Министерство образования
и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
Псковский государственный
университет
Финансово-экономический
факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
Контрольная работа
По дисциплине
«Государственное и муниципальное
управление»
На тему: «Поддержка малого бизнеса
в РФ»
Студент: Тиукелли А.Г.
Группа: 672-1105С
Шифр: 1067012
Руководитель: Прокофьев К.Ю.
Псков
2012
Содержание
Введение………………………………………………………………..……….…..3
Часть 1. Современное состояние малого предпринимательства
в РФ……….…5
1.1. Малое предпринимательство
как вид экономической деятельности: понятие,
сущность, структура………………………………………………….….5
1.2. Развитие малого
предпринимательства в России…………………………...10
Часть 2. Поддержка малого предпринимательства
в России……………………13
2.1. Система государственной поддержки малого
бизнеса…...…………………13
2.2. Роль государства
в поддержки малого предпринимательства
в России…...16
2.3. Эффективность государственной поддержки малого бизнеса……………...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной
литературы……………………………………...………28
Введение
Реформирование
экономики России невозможно без
развития и совершенствования различных форм
хозяйствования, одна из них, наиболее
серьезная - малое предпринимательство.
Проблема поддержки
малого предпринимательства в России
имеет огромную актуальность в экономике
нашей страны на сегодняшний день. Кроме
того, малые предприятия рассматриваются
в качестве символа производственной
мобильности, рыночной гибкости и инновационной
восприимчивости. Отсюда вытекает вполне
естественный вывод о позитивной роли
института малого предпринимательства,
который необходимо поддерживать и развивать.
Малые предприятия создают
благоприятные условия для оздоровления
экономики, поскольку развивается
конкурентная среда, создаются дополнительные
рабочие места, активнее идет структурная
перестройка, расширяется потребительский
сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению
рынка товарами и услугами, к повышению
экспортного потенциала, лучшему использованию
местных ресурсов.
Малые предприятия могут
создаваться в любом секторе
экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения, что
является отличительной и важной особенностью.
Актуальность темы определяется тем, что в современных
условиях проблема поддержки малого
предпринимательства в России имеет огромную
актуальность в экономике нашей страны.
Целью работы является - исследование теоретических
основ малого предпринимательства, определение
специфических особенностей, проблем
и перспектив развития малого бизнеса
в Российской Федерации.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить задачи, встающие перед
раскрытием данной темы:
- Показать сущность малого бизнеса в РФ.
- Проанализировать тенденции развития малого предпринимательства.
- Изучить основные направления государственной поддержки малому предпринимательству в РФ.
Рассмотреть тенденции развития малого бизнеса в России.
Выявить проблемы развития малого предпринимательства в стране.
Объектом исследования является современное состояние
государственной помощи малому бизнесу
в Российской Федерации.
Предмет исследования - противоречия и проблемы развития малого
предпринимательства в России.
Часть 1. Современное состояние малого
предпринимательства в РФ
Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
Понимание
роли малого предпринимательства требует
ясного представления о том, какое
место оно занимает в национальной экономике
и каковы его отличительные особенности.
Формирование и развитие рыночных отношений
предполагает свободное и равноправное
сосуществование и развитие различных
форм собственности и различных секторов
внутри каждой формы собственности.
Рассматривая
частный сектор экономики, можно
говорить о трех группах предприятий,
которые по общепринятой терминологии
определяются как крупные, средние
и малые предприятия в зависимости
от их размеров.
Собственников этих предприятий
объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие
и защита частной собственности, которым
обусловлены общие черты в их поведении
во всех отношениях, связанных с собственностью.
Вместе с тем предпринимательство в целом
весьма неоднородно, каждая из этих трех
групп имеет свои внутренние интересы,
определяющие стратегию их экономического
поведения, отношение к государству и
проводимой им политике, к социально-экономическим,
политическим и национальным проблемам.
Крупный
бизнес в основном определяет
экономическую и техническую мощь страны.
В целях самосохранения и развития он
тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя
более мелких партнёров, с одной стороны,
а с другой - объединяясь в международные
структуры, теряя частично свою независимость
и подпадая под влияние более сильных
партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией
на международном рынке и выполняя волю
более сильных партнёров, крупный капитал
становится орудием экспансии международных
предпринимательских структур на внутреннем
рынке страны. В определённых условиях
такая зависимость приводит к интернационализации
интересов крупного капитала в ущерб национальным
интересам.
Средний
бизнес в большей мере зависит
в своей деятельности от внутренней
экономической конъюнктуры и вынужден
вести конкурентную борьбу внутри своей
группы, а также с крупным отечественным
и иностранным капиталом. Это и определяет
заинтересованность среднего предпринимательства
в защите на внутреннем рынке путём проведения
протекционистской государственной экономической
политики и формирования, определённых
правил рыночных отношений, что предопределяет
более тесную связь среднего предпринимательства
с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое предпринимательство,
представляет самый многочисленный слой
мелких собственников, которые в силу
своей массовости в значительной мере
определяют социально-экономический и
отчасти политический уровень развития
страны. По своему уровню жизни и социальному
положению они принадлежат к большинству
населения, одновременно являясь как непосредственными
производителями, так и потребителями
широкого спектра товаров и услуг.
Сектор малого предпринимательства
образует самую разветвлённую
сеть предприятий, действующих
в основном на местных рынках
и непосредственно связанных с массовым
потребителем товаров и услуг. В совокупности
с небольшими размерами малых предприятий,
их технологической, производственной
и управленческой гибкостью это позволяет
чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся
конъюнктуру рынка.
Сектор малого предпринимательства
является неотъемлемым, объективно необходимым
элементом любой развитой хозяйственной
системы, без которого экономика и общество
в целом не могут нормально существовать
и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого
государства составляют крупные корпорации,
а наличие мощной экономической силы -
крупного капитала в значительной мере
определяет уровень научно-технического
и производственного потенциала, подлинной
основой жизни стран с рыночной системой
хозяйствования являются малые предприятия
как наиболее массовая, динамичная и гибкая
форма деловой жизни. Именно в секторе
малого предпринимательства создается
и циркулирует основная масса национальных
ресурсов, которые являются питательной
средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость
и массовый охват практически всех сфер
внутреннего рынка страны обеспечивают
устойчивость развития экономики и способствуют
стабильности политического климата.
Одна
из причин успешного развития малого и среднего
бизнеса в странах с развитой экономикой
состоит в том, что крупное производство
не противопоставляется мелкому. В развитых
странах культивируется принцип кооперирования
крупных и малых предприятий, причем крупные
объединения не подавляют там малый бизнес,
а взаимодополняют друг друга, особенно
в сфере специализации отдельных производств
и в инновационных разработках.
Функционирование
на локальном рынке, быстрое реагирование
на изменение конъюнктуры этого
рынка, непосредственная взаимосвязь
с потребителем, узкая специализация
на определенном сегменте
рынка товаров и услуг, возможность начать
собственное дело с относительно малым
стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его
достоинствами, повышающими устойчивость
на внутреннем рынке, но при определенных
условиях становятся недостатками, сдерживающими
его развитие.
С
одной стороны, быстрое реагирование
малых предприятий на изменения
условий функционирования делает его
более мобильным и приспосабливаемым,
а с другой - зависимым от конъюнктуры
рынка, динамики внешних социально-экономических
и политических условий. Относительно
небольшой капитал сужает рамки производства,
ограничивает возможность привлечения
дополнительных ресурсов (научно-технических,
финансовых, производственных, трудовых
и т.д.). Ограниченные масштабы производства
и небольшое количество занятых обусловливают
простоту и эффективность управления
предприятием.
Как
показывает мировая практика, основным
критериальным показателем, на основе
которого предприятия различных
организационно правовых форм относятся к субъектам
малого предпринимательства, является
в первую очередь средняя численность
работников, занятых за отчетный период
на предприятии. В ряде научных работ под
малым бизнесом понимается деятельность,
осуществляемая небольшой группой лиц,
или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериями,
на основе которых предприятия относятся
к малому бизнесу является: численность
персонала; размер уставного капитала;
величина активов; объем оборота (прибыли,
дохода).
По
данным Мирового банка,
общее число показателей, по которым предприятия
относятся к субъектам малого предпринимательства
(бизнеса), превышает 50. При этом не существует
какого-то единого для всех стран универсального
критерия выделений малых предприятий.
Каждое государство в зависимости от национальности,
производственных градаций, отраслевой
культуры экономики устанавливает свои
критерии распределения предприятий по
их размерам.
В
России, согласно Федеральному закону
от 24.07.07 г. N 209-ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» установлены следующие условия отнесения к субъектам малого
и среднего предпринимательства:
1)
для юридических лиц - суммарная
доля участия Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований,
иностранных юридических лиц, иностранных
граждан, общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных
фондов в уставном (складочном) капитале
(паевом фонде) указанных юридических
лиц не должна превышать 25% (за исключением
активов акционерных инвестиционных фондов
и закрытых паевых инвестиционных фондов),
доля участия, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся
субъектами малого и среднего предпринимательства,
не должна превышать 25%. Этот критерий
перешел из Закона № 88-ФЗ;
2)
средняя численность работников
за предшествующий календарный
год не должна превышать следующие
предельные значения средней
численности работников для каждой
категории субъектов малого и
среднего предпринимательства:
а)
от 101 до 250 человек включительно - для
средних предприятий;
б)
до 100 человек включительно - для
малых предприятий; среди малых
предприятий выделяются микропредприятия
- до 15 человек.