Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 02:03, реферат
Торговля относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Она является одной из немногих сфер деятельности, сумевших быстро адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. За прошедшие годы отрасль претерпела кардинальные изменения. В данной работе В данной работе мы ответим на следующие вопросы , понятие и сущность организации. Каким требованиям должна отвечать группа , чтобы считаться организацией. Рассмотрим что представляет собой менеджмент торговой организации, дадим его характеристики.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность организации……………………………………………4
2.Менеджмент торговой организации…………………………………………5
3.Основы стратегического планирования…………………………………….11
4.Цели и стратегии развития торговой организации…………………….…13
Заключение……………………………………………………………………..15
Библиографический список…………………………………………………...16
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и сущность организации……………………………………………4
2.Менеджмент торговой организации…………………………………………5
3.Основы стратегического планирования…………………………………….11
4.Цели и стратегии развития
торговой организации…………………….…
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………...16
Введение
Торговля относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Она является одной из немногих сфер деятельности, сумевших быстро адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. За прошедшие годы отрасль претерпела кардинальные изменения. В данной работе В данной работе мы ответим на следующие вопросы , понятие и сущность организации. Каким требованиям должна отвечать группа , чтобы считаться организацией. Рассмотрим что представляет собой менеджмент торговой организации, дадим его характеристики.
1.Понятие и сущность организации.
Общество состоит из огромного количества различных организаций. Большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт.
Под организацией понимается группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей.
Управление организацией представляет собой сложный динамичный процесс, сочетающий понимание общих целей и многочисленных вариантов их достижения.
Организации, как правило, решают совокупность сложных взаимосвязанных задач и для них характерны:
-преобразование ресурсов для достижения результатов;
-зависимость от внешней среды (как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей);
- горизонтальное и вертикальное разделение труда, вызывающее необходимость управления.
Для того чтобы считаться организацией , некая группа должна отвечать следующим требованиям:
- наличие по крайне мере двух человек, которые считают себя членами данной организации;
-наличие по крайне мере одной цели, которую принимают как общую все члены групп;
-наличие членов группы, которые работают вместе для достижения цели.
Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз.
На первой происходит ее создание, например на основе решения общего собрания учредителей, и осуществляются все связанные с этим мероприятия.
На второй фазе организация стремительно растет в той сфере, в которой она изначально возникла. На третьей происходят дифференциация, поиск новых, а также качественное развитие и совершенствование существующих форм и направлений ее деятельности. На четвертой фазе у организации наступает состояние зрелости, консолидации. Она прочно стоит на ногах и часто больше не стремится ни к расширению, и к поиску нового, что на деле означает начало конца.
Последний цикл наступает на пятой, заключительной, фазе ее жизни. Здесь организация постепенно ослабевает, свертывает свою деятельность и наконец прекращает существование.
Организации существуют для реализации определенных целей. Если организация достигла своей цели, то она считается добившейся успеха. Составляющими успеха организации являются:
1) выживание;
2) результативность;
3) эффективность;
4) производительность;
5) практическая реализация.
Первейшей задачей большинства организаций является выживание, возможность существовать как можно дольше. Для того чтобы выжить и оставаться сильными, большинству организаций приходится периодически менять свои цели, формулируя их соответственно изменяющимся условиям внешнего мира.
Организация является объектом управления со стороны управляющей системы ( управленческого персонала). Пои создание организации определяются ее основные параметры: цели, виды и масштабы деятельности, формы собственности, размер и виды организации; осуществляется также деятельность по обеспечению организации всеми необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами: подбор и наем персонала, закупка сырья, материалов, оборудования, аренда, строительство или покупка производственных помещений.
Организация как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, создаваемую (существующую) для достижения общей цели.
2.Менеджмент
торговой организации.
Менеджмент – это отрасль профессиональных
знаний, позволяющая оптимальным образом
соединить разноаспектную деятельность
структурных элементов организации в
единый механизм, опирающийся на современные
информационные технологии. Специфика
менеджмента торговой организации обусловлена
особой ролью отрасли в системе социально-экономических
связей. Предприятия торговли являются
связующим звеном между производителем
и потребителями товаров. Это определяет
особые требования к размещению торговых
предприятий, их организационному дизайну,
формированию комплекса стратегических
решений и подходов к их реализации.
Важной характеристикой менеджмента в
сфере торговли является его мобильность,
способность обеспечить необходимое товарное
предложение в нужном месте и в нужное
время. Технология менеджмента продаж
включает элементы управления, учитывающие
психологию покупательского поведения,
восприятия и формирования его отношения
к предлагаемому товару, формам и методам
обслуживания, совокупность которых определяет
лояльность потребительского рынка к
результатам деятельности торговой организации.
В торговле покупательский рейтинг во
многом формируется под воздействием
эмоционального восприятия комплекса
внешних характеристик предприятия, его
дизайна, цветовых решений, содержания
в чистоте помещений, организации обслуживания
покупателей в торговом зале, внешнего
вида продавцов. На основе этих характеристик
покупатель часто судит о работе всего
магазина. Фактором производительности
торгового предприятия становится управление
поведением покупателей в магазине. В
условиях жесткой конкуренции непрофессиональные
действия персонала, осуществляющего
продажи, могут свести на нет усилия всего
коллектива. Персонал, работающий в торговом
зале, во многом формирует имидж предприятия
на рынке.
Торговый менеджмент в нашей стране можно
отнести к относительно новой отрасли
знаний, которая только формируется. Поэтому
изложение основ науки следует начать
с понятийного аппарата, до сих пор во
многом находящегося в стадии становления
и развития. Прежде всего следует остановиться
на соотношении понятий «управление»
и «менеджмент». Традиционно в нашей стране под управлением понимается
процесс воздействия на ту или иную систему
для достижения определенных целей. Объектом управления
может выступать любая система – как техническая
(управление автомобилем, станком), так
и социальная (управление обществом, группой
людей). В контексте социальных наук предметом управления
являются отношения, возникающие между
людьми при управлении различными сторонами
человеческой деятельности. Социальной системой
является государство, отдельные регионы,
коммерческие и некоммерческие организации,
их подразделения и отдельные группы людей.
Эффективная система менеджмента организации
должна соответствовать условиям, в которых
она функционирует. Ужесточение конкуренции
в странах с развитой рыночной экономикой
потребовало проведения качественных
преобразований в системе управления.
Реакцией на сложную рыночную ситуацию
явилось внедрение с начала 70-х годов XX
века в практику работы передовых компаний
новой концепции стратегического менеджмента. Ее суть сводится к
конструированию системы управления организации
с учетом видения будущих перспектив.
Составные элементы менеджмента организации
обеспечивают ее способность развиваться
в направлении будущих перемен, в наибольшей
степени реализуя возможности, предоставляемые
внешней средой на данный момент.
Уровень и объем функций, реализуемых
менеджером предприятия торговли, определяются
размером организации и его положением
в иерархической структуре. Высшее управленческое
звено формирует стратегию развития организации,
его политику, распределяет ресурсы, осуществляет
организационный дизайн, контроль результатов,
выявляет аспекты внешнего взаимодействия.
В силу специфики торговли реализация
линейных функций сочетается с выработкой
и принятием функциональных решений. Высшее
руководство даже крупных предприятий
торговли нередко принимают непосредственное
участие в обслуживании покупателей. Нижний
уровень управления – менеджеры, осуществляющие
непосредственное руководство торгово-оперативным
персоналом, входящим в состав базовой
структурной единицы торговой организации.
В крупных торговых компаниях между высшим
и низшим звеньями управления формируется
среднее звено, функции которого сводятся
к обеспечению условий для наиболее полного
удовлетворения потребностей целевого
сегмента рынка и эффективного обслуживания
посетителей в рамках выбранной стратегии.
Менеджеры среднего уровня обеспечивают
решение специализированных задач торговой
организации, оказывают поддержку линейному
персоналу в реализации их функций. Менеджмент
торговой организации имеет ряд особенностей,
обусловленных спецификой торгово-технологических
процессов. Торговая деятельность всегда
предполагает непосредственный контакт
с покупателем. Работа с людьми ограничивает
возможности механизации и автоматизации
труда, требует творческого подхода. Ее
результативность во многом определяется
личными качествами торгово-оперативного
персонала, специальными знаниями в области
психологии поведения личности. Специфика
труда в торговле находит отражение в
подходах к измерению количества и качества
труда торговых работников. Организации
розничной торговли являются конечным
звеном товародвижения. Они обладают наибольшей
информацией о предпочтениях потребителя.
Это обуславливает
возникновение новых
организационных форм, обеспечивающих
жесткий контроль и координацию
работы всех звеньев товаропроводящей
цепи. Такой подход способствует формированию
товарного предложения, привлекательного
для покупателя. Основными составляющими
системы менеджмента
1) Стимулирование трудовой деятельности персонала. В основе разработки механизма стимулирования персонала лежит мотивационная модель трудового поведения персонала. Прагматическая модель предполагает использование преимущественно материальных стимулов к труду. Ценностная модель предполагает наличие у работника заинтересованности в содержании выполняемой работы, ее результатах, в профессиональном развитии, общении и т. д. Смешанная модель мотивации сочетает заинтересованность персонала в материальных и ценностных аспектах работы. В зависимости от ценностной ориентации персонала выбираются подходы к построению механизма стимулирования работников. В торговле большинство персонала – женщины, система ценностей которых традиционно смещена в сторону семьи, общения. Учет этого фактора в системе управления позволяет расширить арсенал методов эффективного воздействия на трудовое поведение персонала торгового предприятия.
2) Организация труда. Принцип разделения труда получил широкое распространение в промышленности и рассматривается как важнейший фактор роста производительности и качества труда. Его применение в торговле имеет свою специфику. Она обусловлена особыми требованиями к качеству обслуживания покупателей, прямой зависимостью доходности организации от ее способности быстро удовлетворить возникшую потребность. В этих условиях узкая специализация не всегда приводит к высоким результатам. Особенно это касается небольших предприятий торговли. Достаточно часто реализация этапов торгово-технологического процесса обеспечивается за счет взаимопомощи, поддержки коллег по работе. В ряде случаев работник должен быть способен квалифицированно выполнять многие операции, обеспечивающие функционирование торгового предприятия.
3) Стиль управления. От стиля управления, принятого в организации, зависит место работника в организационной структуре, его полномочия и ответственность, а в конечном итоге его вклад в результативность организации. Практика отстранения творческих, квалифицированных, развивающихся работников от участия в выработке и принятии решений часто приводит к потере прибыли.
4) Квалификация персонала и трудовое обучение. Квалификацию персонала торгового предприятия следует рассматривать в качестве основного условия жизнеспособности торговой организации. Она определяет способность организации удовлетворить требования покупателя, формирует имидж предприятия на рынке. Вложения в повышение квалификации персонала делает необходимым принятие мер по закреплению наиболее перспективных работников, стимулированию долговременного наема.
5) Механизм формирования заработной платы персонала. Формирование окладов в соответствии с разрядом должности не всегда обеспечивает наиболее полную мобилизацию потенциала работника. Современные системы материального стимулирования часто строятся на индивидуализированных принципах оплаты труда. Степень необходимой индивидуализации зависит от условий функционирования предприятия.
6) Трудовые отношения. Принципы, заложенные в основе формирования трудовых отношений между работодателем и наемным работникам, определяют уровень социальной гармонии в коллективе торгового предприятия. Общие интересы и сотрудничество способны обеспечить процветание организации.
Как и любая коммерческая организация, торговая организация – это сложная многоцелевая система, наиболее важными особенностями которой являются следующие:
1) Достижение целей осуществляется путем преобразования различного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, технологических, информационных.
2) Деятельность коммерческой организации определяется внешней средой.
3) Функционирование предусматривает разделение труда на виды деятельности, реализация которых обеспечивает достижение успеха.
Субъектами внешней среды
организации являются физические лица,
другие коммерческие и некоммерческие
организации, выступающие как элементы
сферы бизнеса и оказывающие
прямое воздействие на работу предприятия.
– потенциальных покупателей товаров
и услуг организации; к ним относят:
– конкурентов;
– законодательные, исполнительные и
судебные органы власти, организации,
регламентирующие, регулирующие и контролирующие
деятельность торговой организации;
– поставщиков;
– потенциальных инвесторов, предоставляющих
организации на определенных условиях
денежные средства;
– партнеров по бизнесу, на договорных
условиях реализующих часть функций торгово-технологического
процесса (транспортировка, охрана, предоставление
информационных услуг и т. д.);
– трудовые ресурсы (люди, которые могут
быть наняты на работу в организацию);
– посредников (физические лица и организации,
предоставляющие услуги по налаживанию
связей торгового предприятия с другими
субъектами внешней среды, например дилеры).
Условием выживания и развития коммерческих организаций является их способность адаптироваться к требованиям внешней среды. Под внешней средой понимается совокупность элементов, находящихся за пределами организации и определяющих особенности ее функционирования. Традиционно факторами внешней среды называют:
1) Экономические факторы. Состояние экономики страны и региона, в котором осуществляется бизнес.
2) Политические факторы. Действующая система законодательных актов и нормативных документов, определяющих политическую ситуацию в сфере бизнеса.
3) Рыночные факторы. Факторы, отражающие наиболее важные характеристики покупателей, формирующие спрос на рынке товаров и услуг.
4) Факторы конкуренции. Основные характеристики конкурентов, их положение на рынке и перспективы развития.
5) Технологические факторы. Состояние технологий в области информации, производства, доставки и реализации товаров и услуг.
6) Международные факторы. Факторы, определяющие функционирование организации на международном уровне.
7) Социокультурные факторы. Факторы социального поведения населения, его социальные установки, жизненные ценности, национальные традиции, стиль жизни.
3. Основы стратегического планирования.
В условиях жесткой
рыночной конкуренции планирование
следует рассматривать в
– оптимизировать использование имеющихся
ограниченных ресурсов;
– скоординировать деятельность персонала
в направлении единых целей организации;
– осуществлять эффективный контроль.
Грамотное планирование является необходимой составляющей квалификации менеджера любого уровня, вне зависимости от размера торговой организации, в которой он работает. Планирование представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий концентрацию усилий организации на наиболее перспективных направлениях деятельности. Процесс планирования включает в себя следующие этапы.
1) Анализ сложившихся условий функционирования организации.
2) Составление прогноза их развития на планируемый период.
3) Определение целевого состояния бизнеса (положения, которое целесообразно занять организации в планируемом будущем).
4) Планирование путей его достижения.
Требования рынка
и современные информационные технологии
способствовали повсеместному внедрению
в практику планирования нового направления,
получившего название стратегического.
В 80-е годы стратегическое планирование
занимает одно из ведущих мест в
менеджменте организаций
Стратегическое
планирование предполагает формулирование
оптимальной стратегии
Система стратегического планирования
включает в себя разработку долгосрочных,
среднесрочных, краткосрочных и оперативных
планов развития. Небольшие размеры большинства
предприятий торговли и динамично изменяющаяся
внешняя среда их функционирования определяют
горизонт долгосрочного планирования
отрасли – не более 2 лет, среднесрочное
охватывает период от 1 до 2 лет, краткосрочные
планы разрабатываются на период до года.
Оперативное планирование предусматривает
разработку текущих планов работы на несколько
дней и недель.