Понятие и виды конкуренции. Закон конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:50, реферат

Краткое описание

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………….3
Понятие конкуренции……………………………………………….4
Виды конкуренции…………………………………………………..8
2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция…………………11
Закон конкуренции…………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………...16
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и виды конкуренции.docx

— 59.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………...…………….3     

  1. Понятие конкуренции……………………………………………….4
  2. Виды конкуренции…………………………………………………..8

2.1 Совершенная и несовершенная  конкуренция…………………11

  1. Закон конкуренции…………………………………………………..14
  2. Заключение…………………………………………………………...16
  3. Список литературы……………………………………………………18     
  4. Приложение №1……………………………………..……………….19
  5. Приложение №2…………………………………..………………….20
  6. Приложение №3………………………………..…………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.

Целью контрольной работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций, а также закона конкуренции и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание контрольной работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, описывается ее роль на рынке. Во второй главе ведется речь о функциях, видах конкуренции по состоянию рынка – совершенной и несовершенной конкуренции. В рамках несовершенной конкуренции рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. В третьей главе рассматривается закон конкуренции. Особое внимание уделила изучению истории развития антимонопольного законодательства в России, а также особенности поддержки конкуренции в нашем государстве. При написании контрольной работы использовалось множество экономической литературы, а также электронных ресурсов.

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

 

Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли1.

Нет какого-либо одного термина, который бы надлежащим образом характеризовал эти особенности. Они заключаются в том, что возникли известная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой собственный путь, вера в собственные силы; осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях; привычка предвидеть будущее и определять курс действий с учетом дальних целей. Эти факторы могут побуждать и часто побуждают людей конкурировать друг с другом.

Термин «конкуренция» отдает слишком большим привкусом зла, он стал подразумевать известную долю эгоизма и безразличия к благополучию других людей. Правда, в прежних формах производства наблюдалось меньше сознательного корыстолюбия, чем в современных, но там было и меньше сознательного бескорыстия. Именно трезвый расчет, а не корыстолюбие составляет особенность современной эпохи».

Конкуренция и все процессы, связанные с ней, новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально. В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений, и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений.

Существует большое множество исторически сложившихся определений данного понятия. По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. И. Шумпетер2 считал, что конкуренция - это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Также исторически сложились основные подходы к толкованию понятия «конкуренция»:

Первый подход определяет конкуренцию как экономическую состязательность на рынке.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие всех субъектов на рынке и который создаёт равновесие на рынке, т.е. уравнивает спрос и предложение.

Третий подход определяет конкуренцию как фактор, согласно которому определяется тип отдельного рынка.

Таким образом, становится очевидным, что общее определение конкуренции выделить невозможно из-за многозначности самого явления. Можно понимать конкуренцию, и как борьбу экономических субъектов, и как критерий, определяющий модель рынка, и как способ хозяйствования. Кроме того, конкуренция – это регулятор производства и средство достижения равновесия на рынке.

В самом общем смысле конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкурентной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами данного рынка.

Важно понять, что без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются следующие основные функции конкуренции:

    1. регулирующая;

    1. аллокационная;

    1. инновационная;

    1. адаптационная;

    1. распределительная;

    1. контролирующая.

Регулирующая функция конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.

Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

В настоящее время в условиях конкуренции каждое предприятие для поддержания конкурентных преимуществ должно выбирать более совершенные способы развития, гарантирующие ему выгодную позицию на рынке, чтобы быть способным выявлять, формировать и максимально удовлетворять потребности потребителей, быть конкурентоспособным предприятием.

Изучение конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, служит ориентиром для формирования экономической политики государства и стратегий бизнес - сообщества.

Таким образом, мы дали определение конкуренции, раскрыли некоторые ее функции и выделили несколько критериев и подходов к классификации конкуренции. Последняя схема3, показывающая классификацию конкуренции по способам соперничества и состоянию рынка, будет взята нами за основу при рассмотрении видов конкуренции в последующих главах.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.

 

После рассмотрения сущности конкуренции, следует перейти к её видам. Известно, что каждый рынок имеет свои особенности, но всё-таки есть общее в том, как происходит конкуренция на разных рынках, и, значит, суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, которая используется для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.

Если рассмотреть исследовательские данные английского учёного М.Е.Портера, то состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1. Соперничество среди  конкурирующих на рынке продавцов. Данный вид конкуренции основывается  на том, что одну и ту же  потребность потребителя можно  удовлетворять по-разному. При этом  каждая фирма придерживается  собственной стратегии, отстаивает  свои интересы по завоеванию  экономически выгодной позиции  на рынке.

2. Конкуренция со стороны  товаров, являющихся заменителями  конкурентоспособных товаров. Это  конкуренция среди аналогичных  товаров, которые являются разными  по оформлению. Важную роль здесь  играет цена на подобные заменители.

3. Конкуренция, возникшая  вследствие угрозы появления  новых конкурентов на рынке.

4. Конкуренция, возникающая  вследствие возможностей и торговых  способностей поставщиков.

5. Конкурирующие силы, которые возникают вследствие  возможностей и торговых способностей  покупателей.

Также существует и другая классификация видов конкуренции, которая также имеет право на отдельное существование. Согласно ней конкуренцию можно разделить на шесть видов:

  • Функциональная конкуренция – между производителями товаров, которые могут удовлетворить потребности различными способами (к таким товарам относятся, например, товары для спорта, туризма и отдыха).

  • Видовая конкуренция — соперничество между производителями аналогичных товаров (предназначенных для одной и той же цели), но различающихся какими-то существенными параметрами (например, между фотоаппаратами одного класса с разными разрешающими способностями фотообъектива).

  • Предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, которые различаются качеству изделия и по известности производителя.

  • Ценовая конкуренция — снижение цены на товар или услугу увеличивает уровни продаж, что приводит к расширению рынка.

  • Скрытая ценовая конкуренция: продажа собственного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара.

  • Незаконные методы: антиреклама товаров конкурирующей фирмы, производство подделок худшего качества.

По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкуренток. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки.

Информация о работе Понятие и виды конкуренции. Закон конкуренции