Правовое регулирование лизинга в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Преобразование и глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Система поддержки договора лизинга:
1.1. Система обеспечения лизинговой сделки…………………………5
1.2. Государственная поддержка лизинговой деятельности в Российской Федерации………………………………………………………….8
1.3. Особенности предоставления государственных гарантий в развитии лизинговых схем…………………………………………………….11
1.4. Система льгот и мероприятий, стимулирующих развитие лизинга в России…………………………………………………………………………..13
1.5. Роль маркетинговых исследований при подготовке договора лизинга……………………………………………………………………………18
2. Состояние рынка лизинга в РФ по итогам 2080-2012 гг.: структура рынка, причины падения, возможные пути выхода из кризиса…………….22
3. Правовое регулирование лизинга в РФ……………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

лизинг.docx

— 58.76 Кб (Скачать файл)

 

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права»

(ЗапСибИФП)

 

 

Экономико-правовой факультет

Кафедра Финансы и кредит

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «инвестиционная стратегия лизинг»

вариант № 5

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила: студентка  5 курса

группы Ф-1051

 

Фокина Юлия Юрьевна

 

Проверила: Бескровная С.В.

 

 

 

 

                                                Нижневартовск

2015

 

 

                          Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Система поддержки договора  лизинга:  

1.1.  Система обеспечения  лизинговой сделки …………………………5

1.2.  Государственная поддержка  лизинговой деятельности в Российской  Федерации  ………………………………………………………….8

1.3.  Особенности предоставления  государственных гарантий в развитии  лизинговых схем  …………………………………………………….11  

1.4.  Система льгот и  мероприятий, стимулирующих развитие  лизинга в России  …………………………………………………………………………..13  

1.5. Роль маркетинговых  исследований при подготовке  договора лизинга……………………………………………………………………………18

 

2. Состояние рынка лизинга в РФ по итогам 2080-2012 гг.: структура рынка, причины падения, возможные пути выхода из кризиса…………….22

 

3. Правовое регулирование  лизинга в РФ……………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

 

     Преобразование и глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.

    Актуальность развития лизинга  в России, включая формирование лизингового  рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями  и т. д.). Одним из вариантов решения  этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

     В России же до 90-х годов  отсутствовало специальное законодательство о лизинге. В начале 90-х годов  лизинговая деятельность осуществлялась по аналогии с арендой без специальных  нормативных и законодательных  документов. Активная законодательная  деятельность начинается лишь с сентября 1994 года.

 

    На сегодняшний день в  нашей стране, несмотря на отсутствие сложившихся традиций, и устоявшейся  практики, лизинговый бизнес активно  развивается, а, следовательно, растет необходимость знаний в этой области.

    Цель контрольной работы – проанализировать классифицирующие признаки договора лизинга и выявить его значение в хозяйстве России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.  Система  обеспечения лизинговой сделки

 

     Если кредитор не уверен в том, что заемщик способен оплатить свои обязательства, возникает необходимость в дополнительной поддержке договора. Система надежных гарантий во многом определяет практическую реализуемость сделки. Наиболее распространенные формы поддержки — обязательство или определенный залог в активах должника и гарантии третьего лица. Залог. Традиционно залог может представлять собой любой актив или вид имущества заемщика, который для гарантии надежности возмещения займа или ссуды обещается кредитору. Обязательство от заемщика или определенный залог позволяют кредитору в случае невыполнения заемщиком договора: • установить требование и начать судебный процесс; • установить приоритет в праве на другие требования, а именно гарантировать, что данный актив имеет отношение к обязательствам конкретного кредитора; • обеспечить доступность активов и имущества должника во время невыплаты, а также невозможность продажи активов, пока существует задолженность (кредитор имеет право принудительно продать залог и удержать принадлежащую ему сумму, возвратив остаток заемщику). Залогом может служить недвижимость, движимое имущество — оборудование, машины, инвентарь, средства передвижения, железнодорожный подвижной состав, самолеты, компьютеры, сырье. и др.   

        Прочая собственность, которая не является материальной, может служить в качестве залога, при условии что она признается как собственность и что право должника назначать такую собственность в качестве залога признается законом. В качестве залога используются документы, которые сами по себе служат основанием к оплате, например вексель. Теоретически, чем больше различных видов активов может использоваться как основа для залога, тем проще и дешевле взять ссуду заемщику. Залог регулируется Гражданским кодексом РФ (в действующей редакции,законами «О залоге» № 2872-1 от 29 мая 1992 г. (в редакции от 26 июня 2006 г.) и «Об ипотеке (залог недвижимости)» № 102-ФЗ от 16 июля 1998 г. (в редакции от 26 июня 2007 г.). Залог возникает в силу договора, в котором должны быть указаны предмет залога, его опенка (обычно по рыночным ценам), размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом (ст. 339 ГК РФ). В договоре указывается, у какой из сторон будет находиться заложенное имущество. По соглашению сторон может быть установлена индексация стоимости заложенного имущества на момент обращения к взысканию.

       На российском рынке ситуация часто складывается так, что хозяйствующему субъекту трудно или невозможно представить залог, который удовлетворил бы кредитора. И здесь лизинг является тем инструментом, который позволяет решить ату проблему: в случае заключения договора лизинга залоговым обеспечением служит сам предмет лизинга. Такое объединение функций в предмете лизинга позволяет при заключении договора избежать действий, которые при заключения кредитного договора связаны с оформлением залога. Однако не все оборудование, передаваемое в лизинг, ликвидно. В этом случае важной становится проблема правильной оценки конъюнктуры рынка, на котором в случае невыполнения условий договора лизингополучателем предмет лизинга может быть реализован (продан или сдан повторно во временное пользование). Важно также правильно оценить возможные изменения ликвидности имущества — предмета лизинга как за счет динамики рынка, так и за счет физического и морального старения собственно имущества в течение времени действия договора. Любые рыночные ограничения, касающиеся предмета лизинга (например, узость сегмента использования имущества, его несерийность, особые технические характеристики и т.д.), будут не только отрицательно сказываться на оценке риска сделки, но и обусловливать требования лизингодателя о дополнительных гарантиях сделки. Гарантии. Это распространенный вид кредитного обеспечения. По своему содержанию гарантии являются обещанием обеспечить выплату долга или выполнения обязательства по выплате, если лицо, обязанное в первую очередь осуществить эту выплату, нарушает свои обязательства. В России за выдачу гарантии гарант получает вознаграждение, что записано ст. 369 ГК РФ. (В соответствии с основными принципами законодательства зарубежных стран, в частности США и Великобритании, предоставляющий гарантию должен оставаться в выигрыше.) Гарантии могут быть ограниченными или неограниченными. В ограниченном гарантийном обязательстве права поручателя ограничены либо исходной суммой, либо абсолютным пределом. В неограниченном гарантийном обязательстве поручитель находится в ответе за всю сумму потерь клиента. Гражданский кодекс предусматривает также отзывные и безотзывные банковские гарантии. Гарантийное соглашение заключается для обеспечения возврата лизинговой компании финансовых средств.        Гарантийное соглашение заключают между лизингодателем и компанией, финансовым институтом — гарантом лизинговой сделки, и в случае нарушения обязательств лизингополучатель возмещает лизингодателю нанесенный ущерб.

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Государственная  поддержка лизинговой деятельности  в Российской Федерации 

 

Закона о лизинге предусмотрены меры государственной поддержки лизинговой деятельности.

     Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций могут быть: -

разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона; -

-создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества; -

-долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах; -

-меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования; -

-финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов; -

-предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов; -

-0предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга; -

-предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности; -

-создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности; -

-предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга; -

-отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных; -

-создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

    Среди вышеуказанных мер поддержки предусмотрена возможность банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга. 

          Однако данная норма Закона о лизинге неприменима по следующим причинам:

1) обязанности по уплате налогов возлагаются на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (п. 1 ст. 1, ст. 2 НК РФ);

 

2) Закон о лизинге не является составной частью законодательства о налогах и сборах, что указано в преамбуле этого Закона;

3) гл. 25 НК РФ не содержит указанной льготы (ст. 251 НК РФ).

    Однако в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 было разъяснено, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

     Арбитражная практика подтверждает позицию ВАС РФ. Так, в Постановлении ФАС ЗападноСибирского округа от 15.11.2000 N Ф04/2951-631/А03-2000 суд согласился с правом налогоплательщика воспользоваться льготой по налогу на имущество, предоставленной местным органом власти, но не прописанной в Законе РФ от 13.

12.1991 N 2030-1 "О налоге  на имущество предприятий".

     Но имеется и противоположная арбитражная практика. Так, в Постановлении ФАС СевероЗападного округа от 05.08.2004 N А52/437/04/2 указано: "ни указ Президента Российской Федерации, ни постановление Правительства Российской Федерации не являются законодательными актами, которые могут устанавливать, изменять и отменять федеральные налоги и сборы".

     Аналогичный подход содержится в аргументации Постановления Президиума ВАС РФ от 22.06.2004

     N 2487/04 в отношении аналогичной льготы, предоставляемой образовательным учреждениям.

 

1.3.  Особенности  предоставления государственных  гарантий в развитии лизинговых  схем    

 

    Государственные гарантии за счет Бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства РФ и предоставляются на конкурентной основе (рис. 5.2)1. Объем государственных гарантий на каждый год определяется законом о государственном бюджете. Порядок предоставления государственных гарантий лизинговым проектам за счет средств Бюджета развития РФ был определен и постаноапением Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1020.

1 — подготовка и направление  бизнес-плана на конкурс для  получения государственных гарантий;

2 — передача документов  межведомственной комиссии после  проведения экспертизы бизнес-плана  в Министерство экономического  развития;

3 — информирование Министерства  финансов РФ предприятия-претендента  о принятии решения межведомственной  комиссии о предоставлении государственных  гарантий;

Информация о работе Правовое регулирование лизинга в РФ