Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей занятости и безработицы в Республике Беларусь.
Основными задачами, которые предстоит решить, выступают
раскрыть сущность понятий занятость и безработица;
оценить социально-экономические последствия безработицы;
выяснить суть и основные направления государственного регулирования занятости;
проанализировать рынок труда Республики Беларусь;
на основе изученных данных исследований и материалов статей, нормативных правовых актов обозначить основные направления современной политики занятости в республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Занятость и безработица как экономические явления 7
1.1 Занятость: сущность, виды, теории занятости 7 1.2 Безработица, ее типы, формы 9
2 Необходимость государственной политики занятости и ее инструменты 14
2.1 Социально-экономические последствия безработицы 14
2.2 Сущность и основные направления государственной политики в области занятости 17
3 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования 22
3.1 Рынок труда Республики Беларусь 22
3.2 Государственная политика занятости в Республике Беларусь 26
Заключение 30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Занятость и безработица в Республике Беларусь.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                  4

1 Занятость и безработица как  экономические явления                                     7

1.1 Занятость: сущность, виды, теории занятости                                                7  1.2 Безработица, ее типы, формы                                                                           9

2 Необходимость государственной  политики занятости и ее инструменты   14

2.1 Социально-экономические последствия безработицы                                14

2.2 Сущность и основные направления государственной политики в области занятости                                                                                                                17                                   

3 Проблемы занятости  и безработицы в Республике  Беларусь и особенности их регулирования                                                                                                   22

3.1 Рынок труда Республики Беларусь                                                                22

3.2 Государственная политика занятости  в Республике Беларусь                   26

Заключение                                                                                                             30

Список использованных источников                                                                 33

Приложение А                                                                                                        35

Приложение Б                                                                                                        36

Приложение В                                                                                                        37

Приложение Г                                                                                                        38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основой уровня жизни  является трудовая деятельность населения. Трудовая деятельность выступает одновременно естественной его потребностью, определяющей психофизическое и социальное состояние людей, единственным условием существования человека, мерилом общественного богатства, основой человеческого развития и НТП, базой уровня дохода и потребления населением товаров и услуг.

Нынешняя экономическая  система Республики Беларусь определяется как социально-ориентированная, что  закреплено в ст.1 Конституции. Данный признак предполагает ориентацию рыночной экономики к интересам человека.

Важнейшим принципом  социального государства является правовое обеспечение, т. е. соблюдение трудовых и социальных прав всех категорий граждан. В настоящее время, однако, государство не в полной мере следует принципу создания условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Об этом свидетельствует снижение занятости и проявление различных форм безработицы.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переживают серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность безработицы в Республике Беларусь повлияли на выбранную мной тему курсовой работы.

Таким образом, целью  данной курсовой работы является рассмотрение особенностей  занятости и безработицы  в Республике Беларусь.

Основными задачами, которые  предстоит решить, выступают

  1. раскрыть сущность понятий занятость и безработица;
  2. оценить социально-экономические последствия безработицы;
  3. выяснить суть и основные направления государственного регулирования занятости;
  4. проанализировать рынок труда Республики Беларусь;
  5. на основе изученных данных исследований и материалов статей, нормативных правовых актов обозначить основные направления современной политики занятости в республике Беларусь.

Достижению поставленной цели и решению задач содействуют  оценки и взгляды различных экономистов, в частности, “Национальная экономика Беларуси” В.Н. Шимова, “Макроэкономика: социально ориентированный подход” Э.А. Лутохиной, “ Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста ” И.О. Потаповой; статистические и периодические издания: статистические ежегодники Республики Беларусь, экономические бюллетени и журналы, а также средства сети Internet (сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЗАНЯТОСТЬ  И БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЯВЛЕНИЯ

 

1.1 Занятость:  сущность, виды, теории занятости 

Прежде чем перейти  к рассмотрению занятости как  экономического явления, введем правовое определение данного понятия. Таким  образом, занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности) [14].

С социально-экономической точки зрения, занятость – это категория, отражающая степень и характер вовлечения различных групп населения в процесс трудовой деятельности. Характер занятости определяется уровнем развития производительных сил, общественного разделения труда, качеством рабочей силы, национальными особенностями и др.

Занятость является более  узким понятием относительно понятия “экономически активное население”, т. к. непосредственно является его частью. Кроме этого, к экономически активному населению следует отнести:

  • временно неработающих в связи с отпуском или болезнью;
  • лиц, проходящих переподготовку или повышение квалификации;
  • лиц, ищущих работу.

 В зависимости от  фактической связи с работой  занятое население можно разделить  на:

  • работодателей;
  • лиц, управляющих своим собственным бизнесом, и содержащих на службе одного или более наемных работников;
  • лиц, работающих в семейном бизнесе, и не имеющих наемных работников;
  • членов кооператива производителей [16, c. 51].

Таким образом, занятое  население можно разделить на лиц, работающих по найму, и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Следует отметить, что труд “на себя” более эффективен или производителен, чем наемный.

Занятые изучаются также  по видам занятий, отраслям, социальным группам, профессиям.

Примером изучения занятых по видам занятий является, так называемая, классификация Эдварса, по которой занятые делятся на 11 групп:

 “Белые воротнички”

  1. специалисты;
  2. управляющие (чиновники и собственники);
  3. конторские и родственные им работники;
  4. торговые работники.

“Синие воротнички”

  1. старшие мастера и квалифицированные работники;
  2. полуквалифицированные работники, кроме занятых на фермах;
  3. неквалифицированные работники, кроме занятых на фермах.

           “Работники сферы услуг”

  1. домашняя прислуга;
  2. работники услуг

 “Работники фермы”

  1. фермеры и управляющие;
  2. наемные рабочие, занятые на фермах [16, c. 52-53].

Особенность этой классификации  в том, что занятые в ней  приведены по важности для общества в целом, доходности и особенностям труда с учетом того, что самый  высоко производительный труд основан на интеллекте и связан со специальными знаниями, а самый неэффективный – с физическим трудом.  

Различают следующие формы занятости: традиционная и нетрадиционная (нетипичная). К первой относят полную и неполную занятость.

Полная занятость – занятость всех желающих работать. Лица, работающие неполный рабочий день по собственной воле, также считаются полностью занятыми.

В западной литературе принято несколько  иное толкование полной занятости. Считается, что полная занятость определяется равенством между количеством ищущих работу и числом свободных рабочих мест.

Определение неполной занятости  базируется на рекомендациях Международной  организации труда (МОТ). В соответствии с ними к не полностью занятым  относятся лица, имеющие занятие, но не работающие полное рабочее время не по своему  желанию. В число не полностью занятых включают также лиц, имеющих занятие, и работающих полное рабочее время, но ниже уровня своей квалификации; работающих на условиях сокращенного рабочего времени [16, c. 56].

Нетрадиционная форма  занятости включает следующие виды:

  • Сезонная занятость представляет собой занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;
  • Поденная занятость связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;
  • Периодическая занятость - это чередующаяся занятость и незанятость независимо от сроков того и другого в течение года;
  • Временная занятость характеризуется тем, что работник занят деятельностью лишь  в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;
  • Занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;
  • Под самозанятостью понимают такую занятость, которая осуществляется по собственной инициативе под своим управлением и не имеет общепринятых форм оплаты труда;
  • Неформальная занятостью считается та, что осуществляется без юридического оформления трудовых отношений [5, c. 140].

     В зависимости от формы зарабатывания денежных средств выделяют первичную и вторичную занятость. Отличие приведенных видов занятости заключается в том, что первичной занятостью (основной работой) является  та  работа,  в подразделении которой находится трудовая книжка. В случае ее отсутствия основной  считается та работа, которую лицо само считает основной, или на которой отработано наибольшее количество часов, в то время, как вторичная занятость предполагает дополнительный заработок к заработной плате по основному месту работы.

Проблема занятости  изучалась различными школами, ввиду  чего могут быть предложены различные  точки зрения на данное экономическое  явление.

Классическая  трактовка занятости базируется на следующих положениях. Рынку свойственно автоматическое саморегулирование, поэтому временно нарушенное равновесие на рынке труда способно самовосстанавливаться за счет гибких цен, ставок процента и зарплат.  Таким образом, отрицается ситуация, при которой уровень расходов будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости.  Приведенное отрицание базируется на законе Ж-Б Сэя, согласно которому производство любого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке. Однако следует учитывать тот факт, что доход не всегда полностью расходуется на потребление, часть идет на сбережения, что порождает утечку в потоках расходов и доходов.

Экономисты-классики утверждают, что сбережения не приводят  к  недостаточности спроса, так как сберегаемые средства трансформируются в инвестиционные. Однако закон Ж-Б Сэя будет действовать только в том случае, если предприниматели намереваются инвестировать столько же сколько, домашние хозяйства рассчитывают сберечь.

Было сказано, что равновесие на рынке устанавливается под воздействием рыночных механизмов (гибкость цен, зарплаты, ставок процента), то есть логика классического направления подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства. (см. рис.1) 

На фоне разрушительного  экономического кризиса XX в., поразившего страны с рыночной экономикой, невиданно разрослась безработица. В это время на базе работы Дж. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег” развивается кейнсианское направление теории занятости, где основными постулатами можно назвать следующие:

  1. На рынке устанавливается равновесие при наличии безработицы.
  2. Равновесие на рынке обеспечивается экономической политикой государственного вмешательства. Рыночные механизмы (гибкость цен, зарплаты, ставок процента) не действуют.
  3. Полная занятость недостижима потому, что некоторые виды безработицы нельзя устранить в принципе.

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования