СОДЕРЖАНИЕ
Введение
|
4 |
1 Понятие налоговой системы
и особенности ее формирования в трансформационных
экономиках
|
6 |
1.1 Сущность налоговой
системы и принципы ее построения
|
6 |
1.2 Налоговое
законодательство Республики Беларусь
|
9 |
2 Влияние налоговой
системы на функционирование экономики
стран с трансформационной экономикой
|
14 |
2.1 Развитие налоговой
системы в трансформационной экономике
Республике Беларусь
|
14 |
2.2 Сравнительный анализ
налоговых систем трансформационных
экономик России и Республики
Беларусь
|
19 |
3 Необходимость и направления
совершенствования налоговой системы
|
26 |
3.1 Основные направления совершенствования
налоговой системы в Республике Беларусь
|
28 |
Заключение
|
32 |
Список использованных
источников |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
Исходной основой налогов и всей налоговой
системы в любом обществе является экономика.
Поэтому не случайно экономическая наука
давно уже взяла под свое пристальное
внимание проблемы налогообложения для
рассмотрения ее принципиальных теоретико-методологических
аспектов. Экономическая суть теоретических
подходов к налогам сохраняет свое значение
на всех этапах исторического развития
общества. Особую значимость приобретает
формирование системы налогообложения
в странах, вставших на путь суверенного
государственного развития и приступивших
к преобразованию экономики на рыночной
основе.
Рыночные отношения, образование суверенных
государств на постсоветском пространстве,
потребовали формирования принципиально
новой налоговой системы. И по сравнению
с советскими временами она получилась
действительно новой и достаточно прогрессивной,
во всяком случае, для достигнутой стадии
трансформации экономики. В большинстве
стран СНГ она строилась по прямой аналогии
с нововведениями в этой сфере, исходя
из двух главных соображений: во-первых,
необходимо было с учетом предстоящего
объема расходов на финансирование экономики
и социальных программ сохранить хотя
бы на прежнем уровне налоговые поступления
в бюджет в условиях спада производства
и реального сокращения налоговой базы.
Во-вторых, обеспечить применение зарубежных
схем и моделей налогообложения, приемлемых
для изменившейся политической и экономической
обстановки.
И хотя каждая страна по-своему строила
государственную систему, создавала основы
рыночных экономических и социальных
отношений, есть нечто общее, что выражает
особую переходную систему налогообложения.
Наиболее важным является именно теоретико-методологический
аспект, позволяющий выяснить, какие объективные
факторы и условия определяли формирование
своеобразной переходной системы налогообложения,
как они обеспечивали решение государственно-политических,
социальных и экономических задач переходного
периода.
Актуальность данной курсовой работы
заключается в том, что теоретическая
направленность устремлена на то, чтобы
раскрыть, как сказываются налоги на социальном
положении и жизненном уровне населения,
и в какой мере это способствует подъему
и развитию экономики страны. Этот совершенно
новый подход для экономической теории
имеет, безусловно, большую важность и
прежде всего потому, что позволяет обосновать
пути и методы облегчения налогового бремени
и улучшения жизни людей. Это еще больше
усиливает важность и значимость данного
исследования, как в теоретическом, так
и в практическом отношении.
Объектом исследования выступает система
налогообложения в трансформационных
экономиках стран СНГ.
Предметом исследования являются экономические
отношения при формировании налоговой
системы, а также тенденции и особенности
развития налоговой системы, формирующейся
в странах с трансформационной экономикой,
пути и методы ее развития и совершенствования.
Огромный вклад в развитие налоговой
системы государства внесли ряд ученых
таких как: А. Смит исследовал экономическую
природу налога, признавая за ним справедливую
цену за оплату государственных услуг.
Д. Рикардо, исключал государственные
услуги из ряда производственных затрат,
он считал, что нет таких налогов, которые
не тормозили бы накопление. Швейцарский
экономист Ж. С. Сисмонди формирует теорию
налогов как теорию наслаждения, основная
ее идея состоит в следующем: налоги,
уплачиваемые гражданами, должны соответствовать
тем выгодам, которое общество им доставляет,
и тем расходам, которое оно делает ради
них. Русский экономист Н. Тургенев, считавший
налоги пожертвованием на будущую пользу.
Вопрос о величине ставки налога был решен
американским экономистом А. Лаффером
в рамках теории предложения, он проанализировал
взаимосвязь между доходами государственного
бюджета и величиной налоговой ставки.
Э. Селигмен внес значительный вклад в
развитие теории переложения. Заслуга
Э. Селигмена заключается в анализе переложения
налогов с выделением условий, которые
имеют значение для решения практических
вопросов о вероятности переложения того
или иного вида налога. Деление налогов
на прямые и косвенные впервые было определено
Д. Локком в конце XIX в. В основу деления
был положен критерий перелагаемости
налогов.
Целью данной курсовой работы
является налоговая система
государства: особенности функционирования
в странах СНГ
Исходя их поставленной цели,
можно сформулировать ряд задач, которые
предполагается решить в ходе данного
исследования:
Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи:
рассмотреть понятие налоговой системы
и особенности ее формирования в трансформационных
экономиках;
исследовать влияние налоговой системы
на функционирование экономики стран
с трансформационной экономикой;
изучить направления совершенствования
налоговой системы.
При написании работы были использованы
методы:
- аналитико-синтетический, для обработки прочитанного материала;
- научной абстракции, для выделения
наиболее существенных сторон изучаемого
явления;
- индукции, для перехода от частных
объектов и процессов к общим положениям;
- качественной и количественной
оценки изучаемых объектов и явлений.
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ЭКОНОМИКАХ
1.1 Сущность налоговой системы
и принципы ее построения
Под налоговой системой государства
понимается совокупность налогов, пошлин
и сборов, установленных на его территории
и взимаемых с целью создания централизованного
общегосударственного фонда финансовых
ресурсов, а также совокупность принципов,
способов, форм и методов их взимания.
В настоящее время можно выделить
следующие принципы налогообложения:
Принцип равномерности — требует,
чтобы граждане каждого государства принимали
материальное участие в обеспечении правительства
соразмерно своим доходам, которые они
получают под покровительством правительства.
Часто данное правило называют принципом
справедливости, требующим, чтобы обложение
было достаточно жестким для богатых лиц
и щадящим для социально слабо защищенных
слоев населения.
Принцип определенности — требует,
чтобы сумма, способ и время платежа были
совершенно точно заранее известны плательщику.
Принцип удобства — предполагает,
что налог должен взиматься в такое время
и таким способом, которые представляют
наибольшие удобства для плательщика,
т. е. государство должно устранить формальности
и упростить акт уплаты налога, а также
приурочить налоговый платеж ко времени
получения дохода.
Принцип экономности — предполагает
сокращение издержек взимания налогов,
расходы по сбору налогов должны быть
минимальными.
Принцип всеобщности, выражающий
единый подход к налогоплательщикам независимо
от источника дохода;
однократность обложения одного
и того же объекта за определенный период;
стабильность налоговой системы
в течение длительного времени;
оптимальность налоговых изъятий,
т. е. обеспечение государства налоговыми
доходами при относительно небольшом
количестве налогов и справедливой тяжести
обложения юридических и физических лиц [2 с. 43].
Что касается Республики Беларусь,
то и в ней имеются особенности налогообложения,
характерные для экономики республики
внутринациональные принципы, отвечающие
мировым стандартам и получившие свое
развитие в свете сложившихся социально-экономических
отношений в государстве. В частности,
не допускается:
установление налогов, нарушающих
единое экономическое пространство и
единую налоговую систему государства;
установление налогов, которые
прямо или косвенно ограничивают свободное
перемещение в пределах республики капитала,
товаров, денежных средств или ограничивают
законную деятельность налогоплательщиков;
установление дополнительных
налогов или использование повышенных
либо дифференцированных ставок налогов
в зависимости от форм собственности,
организационно-правовой формы хозяйствующих
субъектов, гражданства физического лица.
Одним из важнейших принципов
построения налоговой системы государства
является эффективность налогообложения.
Реализация этого принципа состоит в соблюдении
следующих требований:
налоги должны оказывать влияние
на принятие экономических решений;
налоговая структура должна
содействовать проведению политики стабилизации
и развития экономики страны;
налоговая система не должна
допускать произвольного толкования,
должна быть понятной налогоплательщикам
и принята большей частью общества;
административные расходы по
управлению налогами и соблюдению налогового
законодательства должны быть минимальными.
Налоговые системы, построенные
и функционирующие на основе вышеназванных
принципов, способны стать мощным стимулом
развития экономики. Нынешний этап развития
промышленно развитых стран с социально
ориентированной экономикой ставит перед
собой новые целевые установки и принципы
налогообложения, отвечающие особенностям
и уровню их развития:
создание условий инвестирования
сбережений корпораций и частных лиц для
формирования новых рабочих мест и борьбы
с безработицей;
обеспечение конкурентоспособности
продукции путем стимулирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, новейших
технологий и фундаментальных исследований;
проведение протекционистской
политики и способствование отраслевому
и территориальному переливу капитала;
стимулирование накопления
капитала и сбережений, сдерживание личного
потребления капитала;
обеспечение социальных потребностей
всех слоев населения.
Характерным признаком научной
обоснованности и устойчивости национальных
систем налогообложения является совпадение
провозглашенных в законе и реально действующих
налоговых форм [8 с. 74].
Практически во всех странах,
где действует устоявшаяся десятилетиями
налоговая система, межтерриториальные
налоговые отношения формируются в зависимости
от государственного устройства. В унитарных
государствах налоговая система централизована,
в федеративных — отдельные налоги закреплены
за уровнями власти, но действует механизм
их перераспределения, в конфедерациях
— каждая структурная единица государства
имеет собственную систему налогов.
Налоговое устройство в любом
государстве предполагает сохранение
принципа единства налоговой системы
в качестве определяющего при ее изначальной
организации и в процессе дальнейшего
ее реформирования. Этот принцип предполагает
выработку единой стратегии налогообложения,
унифицикацию национальных подходов к
организации налоговых отношений, их соответствие
требованиям, широко применяемым в зарубежных
странах [1 с. 24-25].
Таким образом, налоговая система
любого государства создается сообразно
общественно-политическому устройству
общества, типу государства, его задачам,
принятым конечным целям и проводимой
экономической политике. При построении
налоговой системы особо важен выбор видов
налогов, методов и способов их взимания.