Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в выявлении роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития региона. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1 раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства; 2 рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности; 3 исследовать роль малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Ленинского района г. Бобруйска; 4 провести анализ показателей деятельности и условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства в Ленинском районе г. Бобруйска.
Введение
Предпринимательство - одна
из важнейших составляющих современной
экономики. В странах рыночной экономики
предпринимательство получило широкое
распространение и составляет подавляющую
часть среди всех форм организаций.
За последние десять лет в Беларуси
появились миллионы предпринимателей
и собственников. В связи с
приватизацией за государством осталась
лишь часть организаций и
Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Общественный характер предпринимательства
означает не только деятельность участвующих
в нем агентов, но и наличие
в общественном хозяйстве определенных
условий позволяющие
Предпринимательство является
одной из наиболее активных форм экономической
деятельности. Поведение людей, как
известно, обостряется, когда они
рискуют чем-то (имуществом, падением
популярности, деньгами, положением и
т.д.). Предприниматели не всегда знают,
продадут ли они все свои товары
и услуги и насколько выгодно.
Они идут на риск: ведь такие же товары
и услуги поступают на рынок и
от других производителей. Это как
раз и создает условия для
возникновения такой
Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение. Это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы состоит в выявлении роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития региона.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1 раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2 рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3 исследовать роль малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Ленинского района г. Бобруйска;
4 провести анализ показателей деятельности и условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства в Ленинском районе г. Бобруйска.
При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, учебники, и другая литература по исследуемой проблеме. Среди авторов можно выделить следующих: Базылев Н. И., Добрынин А. И., Балашевич М. И. и др
Важным фактором формирования
рынка является развитие предпринимательства.
История цивилизованного
Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991 N 813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь" предпринимательство определяется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Таким образом, предприниматель - это энергичный, деловой человек, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями и финансовыми ресурсами, использует их для организации своего дела (бизнеса). Созданная им фирма (товарищество, организация, предприятие, общество) становится частью малого бизнеса, развивающегося в стране. В системе рыночных отношений малый и средний бизнес выступают как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому и среднему бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн долл. Однако эти показатели достаточно условны. В качестве специальных критериев обычно используют еще добавленную стоимость, стоимость активов предприятия. Несмотря на свое определение "малый бизнес", этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны [15,с.5-6].
Экономика, в которой малый и средний бизнес занимают небольшой удельный вес, считается «лоскутной», так как она не в состоянии качественно обслуживать своих граждан с учетом их разнообразных индивидуальных потребностей и предпочтений. Малый и средний бизнес — это в первую очередь новые товары и услуги, их широкий ассортимент, новые рабочие места, основные налоги в местные и федеральные (республиканские) бюджеты, низкие издержки и доступные цены. В развитых странах на долю малых предприятий приходится около 50 % всех крупных изобретений при незначительном, по сравнению с крупными компаниями, объеме ассигнований на науку. Если считать крупный бизнес «костяком» экономики, то малый и средний бизнес по праву можно назвать ее «мускулами». Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую гибкость и динамичность. Существенный вклад оно вносит и в процесс формирования нормальной конкурентной среды.
В подавляющем большинстве малые и средние предприятия изготавливают обычные вещи обычным способом. Они занимают свою небольшую нишу, которая и обеспечивает их выживание, а нередко и процветание. Жизнестойкость малого бизнеса определяется тем, сумеет ли он использовать следующие условия:
1 территориальная, производственная и технологическая дифференциация бизнеса. Крупным предприятиям не везде выгодно заниматься бизнесом из-за слишком узких рыночных параметров. Небольшой объем продаж и высокие эксплуатационные расходы не позволяют крупным предприятиям заниматься многими видами деятельности и небольшими по емкости рынками;
2 важность персонального обслуживания. Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов (парикмахерские, врачебные кабинеты, консультационные, бухгалтерские услуги и т.д.). В этом случае качество работы во многом зависит от профессионального мастерства владельца фирмы;
3 удобство обслуживания. Расположение фирмы и поздние часы работы позволяют их владельцам успешно конкурировать с крупными предприятиями, которые не имеют таких преимуществ;
4 потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д.;
5 нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д.
6 оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении.
7 потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д.;
8 нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д.
9 оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении [5,с.110-111]
Различают следующие виды предпринимательства в малом и среднем бизнесе:
1 по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
2 по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
3 по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
4 по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
5 по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.
Субъектами
Согласно статье 24 Гражданского
кодекса республики, юридическими лицами
признаются организации, которые обладают
обособленным имуществом, могут от
своего имени приобретать
Из статьи 1 Закона о предпринимательстве
следует, что предпринимательская
деятельность может осуществляться
в виде индивидуальной трудовой деятельности,
а также в различных
1 частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;
2 коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
3 контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя. Руководитель-предприниматель регистрируется в таком же порядке, как и любой гражданин-предприниматель, несет ответственность как гражданин-предприниматель.
Предпринимательство в малом
и среднем бизнесе может
1 без образования юридического лица;
2 с образованием юридического лица;
3 без использования наемного труда;
4 с использованием наемного труда.
В соответствии с формами
собственности в малом и
Критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:
По состоянию на 1 января 2013 года на учете в налоговых органах состояли 334 326 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей - 232 851, микроорганизаций - 88 607, малых организаций - 10 531, субъектов среднего предпринимательства - 2 337. По сравнению с началом 2012 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 20 933 единицы, или 6,7%. В бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 году поступило 30,4% от общего объема контролируемых налоговыми органами платежей.
Информация о работе Повышение роли предпринимателльства в городе Бобруйске