Понятие олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:11, реферат

Краткое описание

Основой развития экономики является производство и конкуренция, выражающая сущность рыночных отношений. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системе правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Основой развития экономики  является производство и конкуренция, выражающая сущность рыночных отношений. Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системе правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок  – это организованная структура, где «встречаются» производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены, и объемы продаж.

В настоящее время одним  из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились  лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной  рыночной структуры является олигополия.

Рассмотрим олигополию как  одну из главных рыночных структур в России.

 

1.Понятие олигополии

Слово "олигополия" было сконструировано на греческой основе и введено в европейскую лексику  английским гуманистом и государственным  деятелем Томасом Мором (причисленным римско-католической церковью в 1886 г. к  лику блаженных и канонизированным в четырехсотлетнюю годовщину его  казни, в 1935 г.) в ставшем всемирно известным романе "Утопия" (1516 г., первое русское издание вышло  в 1789 г.). Ныне это слово используется экономистами как термин, обозначающий определенный тип строения рынка, при  котором сторона предложения  представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близких субститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, как это делал Т. Мор, а как "конкуренцию немногих", подчеркивая тем самым основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размер предприятий-олигополистов прямое следствие их немногочисленности, точно так же, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности.

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом дифференциация продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль, которые связанны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями, действиями, предпринимаемыми ведущими фирмами отрасли, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Другой особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение в условиях олигополии не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.

Олигополия является одной  из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные  отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.

Наиболее заметная черта  олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании в буквальном смысле можно пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.

При монополистической конкуренции  решающей причиной несовершенства конкуренции  является дифференциация продукта. В  условия олигополии этот фактор тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли, где продукт  является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство  подотрослей металлургии). Однако главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Дело в том, что крупных  фирм в отрасли ни когда не может  быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути, проникновения новых компаний в отрасль. Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена.

Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить  продукцию тысяч мелких пекарен  или авторемонтных мастерских. Однако ни кому не нужен металл в тех  количествах, которые могли бы выплавить  тысячи домен-гигантов.

 

 

 

1.2Ценовая политика  фирм-олигополистов

Большая доля в выпуске  продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, так же снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом между олигополистами не редко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цены, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

 Существует четыре  модели ценового поведения олигополистов:

  1. Ломана кривая спроса;
  2. Тайный сговор;
  3. Лидерство в ценах;
  4. Принцип цонообразования «издержки-плюс»

Модель ломаной  кривой спроса была предложена американским экономистом П. Суизи в 40-х г.г. XX века, в которой анализируется реакция олигополиста на изменение поведения их конкурента. Существует два вида участников рынка на изменение цены фирмой-олигополистом. В первом случае при повышение или снижение цены фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону.

Тайный сговор (картель), когда фирмы приходят к соглашению между собой в отношении цен, объемов производства, продаж.

Лидерство в ценах – модель при которой олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером.

Ценообразование по принципу «издержки-плюс» - модель связанная с планированием выпуска и прибыли, при которой цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек.

 

2.Особенности  российского рынка олигополии

Если обратиться к статистике, то в России отчетливо  олигополистический характер носят  сырьевые отрасли, черная и цветная  металлургия, т. е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика, а так же автомобильная промышленность. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.)

Российский рынок как  переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советским прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВАЗ, и Газпром, и нефтеэкспортеры, и «металлурги» и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

Крупнейшие компании по объему реализации продукции по итогам 2012 года.

Компания

Газпром

НК

«ЛУКойл»

НК

Роснефть

ТНК ВР-холдинг

Сургут-

нефтегаз

АК «Транс-нефть»

V реализ.

Млн.руб.

4764411,00

3615691,80

2098000,00

1241000,0

849575,00

732375,00


 

В нашей стране крупный  бизнес по-прежнему обеспечивает более  высокую рентабельность, и производительность труда нежили средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, «нерыночная» конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста в России.

Производительность труда  в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний  бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере  производительность труда составляет 2300 тыс. руб./чел. в год, когда как, например, в производстве строительных материалов 400 тыс. рублей в год. Это, конечно же можно списать на высокие  цены на сырье и эффект масштаба. Но не только, сегодняшние мелкие и  средние фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (производительность 1600 тыс. руб./чел).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Основные олигополистические  рынки

Рассмотрев некоторые  олигополистические рынки, можно представить  целостную картину российского  рынка олигополии. Во-первых, можно  еще сказать, что он находится  на стадии становления. Ряд отечественных  компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса – увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства, (черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связанно с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998 г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства, нередко государство является крупнейшим акционером.

2.1.1 Черная металлургия

Черная металлургия –  одна из классических отраслей для  рынка олигополии. В России –  стране одной из лидеров по запасам  железной руды – эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке  представлено более 20 фирм, но 80% рынка  держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими.

Крупнейшими компаниями черной металлургии являются такие как: ММК, Северсталь, Кузнецкий металлургический комбинат, НЛМК, Мечел.

Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий  возрастает, если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок  чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

Особенности рынка

Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая  от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7%. В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%. На рынке, на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа  «Мечел» еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого «Мечела», угольная компания «Южный Кузбасс», торговая компания «Угле-меттрейдинг», Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания «Южуралникель». Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом – заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а «Мечел» -  ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.

Информация о работе Понятие олигополии