Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:51, контрольная работа
Теорию отраслевых рынков можно определить как науку об особенностях организации и экономических последствиях функционирования отраслевых рынков и стратегического поведения производителей в условиях несовершенно конкурентных рынков.
Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке.
1. Предмет экономики отраслевых рынков
Теорию отраслевых рынков можно определить как науку об особенностях организации и экономических последствиях функционирования отраслевых рынков и стратегического поведения производителей в условиях несовершенно конкурентных рынков.
Под отраслевым рынком
понимается совокупность
Основное внимание
в экономике отраслевых рынков
уделяется исследованию
Многие вопросы, рассматриваемые в экономике отраслевых рынков, являются в то же время и предметом микроэкономической теории. Вместе с тем используемые подходы и преследуемые цели данных направлений экономической теории имеют существенные отличия:
1) в экономике отраслевых рынков превалирует системный подход, основанный на анализе множества различных взаимосвязей, как количественного, так и институционального характера, в то время как микроэкономическая теория основана на строгом описании наиболее важных простых взаимосвязей;
2) экономика отраслевых
рынков имеет высокую
Множество практических проблем, с которыми имеет дело экономика отраслевых рынков, достаточно широко, от определения оптимального поведения фирмы-производителя на рынке своей продукции до проведения системного отраслевого анализа и выработки государственными органами комплексных решений по проведению отраслевой политики. К примеру, Ричард Шмалензи в качестве основных вопросов, на которые отвечает экономика отраслевых рынков, указывает следующие:
1. Что представляет собой
рынок отдельного товара в
мире дифференцированной
2. Какие факторы определяют размер и структуру фирм?
3. Какие факторы, определяющие структуру рынка, являются ключевыми?
4. Какие цели преследует фирма?
5. Какая политика
6. Какими возможностями обладают действующие в отрасли фирмы для предотвращения входа в отрасль новых фирм или вытеснения части существующих?
7. Какие факторы определяют
возможности сговора фирм и
иных форм межфирменной
8. Какой ущерб общественному благосостоянию возникает, в случае если фирма обладает рыночной властью?
История развития теории отраслевых рынков
В качестве самостоятельного
раздела экономической теории
экономика отраслевых рынков
сформировалась в начале
В развитии экономики
отраслевых рынков можно
- эмпирическое (наблюдения
за развитием и реальным
- теоретическое (построение
теоретических моделей
В истории развития
можно выделить следующие
I этап. Теория рыночных структур (1880-1910 гг.)
В начале 1880-х гг. вышли работы У. Джевонса (Jewons), которые дали импульс к развитию теоретического направления экономики отраслевых рынков и были посвящены анализу базовых микроэкономических моделей рынка (совершенная конкуренция, чистая монополия), основное назначение которых было в объяснении эффективности рыночного механизма и неэффективности монополий. Импульс к развитию исследований в этом направлении в США дало формирование первых федеральных регулирующих органов и принятие антимонопольного законодательства. Кроме работ Джевонса можно также выделить работы Фрэнсиса Эджворта (Edgeworth) и А. Маршалла (Marshall).
Импульс к развитию
прикладных эмпирических
Однако исследования, проводимые на этом этапе, были основаны на слишком упрощенных моделях, не отвечающих реальной действительности, особенно в части поведения фирм-олигополистов на рынке дифференцированной продукции. Усиление процессов концентрации производства в большинстве отраслей экономики развитых стран и дифференциации продукции обусловило переход ко второму этапу.
II этап. Исследования рынков с дифференциацией продукции (1920-1950 гг.)
Под воздействием
меняющихся условий
Одними из первых работ, посвященных анализу олигополистических рынков, были вышедшие в 1932-33 гг. «Теория монополистической конкуренции» Чемберлина, «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан В. Робинсон, а также «Современная корпорация и частная собственность» Адольфа Берли и Гардинера Минза. Указанные работы сформировали теоретическую базу анализа отраслевых рынков.
В 1930-1940 гг. на основе
сформированной указанными
Определенный импульс
к развитию исследований дала
также Великая депрессия, вызвавшая
необходимость переоценки
III этап. Системный анализ отраслевых рынков (1950 гг. - по наше время)
В рамках этого
этапа происходит формирование
экономики отраслевых рынков
как самостоятельного раздела
экономической теории. В 1950-е гг. Эдвард
Мэйсон (E.S. Mason) предложил классическую
парадигму «Структура-поведение-
В 1960-х гг. появляются
теоретические исследования
Начиная с 1970-х гг. происходит рост интереса к экономике отраслевых рынков, вызванный:
1) усилением критики
эффективности
2) развитием международной торговли и усиления воздействия на условия торговли рыночной структуры;
3) ростом сомнений относительно
адаптационной способности
С 1970-х гг. происходит интеграция методов теории игр в методический аппарат экономики отраслевых рынков, появляются исследования, посвященные проблемам кооперативных соглашений, асимметричности информации и неполноты контрактов.
Современные исследования в экономике отраслевых рынков можно условно разделить на два основных направления, отличающихся используемой методологией:
1) гарвардская школа, основанная
на системном анализе
2) чикагская школа, основанная
на строгом анализе
Разберем далее выделенные направления более подробно.
Гарвардская школа в экономике отраслевых рынков
В рамках гарвардской
школы предпочтение отдается
эмпирическим исследованиям
Основная идея парадигмы СПР заключается в том, что общественная эффективность (результативность) функционирования отрасли определяется поведением продавцов и покупателей, которое зависит от структуры рынка. Структура рынка, в свою очередь, зависит от базовых условий – фундаментальных факторов, воздействующих на отраслевой рынок как со стороны спроса, так и со стороны предложения. В дополнение к этим факторам можно ввести также и внешние условия функционирования отрасли. Так, например, на структуру рынка воздействуют технологические особенности производства продукции, характеристики спроса, доступность сырья, развитость рыночной инфраструктуры и многие другие факторы.
Если технология производства обладает значительным положительным эффектом масштаба производства, то предприятия отрасли будут стремиться к укрупнению, что будет способствовать увеличению концентрации производства продукции (сокращению числа фирм и увеличению их размеров относительно рынка) и росту рыночной власти фирм.
С другой стороны, поведение продавцов на рынке оказывает обратное влияние на структуру рынка и на базовые условия. Структура рынка также может оказывать обратное влияние на базовые условия.
Общество, ожидая от
производителей эффективного
Таким образом, в рамках
гарвардской школы в экономике
отраслевых рынков исследуются
различные взаимосвязи, возникающие
в результате функционирования
отраслевого рынка и
Чикагская школа в экономике отраслевых рынков
Чикагская школа принадлежит
преимущественно к
Основным направлением
исследований в чикагской
Одним из основных
вопросов, рассматриваемых
Большое развитие
в рамках чикагского
Исследования в рамках чикагского направления также ведутся на основе применения результатов теории трансакционных издержек (Р. Коуз) и теории квазиконкуретных рынков (Уильям Джек Баумоль, Гарольда Демсец и др.).
Трансакционные издержки
ограничивают возможности
Теория квазиконкурентных
рынков основана на