9.  
    Стремиться к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашнего] задания там, где это возможно, сокращался.
  10.  
    Четко следовать замыслу плана урока и одновременно быть готовыми перестроить его ход при изменении учебных ситуаций.
  11.  
    В ходе самоанализа урока выявлять полученные на уроке результаты образования, воспитания, развития; находить важнейшие причины недостатков, учитывать результаты самоанализа при планировании следующих уроков.

 
Схема анализа  урока. 

  1.  
    Сообщение даты и темы урока.
  2.  
    Использование дополнительной литературы.
  3.  
    Структура и общая организация урока. Распределение времени на различных этапах. Содержание урока на каждом этапе.
  4.  
    Произошло ли изменение плана урока по сравнению с конспектом? Причины изменения. Умение перестраиваться в измененной учебной ситуации.
  5.  
    Темп урока. Активность класса, подготовленность к уроку. Дисциплина на уроке.
  6.  
    Оптимальное сочетание различных форм и методов работы.
  7.  
    Контроль за усвоением знаний. Содержание вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний, их использование для стимулирования ответственного отношения к учению. Организация повторения.
  8.  
    Роль, место и характер самостоятельной работы. Индивидуальные методы обучения. Воспитание интереса к предмету. Развитие познавательной активности учащихся.
  9.  
    Постановка цели и подведение итога урока. Понята ли тема? Какие затруднения обнаружены на уроке, пути их преодоления. Объем домашнего задания (необходимые к нему пояснения).
  10.  
    Использование средств наглядности, ТСО. Вид классной доски.
  11.  
    Владение учителем материалом, педагогический такт, речь.
  12.  
    Учет ранее высказанных замечаний.
  13.  
    Выявить значение самоанализа урока в системе работы учителя.

 
Памятка для самоанализа  урока 

  1.  
    Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Каков его тип?
  2.  
    Какие задачи решались на уроке? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Как учтены в задачах урока особенности класса, отдельных групп учащихся?
  3.  
    Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Национально ли выделено место для опроса, изучения нового материала, закрепления и т. д.? Правильно ли распределено время на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами?
  4.  
    На каком содержании (понятиях, идеях, фактах и т. д.) сделан главный акцент урока и почему?
  5.  
    Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.
  6.  
    Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?
  7.  
    Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и методах он осуществлялся? Почему?
  8.  
    Какие средства обучения использовались?
  9.  
    За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока; предупреждалась ли их перегрузка?
  10.  
    Какие были продуманы запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?
  11.  
    Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?

 
Чтобы планирование учебного процесса по информатике было реальным и отвечало поставленным целям по подготовке высококвалифицированных  специалистов и организаторов первичных  звеньев производства, здравоохранения, культуры и сферы обслуживания, оно  должно быть целевым. Основные образовательные  цели (формирование глубоких и прочных  знаний),воспитательные цели(формирование диалектико-материалистического мировоззрения) и цели развития мыслительной деятельности учащихся (умение приобретать знания и применять их на практике в процессе будущей трудовой деятельности) определены и сформулированы в учебной программе по информатике. Между общими дидактическими целями обучения - образованием, воспитанием и развитием учащихся - нет четких границ ни по содержанию, ни по методам реализации, но для более четкого планирования учебного процесса по информатике цели обучения можно разделить на образовательные, воспитательные и развивающие.  
 
Образовательные цели обучения информатике. 

Информация о работе Планирование учебного процесса по курсу информатики