Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с политикой экспорта России на сегодняшний день. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить сущность внешнеторговой политики; 2. Определить основные виды внешнеторговой политики; 3. Рассмотреть основные цели и задачи политики России в экспорте товаров; 4. Выделить основные особенности политики экспорта в Российской Федерации; 5. Исходя из вышепоставленной задачи, необходимо ознакомиться с основными мерами поддержки экспорта России, таких как: - финансовая поддержка; - информационно – консультационная поддержка; - тарифные преференции;
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Политика
России в экспорте товаров. Главные
особенности, цели и задачи» актуальна
на сегодняшний день, потому как экспорт
- всегда был и остаётся ключевым вопросом
национального развития. Развитие экспорта
и укрепление экспортного потенциала
страны, является одним из важнейших направлений
экономической политики Российской Федерации
на современном этапе. Это объясняется
исключительной значимостью экспорта
как фактора развития национальной экономики. Для
формирования эффективной экспортной
политики государству необходимо концентрировать
свое внимание на собственные усилия
и ресурсы на формировании технологически
развитого и конкурентоспособного рыночного
хозяйства, а так же определить рациональную
структуру вывозимых товаров за рубеж.
Для этого нужно активизировать собственный
потенциал и расставить акценты в экономической
политике государства.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ
Внешнеторговая политика
представляет собой самостоятельное направление
внешнеэкономической политики, связанное
с государственным регулированием внешней
торговли через налоги и прямые ограничения
на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой
политики государства оказывают влияние
объективные процессы, происходящие в
мировой экономике. Это, с одной стороны,
растущая интернационализация производства
и капитала, что усиливает экономическую
взаимосвязь государств, а с другой –
обострение конкурентной борьбы на мировом
рынке. Несмотря на то, что развитие внешней
торговли в целом благоприятно воздействует
на развитие национальной экономики, зависимость
от мирового рынка может вызвать серьезные
социально – экономические проблемы внутри
страны. Эти проблемы связаны с увеличением
риска экономических потерь от колебаний
валютных курсов и мировых цен, с возможным
ухудшением экономического положения
ряда отраслей, не способных выдержать
давления конкуренции иностранных товаров.
Государственное регулирование внешнеторговой
деятельности представляет собой систему
типовых мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
в целях поддержания внешнеторгового
равновесия, стимулирования прогрессивных
сдвигов в структуре экспорта и импорта,
поощрения притока иностранного капитала. Инструменты,
используемые государством для проведения
внешнеторговой политики, можно разделить
на тарифные и нетарифные [25, с.22]. Поскольку
хозяйство всех стран в той или иной мере
зависит от экспорта и импорта, государство
в законодательном порядке устанавливает
определенные правила внешней торговли.
Исторически сложились два противоположных
вида внешнеторговой политики: протекционизм
и свободная торговля. Говоря о свободной
торговле (либерализации) мы подразумеваем
внешнеторговую политику, при которой
таможенные органы только регистрируют
ввоз или вывоз товаров. Они не взимают
импортные и экспортные пошлины, не устанавливают
какие – либо количественные или иные
ограничения на внешнеторговый оборот.
Такую политику проводят страны с высокой
эффективностью национального хозяйства.
В этом случае местные предприниматели
не только выдерживают иностранную конкуренцию,
но и прорывают протекционистские таможенные
барьеры, расширяя доступ своих товаров
на мировой рынок. Как правило, правительства
проводят гибкую внешнеторговую политику.
Они избирательно используют методы протекционизма
и вводят элементы свободной торговли.
При этом обеспечиваются благоприятные
условия в экономических связях с другими
странами: с ними заключаются торговые
сделки, содержащие пункты о взаимных
обязательствах в области внешнеторговой
политики. Сторонники этой политики утверждают,
что сравнительная эффективность дает
больше выгод от свободы торговли,
чем от её ограничения. Либерализация
способствует международной специализации
страны, облегчает развитие конкуренции
и удешевляет товары для потребителей. Под
протекционизмом мы понимаем систему
ограничений импорта, когда вводятся высокие
таможенные пошлины, запрещается ввоз
определённых продуктов, используются
другие меры, препятствующие конкуренции
иностранных изделий с местными. Протекционизм
представляет собой политику государства,
направленную на защиту внутреннего рынка
от иностранной конкуренции, а зачастую
и на захват внешних рынков [15,c.38]. Политика
протекционизма поощряет развитие отечественного
производства, способного заменить импортные
товары. Протекционизм (франц. protectionnisme,
от лат. ptotectio – защита, покровительство),
экономическая политика государства,
направленная на поддержку национальной
экономики. Осуществляется с помощью торгово
– политических барьеров, которые ограждают
внутренний рынок от ввоза иностранных
товаров, снижают их конкурентоспособность
по сравнению с товарами национального
производства.
Выбор вида внешнеторговой политики в основном зависит от статуса государства, занимаемого им на мировом рынке. Если государство занимает лидирующие позиции, то ему целесообразно придерживаться политики свободной торговли, тем самым расширяя свои потенциальные возможности доступа товаров на мировой рынок. Развивающимся же странам целесообразней всего будет придерживаться политики протекционизма, где важную роль играют ограничение на импорт, установление высоких таможенных пошлин, запрет и т.д. Для нашего государства выгоднее занимать двоякое положение на мировой торговой арене: в торговле со странами, ведущими политику свободной торговли, Россия должна придерживаться политики протекционизма, а со странами, стоящими ниже её экономического уровня, должна поддерживать свободную торговлю. Такая политика позволит защитить и отечественных производителей и обеспечить доступ российских товаров на мировой рынок.
На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортного обмена заметно влияют меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли. Примером может служить изданный в 2003 году закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии с законом государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической политики внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и её субъектов; обеспечение равенства все участников [2]. Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений.
Отношения РФ с иностранными
государствами в области
В целях интеграции экономики
России в мировую экономику Российская
Федерация в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права участвует в
В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, по средствам которых, устанавливается контроль их качества. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых, прослеживается в растущих импортных пошлинах [18, с. 45].
В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание развитию экспорта России. Основными целями являются увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.
Для этого сводятся воедино и систематизируются меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Необходимо умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.
На объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения (в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю), в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Делая вывод, стоит сказать, что у России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие). Но для того, чтобы все это воплотилось в реальность необходимо проделать огромную работу над корректировкой, в первую очередь, нормативно-правовой базы регулирования экспортной деятельности. Стоит обратить внимание на работу уполномоченных органов, осуществляющих экспортную деятельность, довести до соответствия российскую таможенную систему ко всем предъявляемым к ней требованиям, особенно в части решения задачи стимулирования экспорта продукции высокой степени переработки, защиты национальных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности.
Российская экономика достаточно тесно интегрирована в мировую экономику. Ее рыночный статус признан многими торговыми партнерами, в том числе Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Россия активно участвует в работе многих интеграционных группировок и международных организаций.
Вместе с тем, необходимо
продолжить работу по повышению открытости
экономики, более полной интеграции
в мирохозяйственные связи. Сохраняется
избыточный валютный контроль, ограничен
доступ иностранных производителей
на отдельные рынки. Без достижения
более высокой степени
Необходимо сконцентрироваться на решении следующих задач:
При этом нормативная и
законодательная база во внешнеэкономической
области должна максимально отвечать
нормам и правилам Всемирной торговой
организации.