Поддержка малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, встающие перед раскрытием данной темы:
1. Показать сущность малого бизнеса в РФ.
2. Проанализировать тенденции развития малого предпринимательства.
3. Изучить основные направления государственной поддержки малому предпринимательству в РФ.
4. Рассмотреть тенденции развития малого бизнеса в России.
5. Выявить проблемы развития малого предпринимательства в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….…..3
Часть 1. Современное состояние малого предпринимательства в РФ……….…5
1.1. Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………….….5
1.2. Развитие малого предпринимательства в России…………………………...10
Часть 2. Поддержка малого предпринимательства в России……………………13
2.1. Система государственной поддержки малого бизнеса…...…………………13
2.2. Роль государства в поддержки малого предпринимательства в России…...16
2.3. Эффективность государственной поддержки малого бизнеса……………...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………...………28

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГМУdoc.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

Псковский государственный  университет

 

Финансово-экономический  факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

 

 

На тему: «Поддержка малого бизнеса в РФ»

 

 

 

 

Студент: Тиукелли А.Г.

Группа: 672-1105С

Шифр: 1067012

Руководитель: Прокофьев К.Ю.

 

 

 

 

 

Псков

2012

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………..……….…..3

Часть 1. Современное состояние малого предпринимательства в РФ……….…5

1.1. Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………….….5

1.2. Развитие малого  предпринимательства в России…………………………...10

Часть 2. Поддержка малого предпринимательства в России……………………13

2.1. Система государственной поддержки малого бизнеса…...…………………13

2.2. Роль государства  в поддержки малого предпринимательства  в России…...16

2.3. Эффективность государственной поддержки малого бизнеса……………...20

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы……………………………………...………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Введение

Реформирование  экономики России невозможно без  развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьезная - малое предпринимательство.
Проблема поддержки малого предпринимательства в России имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Малые предприятия создают  благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается  конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная  перестройка, расширяется потребительский  сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов.

Малые предприятия могут  создаваться в любом секторе  экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения, что является отличительной и важной особенностью.

Актуальность темы определяется тем, что в современных условиях  проблема поддержки малого предпринимательства в России имеет огромную актуальность в экономике нашей страны.

Целью работы является - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, встающие перед раскрытием данной темы:

  1. Показать сущность малого бизнеса в РФ. 
  2. Проанализировать тенденции развития малого предпринимательства.
  3. Изучить основные направления государственной поддержки малому предпринимательству в РФ.
  1. Рассмотреть тенденции развития малого бизнеса в России.

  1. Выявить проблемы развития малого предпринимательства в стране.

Объектом исследования является современное состояние государственной помощи малому бизнесу в Российской Федерации.

Предмет исследования - противоречия и проблемы развития малого предпринимательства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1. Современное состояние малого предпринимательства в РФ

      1. Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура

Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.

Рассматривая  частный сектор экономики, можно  говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние  и малые предприятия в зависимости от их размеров.

Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес в большей мере зависит  в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

  Сектор малого предпринимательства  образует самую разветвлённую  сеть предприятий, действующих  в основном на местных рынках  и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Одна  из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная взаимосвязь  с потребителем, узкая специализация  на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.

С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения  условий функционирования делает его  более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры  рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).

По  данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

В России, согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

1) для юридических лиц - суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Этот критерий перешел из Закона № 88-ФЗ;

2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней  численности работников для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно - для  средних предприятий;

б) до 100 человек включительно - для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Информация о работе Поддержка малого бизнеса в РФ