Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:58, реферат

Краткое описание

О внешнеэкономической деятельности мы говорим, когда имеем в виду деятельность российских хозяйствующих субъектов на мировом рынке и деятельность зарубежных предпринимателей на территории России. Во-первых, к внешнеэкономической деятельности относится международная торговля. Во-вторых, международные инвестиции. В целом, можно определить все это одной фразой – международный бизнес.

Вложенные файлы: 1 файл

правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.docx

— 49.17 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Понятие и виды субъектов  внешнеэкономической деятельности

 

О внешнеэкономической деятельности мы говорим, когда имеем в виду деятельность российских хозяйствующих  субъектов на мировом рынке и  деятельность зарубежных предпринимателей на территории России. Во-первых, к внешнеэкономической  деятельности относится международная  торговля. Во-вторых, международные  инвестиции. В целом, можно определить все это одной фразой – международный  бизнес. Авторы одного из самых популярных зарубежных учебников по международному бизнесу так определяют его понятие: международный бизнес включает любые  хозяйственные операции, которые  проводятся между двумя и более  странами. Для частных компаний эти  операции осуществляются с единственной целью – извлечение прибыли. Государственные  компании могут преследовать и другие цели. Какие же существуют виды хозяйственных  операций, проводимых между двумя  и более странами?

Во-первых, это экспорт  и импорт товаров, а также экспорт-импорт услуг различного рода, таких как  перевозка. Далее - перемещение активов  за рубеж с целью получения  от иностранного лица, использующего  эти активы, периодических платежей (они еще часто называются «роялти»). В-третьих, осуществление подрядных  работ для иностранного заказчика. Все перечисленное выше с точки  зрения экономистов находится в  первой, так называемой «торговой» группе, поскольку операции имеют  торговый характер. Вторая группа - это  инвестиционная деятельность, т.е. вложение имущества в создание бизнеса  на территории другой страны. Инвестиции делят на прямые (когда средства вкладываются в производство) и портфельные  – покупка акций, ценных бумаг  и т.д. Кроме того, любая хозяйственная  операция чаще всего связана с  перемещением валютных ценностей в счет оплаты той или иной сделки. Такое перемещение само по себе является хозяйственной операцией и в российском праве рассматривается как валютная операция. Между тем, то факт, что валютные операции присущи фактически любой форме международного бизнеса, их не выделяют в какую-либо отдельную группу, если речь не идет о перемещении капитала как самостоятельной операции, что происходит, например, в отношениях по кредитованию зарубежных партнеров.

Итак, под внешнеэкономической  деятельностью понимают, как правило предпринимательскую деятельность, связанную с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ для иностранного заказчика.

Из этого далеко не полного  определения мы можем выделить следующие  признаки внешнеэкономической деятельности – ее предпринимательский и внешний  характер.

Понятие предпринимательского характера деятельности субъектов  имущественных отношений содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Остановимся на некоторых  признаках предпринимательской  деятельности:

1. Направленность на извлечение  прибыли. Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является  самостоятельная, осуществляемая  на свой риск деятельность, направленная  на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке. Поскольку в  такой деятельности иногда принимают  участие публично-правовые образования,  целью деятельности которых никак  не может быть извлечение прибыли,  мы говорим, что такая деятельность  «как правило» является предпринимательской.  Однако, следует учитывать, что, с одной стороны, контрагент таких субъектов все равно будет действовать как предприниматель, а с другой - тот факт, что к отношениям с участием публично-правовых образований применяются правила, предусмотренные для юридических лиц, а поскольку по общему правилу такие лица являются предпринимательскими организациями, можно говорить о том, что ГК устанавливает предпринимательский режим к операциям публично-правовых образований. В этом контексте нельзя не сказать о статье 51 Бюджетного Кодекса РФ, которая выделяет доходы Российской Федерации от внешнеэкономической деятельности среди неналоговых доходов федерального бюджета. Кроме того, стоит отметить мнение профессора В.А. Бублика о том, что специальное внешнеэкономическое законодательство позволяет шире трактовать признак направленности на извлечение прибыли. Речь идет о статье 1 федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», которая, с точки зрения ученого, впервые в российском законодательстве рассматривает результат предпринимательских усилий шире – не только как классическую прибыль, но и как достижение иного полезного эффекта.

2. Рисковый характер. Рисковый  характер предпринимательской деятельности  в деятельности внешнеэкономической  проявляется, пожалуй, наиболее  ярко. При проведении международных  операций возникает множество  рисков, которые затрагивают интересы  экспортеров, импортеров и, конечно  же, инвесторов. При этом выделяются риски, связанные с личностью контрагента – «риск неисполнения», «кредитный риск» или риск неплатежа в силу несостоятельности контрагента или его нежелания платить, а также риски, связанные с событиями, не зависящими от воли сторон: собственно имущественные риски (риск уничтожения товара или транспортных средств в силу аварий и других событий), политические риски и риски изменения экономической ситуации. Для защиты от рисков усложняется порядок расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности, в частности расчеты проводятся по аккредитиву и документарному инкассо, контракты включают условия об имущественном и кредитном страховании. Наиболее сложным риском является политический, так как международный бизнес еще не выработал достаточно устойчивых механизмов защиты от неплатежей в силу политических обстоятельств. Страхование таких рисков в рамках известных видов страхования невозможно.

3. Регистрация участника  предпринимательской деятельности.

Как известно, предприниматель  вправе заниматься коммерческой деятельностью  только после регистрации в установленном  порядке. В России действует ФЗ «О государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей»  от 8 августа 2001года. Иностранные юридические  лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием  в соответствии с законодательством  страны – происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.

Согласно статье 1201 ГК РФ иностранное физическое лицо или  лицо без гражданства вправе заниматься предпринимательской деятельностью  в России в качестве индивидуального  предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального  предпринимателя в стране места  жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель  осуществляет основную часть бизнеса  в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке.

С точки зрения права внешне экономической деятельности внешний  характер отношения определяется следующим  образом. Можно выделить два фактора.

1. Первый – характеристика  субъектного состава участников  правоотношения. Второй - «география»  перехода прав на имущество,  передаваемое по сделке. С точки  зрения характеристики субъектного  состава мы должны констатировать, что отношение является внешнеэкономическим,  если в нем принимает участие хотя бы один резидент и хотя бы один нерезидент (что, в принципе, соответствует концепции третьей части ГК РФ, поскольку налоговое, валютное законодательство понимает под нерезидентами иностранные лица, в том числе их филиалы в России).

Стоит учитывать, что ряд  международных договоров, применяемых  к международному бизнесу, по-иному  определяет необходимый субъектный состав. В частности, Конвенция ООН  о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 год) так раскрывает этот признак: договор купли-продажи считается  имеющим международный характер, если коммерческое предприятие одной  из сторон находится за границей. То есть филиал иностранной компании в  России, являющийся по нашему законодательству нерезидентом, не будет считаться  «коммерческим предприятием, находящимся  за рубежом», и с точки зрения этой Конвенции договор купли-продажи, заключенный российским предпринимателем с таким филиалом, не считается  международным. Стоит, однако, учитывать, что такое иное определение в  ряде международных договоров необходимого субъектного состава внешнеэкономических  отношений не влияет на данное выше описание признака субъектного состава. Это связано с тем, что подобные международные договоры через сужение  субъектного состава участников соответствующих отношений лишь очерчивают ту сферу международного бизнеса, к которой они должны будут применяться, и не регламентируют само понятие внешнеэкономической  деятельности, определяемое национальным законодательством.

2. Второй фактор заключается  в том, что деятельность участников  отношения должна быть направлена  на перемещение через таможенную  границу Российской Федерации  определенного имущества.

Так, законодательство связывает  с внешней деятельностью осуществление  операций по экспорту и импорту. Согласно статье 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: экспорт - вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства  об обратном ввозе, импорт - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Стоит особо подчеркнуть, что закон не связывает ни импорт, ни экспорт с субъектным составом участников отношений, а только с фактом пересечения границы.

В зависимости от того, что  является объектом внешнеэкономической  деятельности, необходимо выделить следующие  формы осуществления внешнеэкономической  деятельности:

1)   Внешнеторговая  деятельность в узком смысле, т.е. деятельность по экспорту  и импорту товаров, а также  иным операциям по перемещению  товаров и передаче имущественных  прав;

2)   Внешняя торговля  услугами и выполнение работ;

3)   Инвестиционная  деятельность, или перемещение капиталов,  т.е. вложение имущества в осуществление  предпринимательской деятельности  за рубежом;

4)   Научно-техническое  сотрудничество (перемещение объектов  интеллектуальной собственности)  – договоры о создании и/или  передаче объектов интеллектуальной  собственности, лицензионные договоры, научно-техническое сотрудничество (включая франчайзинг);

Вопрос о субъектах, в  принципе, изучается во всех фундаментальных  дисциплинах, таких как гражданское, административное право и так  далее. Поэтому, мы остановимся на нем  достаточно кратко. Как мы уже видели, в отношения по осуществлению  внешнеэкономической деятельности вовлечены 2 группы субъектов:

1. Частные субъекты, которые  непосредственно осуществляют внешнеэкономическую  деятельность;

2. Субъекты публичного  права, которые преимущественно  эту деятельность регулируют.

 Первая группа субъектов  представляет собой зарегистрированные  в установленном порядке юридические  лица, индивидуальных предпринимателей, а также иностранные организации,  не являющиеся юридическими лицами, но в правоспособность которых согласно иностранному законодательству входит правомочие на занятие предпринимательской деятельностью. Все эти субъекты делятся на резидентов и нерезидентов.

Резиденты:

 Юридические лица, которые  созданы (имеют место государственной  регистрации) на территории Российской  Федерации, независимо от того, принадлежат они российским или  иностранным собственникам. Данный  факт подтверждается свидетельством  о государственной регистрации  в качестве юридического лица, которое выдается регистрирующим  органом. В настоящий момент  таким органом является районная  Инспекция ФНС, на территории, где находится место нахождения  организации, под которым по  общему правилу признается место  нахождения ее руководящих органов.

Специальное законодательство, в частности: о валютном регулировании, налоговое, рассматривает также  в качестве резидентов филиалы и  представительства российских организаций, находящиеся за рубежом. Строго говоря, они не являются самостоятельными субъектами правоотношений, в том числе и  по поводу международного обмена товарами, работами и услугами. Однако, указание в законе, что такие филиалы  и представительства являются резидентами, связано с избежанием недоразумений, которые могли бы возникнуть при  толковании соответствующих нормативных  актов.

Физические лица, имеющие  постоянное место жительство на территории Российской Федерации (не обязательно  граждане России), в том числе  временно находящиеся на территории иностранных государств. Постоянное проживание означает проживание в России 182 дня и более, однако, на практике этот факт доказать затруднительно. По общему правилу таким доказательством  будет отметка о государственной  регистрации по постоянному месту  жительства на территории России. Однако с этим возникнут проблемы, если такая отметка отсутствует. В  частности, у лица может и не быть постоянного места жительства по какому либо конкретному адресу в России и т.д. В отношении проживания за рубежом (для доказывания нерезидентного статуса), как правило, достаточно предъявления доказательств наличия жилья за пределами России.

Нерезиденты:

Логично было бы утверждать, что к нерезидентам относятся  все остальные субъекты правоотношений, а именно:

а) физические лица, имеющие  постоянное местожительство за пределами  Российской Федерации, в том числе  временно находящиеся в Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности