Предпосылки для формирования фермерских хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Аграрный вопрос всегда был и остается серьезной проблемой в России. На протяжении многих лет деформировались экономические отношения в сельском хозяйстве, которые сопровождались бесконечными организационными перестройками. Это нанесло огромный вред сельскому хозяйству. Главный итог такого отношения – был уничтожен независимый крестьянин-хозяйственник земли, средств производства и продукции. Произошла люмпенизация деревни и резко усилилась непопулярность существовавших форм хозяйствования. Это можно объяснить рядом причин:

Содержание

Введение
3
1. Развитие фермерских хозяйств
5
2. Организация крестьянского (фермерского) хозяйства
7
3. Учредительные документы крестьянского (фермерского) хозяйства
13
4. Организация производственной деятельности
5. Формирование материально-технической базы
Заключение
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

пригода 1.03.2013.docx

— 59.41 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Горно-Алтайский  Государственный Университет»

 

 

 

Сельскохозяйственный  факультет

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

По дисциплине: Производство продукции животноводства.

По теме: Предпосылки для формирования фермерских хозяйств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил: студент 949гр.

                                                                                                     Пригода В.В.

                                                                       Проверил профессор: Чикалёв А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горно- Алтайск 2013

Оглавление

 

Введение

3

1. Развитие фермерских хозяйств

5

2. Организация крестьянского (фермерского) хозяйства

7

3. Учредительные документы крестьянского  (фермерского) хозяйства

13

4. Организация производственной деятельности

5. Формирование материально-технической  базы

Заключение

Литература

Приложение

18

23

26

29

30

 




 

 

 

Введение

 

Аграрный  вопрос всегда был и остается серьезной  проблемой в России. На протяжении многих лет деформировались экономические  отношения в сельском хозяйстве, которые сопровождались бесконечными организационными перестройками. Это нанесло огромный вред сельскому хозяйству. Главный итог такого отношения – был уничтожен независимый крестьянин-хозяйственник земли, средств производства и продукции. Произошла люмпенизация деревни и резко усилилась непопулярность существовавших форм хозяйствования. Это можно объяснить рядом причин:

1) В общенародной  собственности уже заложено отчуждение  труженика от собственности, которое  растет по мере увеличения  масштабов собственности, а это  приводит к безраздельному управлению  собственностью от имени народа  структурами, которые не несут  никакой имущественной ответственности  за неверные решения, а все  убытки, в конечном счете, перекладываются  на общество в целом.

Между тем, чтобы  система работала устойчиво и  хорошо, нужно, чтобы каждый работал  на себя, видел плоды своего труда  и мог распоряжаться ими.

2) Долгие  годы в аграрном секторе сохранению  равнодушия и иждивенчества помогала  насаждавшаяся система оплаты  за промежуточные результаты, а  в итоге отсутствовала мотивация  к высокопроизводительному труду.

3) В сельском  хозяйстве, в силу специфики  разделения и кооперации труда,  природных и биологических особенностей, совместный труд в крупных  масштабах не является технической  необходимостью.

4) Формы хозяйствования  тесно связаны с уровнем концентрации. Нарушения в сельском хозяйстве  естественных пределов концентрации, особенно путем централизации  и с применением силы, неизбежно  ведет к снижению эффективности  и обнищанию.

Поэтому повышение  эффективности сельского хозяйства требует сегодня существенных преобразований экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, которые приводят в условиях рынка к развитию различных форм хозяйствования на селе. При этом обязательным условием должно быть пополнение действительным содержанием товарно-денежных отношений и использование хозяйственного механизма рынка с таким расчетом, чтобы они затрагивали и учитывали интерес товаропроизводителей и покупателей товаров.

В рыночных отношениях необходим комплекс мер  по созданию экономических условий  для равноправного развития различных  форм хозяйствования исходя из специфики  исторических, экономических, демографических, социальных и природных условий. Создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств является естественным процессом  в условиях существующего разнообразия форм собственности, оно неизбежно  приведет к раскрепощению и действительной самостоятельности хозяйствующего на земле крестьянина.

Под крестьянским (фермерским) хозяйством понимают добровольное семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих аграрное производство, носящее товарный характер, основанное, главным образом, на личном труде  крестьянина и членов его семьи, частной собственности на производственные ресурсы, выращиванию продукции  и полученный доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие фермерских хозяйств.

Со времени вступления в силу Закона РФ о крестьянском (фермерском) хозяйстве и реорганизации колхозов и совхозов у русских фермеров возникла настоящая возможность  стать самостоятельными хозяйствующими субъектами. Динамика численности фермерских хозяйств в России свидетельствует  о том, что к началу реформ в  стране имелась социальная база для  развития частного сектора аграрной экономики. За 1991–1997 гг. Число фермерских хозяйств подросло до 279 тыс. Но, начиная  с 1994 г., Темпы прироста фермерских хозяйств стали сокращаться. При этом нарастает процесс разорения крестьянских хозяйств, отказ фермеров от земли, от самостоятельного ведения хозяйства. Число хозяйств, прекративших свою деятельность составило в 1992 г. – 5,1 тыс., В 1993 г. – 19,1 и в 1994 г. –45,9 тыс. Начиная со второй половины 1994 г. Их число в первый раз превысило число вновь созданных крестьянских хозяйств[2].

Рис. 1 Динамика численности фермерских хозяйств.

Исследования, проведенные во многих регионах страны, свидетельствуют о том, что главными причинами неустойчивости крестьянских хозяйств в России являются очень высокие налоги, непомерные цены на сельскохозяйственную технику, горючее и остальные ресурсы, незащищенность прав собственника, слабая поддержка со стороны страны, предоставление земельных наделов низкого свойства, удаленных от мест основной стройки; отсутствие дорог и коммуникаций. Но, часть неудач обусловлена субъективными причинами, связанными с недочетом опыта у русских фермеров в самостоятельном ведении хозяйства, нехваткой знаний, неготовностью к работе в условиях экономического и общественного риска.

По  состоянию на 1 января 1997 г. В России насчитывалось 279 тыс. Фермерских хозяйств с площадью земли 12,2 млн. Га (в среднем  по 44 га на хозяйство) против 280 тыс. На 1 января 1996 г. Сельхозугодья в фермерских хозяйствах занимают 11,3 млн. Га (93% отведенных им земель), в том числе пашня  – 8,3 млн. Га (68%).

На долю фермеров приходилось 5,3% сельхозугодий  страны и 6,3% пашни. Более половины фермеров имели по 20 га и менее, пятая часть  – по 21–50 га и лишь 9% хозяйств – свыше 100 га земли. Доля фермерских хозяйств в производстве продукции отрасли стабильно низкая и не превосходит 2%.

Еще в 1991 г., Анализируя нужные и настоящие  условия для развития фермерских хозяйств в стране, нами был сделан вывод о преждевременности сплошной “деколлективизации”. Исходя из состояния  публичного сознания, уровня развития промышленного потенциала, разработанности  нормативной базы, особенностей социально-политической ситуации в стране и с учетом длительности процесса становления рыночных отношений  мы пришли к заключению о том, что  фермерские хозяйства в обозримой  перспективе не сумеют стать господствующей формой сельскохозяйственного производства в русской деревне. С уверенностью можно было говорить только об имеющихся  предпосылках для становления многоукладной  аграрной экономики, одним из секторов которой мог бы стать фермерский сектор [3]. Эти прогнозы оправдались.

 

2. Организация крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

Основными предпосылками организации  крестьянских (фермерских) хозяйств в  условиях рынка являются:

1) наличие  определенного количества сельских  жителей, не желающих работать  в крупных коллективных хозяйствах  и предпочитающих индивидуальную  форму организации труда;

2) несоответствие  природных, биологических и некоторых  других условий сельскохозяйственной  деятельности крупным масштабам  производства, что снижает его  эффективность, ведет к потерям  продукции, вызывает экологический  ущерб;

3) законодательное  закрепление различных форм хозяйствования, в том числе и основанных  на частной собственности;

4) большие  перспективы и возможность крестьянских (фермерских) хозяйств в решении  продовольственной проблемы при  создании необходимых условий  для их развития.

Основным  законодательным актом, который  регулирует создание и деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств в России является Федеральный Закон РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" № 74-ФЗ от 11.06.2003 года[1]. Кроме того, принципы их создания и деятельности регулируются Федеральным Законом РФ "О земельной реформе 2001 года"; Гражданским кодексом РФ 1998 года; Земельным кодексом РФ 2001 года.

Существуют  ли различия между крестьянским и  фермерским хозяйством? Принципиальных различий между ними нет. И то, и  другое название (а также хуторское, семейное, трудовое хозяйство) используется для определения однотипной организационной  формы сельскохозяйственной деятельности, свободного предпринимательств, сущность которой наиболее полно раскрывает фермерское хозяйство.

Так, для  Англии, Канады, США традиционно  понятие "фермерское хозяйство". Для стран с традициями общинного  землепользования, таких, как Германия, Россия, более естественным является термин "крестьянское хозяйство".

В организационном  устройстве и условиях деятельности крестьянского хозяйства у нас  и фермерского хозяйства в  зарубежных странах имеются определенные различия, например, в характере  специализации, материально-технического обеспечения и др. Но эти различия не затрагивают основ данной формы  хозяйствования.

Крестьянское (фермерское) хозяйство основывается на индивидуальной или мелкогрупповой, преимущественно семейной форме организации труда. Средства производства, включая и землю, находятся в частной собственности крестьян, хотя определенная часть этих средств может находиться и в иной форме владения или пользования (аренда, пожизненное владение и др.).

Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет статус юридического лица, оно полностью  самостоятельно в принятии хозяйственных  решений, в распоряжении созданным  продуктом и доходом. Производство в крестьянском (фермерском) хозяйстве  имеет товарный характер. Крестьянское (фермерское) хозяйство несет полную ответственность за результаты хозяйствования.

В России право  на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и на получение земельного участка для этих целей каждый дееспособный гражданин, достигший 18-летнего  возраста, имеющий опыт работы в  сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную  подготовку. При нескольких претендентах преимущественное право на получение  земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Жители села, как правило, отвечают этим требованиям. Горожанам выполнить  их сложнее, но и у них имеются  достаточно широкие возможности. Многие горожане имеют сельскохозяйственное образование, опыт работы в сельском хозяйстве, профессии тракториста, шофера, строителя, механика и пр.

Закон РФ "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривает право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства только для граждан России (приложение 1). Но создать крестьянское (фермерское) хозяйство на территории России могут граждане любого другого независимого государства, изъявившие желание переехать на постоянное жительство по месту организации хозяйства и получить прописку.

Обязательно ли выполнение требований к кандидату  на создание крестьянского (фермерского) хозяйства всеми членами семьи  и членами крестьянского (фермерского) хозяйства. Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" такого требования не ставит. Эти требования относятся  к лицу, которому предоставляется  земельный участок и на которое  оформляется государственный акт  на землю. Остальные члены семьи  самостоятельно принимают решение  об участии в крестьянском (фермерском) хозяйстве при полной или частичной  занятости. Профессиональная пригодность  членов семьи, как и других лиц, принимающих  участие в деятельности хозяйства, определяются главой этого хозяйства.

Право гражданина на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и на получение земельного участка означает возможность обращения  с соответствующим ходатайством. Реализация этого права зависит  от наличия свободных земель, количества претендентов и других условий.

Членами крестьянского (фермерского) хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство при полной и частичной занятости в нем.

Основой крестьянского  хозяйства является семья, но не редки  случаи, когда не все члены семьи  желают участвовать своим трудом в крестьянском хозяйстве или  же дальние родственники, либо хорошие  знакомые хотят объединиться для  совместного труда, ведения хозяйства.

 

 

Закон "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве" дает возможность объединения в  этом хозяйстве группы лиц, не составляющих одну семью.

При этом земельный  участок оформляется на главу  хозяйства, а каждый из членов имеет  свою долю в имуществе и доходах. Данное положение не распространяется на наемных работников, отношения  с которыми регулируются особыми  правилами.

По действующему законодательству интересы предприятия, организации, учреждения в отношениях с другими субъектами хозяйствования должно предоставлять ответственное  лицо, обладающее определенными полномочиями – директор, председатель правления  кооператива и пр. В крестьянском (фермерском) хозяйстве эти функции  возлагаются на главу хозяйства. Решение о том, кому быть главой крестьянского (фермерского) хозяйства принимает  семья или группа лиц, участвующих  в его организации. Документального  подтверждения о выборах главы  хозяйства, как это принято в  кооперативах, в крестьянском (фермерском) хозяйстве не требуется. На имя главы  хозяйства выдается государственный  акт на землю, его фамилия заносится  в регистрационную карточку при  регистрации хозяйства.

Информация о работе Предпосылки для формирования фермерских хозяйств