Политика стимулирования занятости и капитала (на примере конкретных региональных программ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является региональная экономическая политика, с инструментами методами и финансовыми составляющими ее регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ....…………………………...…….5
1.1. Цели региональной экономической политики………………………….. .…..5
1.2. Средства реализации региональной экономической политики..........………7
2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………...10
2.1. Политика стимулирования занятости……....………………………………...14
2.2. Политика стимулирования капитала……………….....…...…………………16
3. СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………….19
4. СОСТАВ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяТАНЯ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Альметьевский государственный институт муниципальной службы»

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине: «Региональное управление и территориальное планирование»

 

 

Политика стимулирования занятости и капитала (на примере конкретных региональных программ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил: студент 4 курса группы 01125

                                                             Набиуллина Т.В.

                                                      _______________

                                                     Научный руководитель: к.э.н., доцент

Сафиуллина Р.Ф.

                                                               _______________

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск

2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ....…………………………...…….5

1.1. Цели региональной экономической политики………………………….. .…..5                                

1.2. Средства реализации региональной экономической политики..........………7

2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ  РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………..…………………………………….10

2.1. Политика стимулирования занятости……....………………………………...14

2.2. Политика стимулирования капитала……………….....…...…………………16

3. СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………….19

4. СОСТАВ И СТРУКТУРА  КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными условиями производства и жизни в различных регионах, региональная тематика всегда была актуальной. Проводимые в стране экономические преобразования привели к регионализации экономической жизни, росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.

Актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально-экономического развития регионов РФ. Так, из анализа социально-экономического развития субъектов РФ следует, что диапазон основных макроэкономических показателей весьма велик. Сгладить существующие различия и объективную разницу между уровнями экономического развития субъектов РФ призвана разумная государственная экономическая политика, стимулирующая развитие перспективных отраслей экономики, повышающая финансовую самодостаточность территорий, и приводящая в конечном итоге к сбережению народонаселения России.

К основным целям региональной политики можно отнести:

- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных  основ федерализма, регионов или  субъектов РФ с целью создания  единого экономического пространства;

- обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной  социальной защиты, гарантирование  социальных прав граждан, установленных  Конституцией РФ, независимо от  экономических возможностей регионов;

- выравнивание условий  социально-экономического развития  регионов;

- охрана окружающей среды, а также ликвидация последствий  ее загрязнения, комплексная экологическая  защита регионов;

- максимальное использование  природно-климатических особенностей  регионов и др.

Выбранная тема актуальна тем, что без определенного стимулирования вышеизложенные цели региональной экономической политики не всегда могут быть достигнуты. Для их достижения необходимо располагать набором политических и экономических инструментов, которые могут использоваться органами государственного управления различных уровней для воздействия на отдельные регионы либо всю многорегиональную национальную экономику, а также методов их использования.

Объектом исследования данной работы является региональная экономическая политика, с инструментами методами и финансовыми составляющими ее регулирования.

 

 

    1. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    1. Цели региональной экономической политики

Региональная политика – это особый вид государственной экономической политики, направленной на государственное регулирование территориального развития.

Региональная политика должна быть направлена на реализацию таких целей, которые не могут быть достигнуты автоматически в результате действия рыночных механизмов.

Глобальной целью региональной политики является достижение более эффективного и более равномерного распределения экономической активности на территории страны. Эта формулировка характеризует две стороны регионального социально-экономического развития:

- экономическую активность, которая требует экономики рационального  распределения производства в  пространстве и использования  производственного потенциала каждого  региона в целях общенационального  благосостояния;

- социальную справедливость, т. е. такое пространственное распределение  экономической деятельности, при  котором жители всех регионов  имеют более или менее равные  возможности достижения желаемого  благосостояния.

Глобальные цели региональной экономической политики являются слишком общими для того, чтобы служить принятию конкретных экономических решений, поэтому они могут быть конкретизированы и трансформированы в многоуровневую систему целевых показателей.

На самом верхнем уровне цели региональной политики совпадают с целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни. Однако и эти цели являются слишком общими для того, чтобы служить выработке конкретных мероприятий по экономической политике, поэтому их нужно детализировать, сделав тем самым более операбельными.

Следующий уровень целей содержит региональную эффективность, межрегиональную конвергенцию среднедушевых доходов, обеспечение минимальных стандартов общественных и социальных услуг всем гражданам независимо от того места, где они живут.

На следующем уровне могут быть выделены такие цели, как максимизация определенных экономических индикаторов, например, занятости, ВРП или среднедушевых доходов.

Своя система целей, взаимосвязанная с целями более высокого и более низкого уровней, может быть построена для региона любого ранга.

Таким образом, региональная экономика ориентирована на множество целей, стимулирование достижения которых и является одной из основных задач государственной политики.

Классический анализ региональной политики обычно связан с разрешением конфликта между эффективностью и равенством. Если регионы с низкими доходами имеют более высокую отдачу на капитал, то цели эффективности и равенства не противоречат друг другу, но поскольку, более широкие рыночные возможности и психологические предпочтения населения связаны с более развитыми и богатыми регионами, то указанные цели противоречат друг другу.

Теоретически конфликт в рамках двухцелевой модели разрешается достаточно просто. Один из возможных путей состоит в следующем. Можно выбрать приоритетную цель и максимизировать ее в рамках некоторой модели, а вторую цель зафиксировать в качестве ограничения.

Вышеизложенная проблема эффективности и равенства, – один из аспектов формирования целей региональной политики. Не менее сложные проблемы выбора целей порождаются многоуровневым характером региональных систем. Они касаются соотношения целей регионов разного уровня, например, соотношения целей экономического роста национальной экономики и отдельного региона.

Если региональный рост рассматривать как конкурентный, т. е. осуществляемый за счет межрегионального перераспределения ресурсов, то цель экономического роста национальной экономики может быть реализована за счет приоритетного роста наиболее эффективных регионов, что может противоречить целям роста в отдельных менее эффективных регионах, однако проблемы межуровневого взаимодействия целей также могут быть сформулированы в рамках двух рассмотренных моделей – эффективности и равенства.

Межрегиональные взаимодействия в этом случае могут быть организованы следующим образом. Обеспечение эффективного роста экономики в целом может быть обеспечено за счет перераспределения ресурсов в наиболее эффективные регионы, что будет соответствовать политике региональной эффективности, а дополнительный эффект, полученный от роста в этих регионах, может быть направлена на поддержку слабых регионов, за счет чего может быть обеспечена социальная справедливость.

 

1.2 Средства реализации региональной экономической политики

 

Для реализации региональной экономической политики необходимо располагать набором политических и экономических инструментов, которые могут использоваться органами государственного управления разных уровней для воздействия на отдельные регионы либо всю много региональную национальную экономику, а также методов их использования.

Инструментарий региональной политики включает все средства, используемые в экономической политике, такие как налоговая, бюджетная, ценовая, кредитно-денежная, социальная виды политики, особенность его состоит в том, что он применяется для разрешения региональных проблем.

Существует множество классификаций, используемых для систематизации инструментов региональной экономической политики, Михеева Н. Н. в своей монографии «Региональная экономика и управление» выделяет две группы:

- средства макроэкономической  политики;

- средства микроэкономической  политики.

Средства макроэкономической политики включают в себя налоговую, бюджетную, ценовую, кредитно-денежную, социальную, торговую и другие виды экономической политики, они используются, как правило, на национальном уровне для проведения политики центральных органов власти по отношению к регионам.

Меры макроэкономической политики могут быть реализованы двояким образом: либо частичный контроль над теми или иными инструментами региональной политики передается на уровень отдельных регионов, либо он сосредотачивается в руках центральной власти.

В первом случае отдельные регионы могут использовать указанные инструменты по своему усмотрению, тогда параметры экономического развития, регулируемые на основе тех или иных инструментов, оказываются в руках у региональных властей, это может касаться, например, ставок налогов, экспортно-импортных пошлин.

Эта ситуация соответствует фактически автономному регулированию экономической деятельности отдельными регионами без ее взаимного согласования, а такой способ реализации региональной макроэкономической политики является скорее исключением, чем правилом, поэтому, если такая схема реализуется, то она касается только отдельных инструментов макроэкономической политики.

Более распространенным случаем является центральный контроль над макроэкономической политикой, когда общие параметры экономической системы регулируются центральным правительством. Это не исключает дифференциации проводимой экономической политики, т.е. для разных регионов могут использоваться различные значения управляющих параметров, при этом центральные органы управления определяют степень дифференциации значений экономических параметров, например, для разных регионов могут быть установлены различные ставки налогов, отдельные регионы могут получать льготные кредиты либо субсидии и т.д.

Средства микроэкономической политики, используемые при проведении региональной политики, определяются в зависимости от выбора объекта воздействия: труд или капитал, и выбора направлений воздействия: внутренняя или внешняя перестройка условий деятельности. Так, к политике воздействия на труд можно отнести: переориентацию труда на месте, пространственное перемещение, повышение эффективности рынков труда. К политике воздействия на капитал: налоги и субсидии, повышение эффективности рынка капиталов, повышение эффективности управления фирмами и административный контроль над деятельностью предприятий.

Макроэкономическая региональная политика осуществляется в большинстве случаев путем прямого государственного контроля над теми или иными параметрами развития региона. При проведении микроэкономической региональной экономической политики прямой государственный контроль над размещением капитала и распределением рабочей силы весьма ограничен, поэтому региональная политика реализуется преимущественно при помощи косвенных методов экономического воздействия.

Информация о работе Политика стимулирования занятости и капитала (на примере конкретных региональных программ)