Проблемы сохранения банковской тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 21:27, реферат

Краткое описание

Понятие «банковская тайна» является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом. Этот режим соотносится с такими режимами, как режимы коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны. Подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном уровне.

Содержание

Понятие и сущность банковской тайны – 3 стр.
Правовое регулирование – 4 стр.
Содержание правомочий клиентов по банковской тайне и пределы их осуществления – 4 стр.
Права банка по раскрытию информации, составляющей банковскую тайну – 6 стр.
Преступления, направленные на незаконное получение информации – 9 стр.
Ответственность за нарушение банковской тайны – 10 стр.
О соотношении банковской тайны и коммерческой тайны банка – 10 стр.
Заключение – 11 стр.
Список литературы – 13 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Problema_sokh-ya_bank_tayny_referat.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

«Проблемы сохранения банковской тайны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

  1. Понятие и сущность банковской тайны – 3 стр.
  2. Правовое регулирование – 4 стр.
  3. Содержание правомочий клиентов по банковской тайне и пределы их осуществления – 4 стр.
  4. Права банка по раскрытию информации, составляющей банковскую тайну – 6 стр.
  5. Преступления, направленные на незаконное получение информации – 9 стр.
  6. Ответственность за нарушение банковской тайны – 10 стр.
  7. О соотношении банковской тайны и коммерческой тайны банка – 10 стр.
  8. Заключение – 11 стр.
  9. Список литературы – 13 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность банковской тайны.

 

Понятие «банковская тайна» является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом. Этот режим соотносится с такими режимами, как режимы коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны. Подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном уровне.

Кроме этого, необходимо иметь в виду и характер складывающихся правоотношений по поводу банковской тайны. Это необходимо для того, чтобы найти адекватные правовые нормы, реализация которых приведет к желаемому состоянию правового регулирования. Существует три вида правоотношений: между банком и клиентом, между клиентом и государством, между государством и банком.

В настоящее время население России начинает все больше доверять свои сбережения банкам, но одной из составляющих банковской деятельности является сохранение банковской тайны. К сожалению, на практике возникает множество вопросов, связанных с этим правовым явлением.1

Современная эпоха информационного общества требует адекватного правового регулирования отношений, связанных с информацией. Надо полагать, что ведущей отраслью права в новом обществе будет информационное. К сожалению, в нашей стране данному виду законодательства не уделено должного внимания. К числу отношений, требующих надлежащего правового регулирования, относятся отношения, связанные с конфиденциальной информацией, или «тайной». Сохранение банковской тайны имеет большое значение для развития экономики, так как финансовая система является очень важной для всей экономики. Проблемы, связанные с банковской тайной, имеют в современной России и политическое значение. Многочисленные скандалы, связанные с отмыванием денег, в том числе и в зарубежных банках, отток капиталов только подчеркивают актуальность исследования данных проблем.

Банковская тайна и ее соблюдение включают юридический, организационный и технический аспекты. Юридический аспект банковской тайны подразумевает законодательное определение самого понятия, выявление субъектов, обязанных хранить банковскую тайну, установление содержания правомочий клиентов и пределов их осуществления, ответственность за нарушение тайны. Понятие «банковская тайна» неразрывно связано с понятием «коммерческая тайна».2

К банковской тайне необходимо относить также сведения о личности клиентов, корреспондентов и лиц, упомянутых в контракте с банком, так как реквизиты клиента (корреспондента) также составляют содержание банковских операций и оформляющих их документов. В данном случае предпочтительнее было бы сформулировать объем сведений, составляющих банковскую тайну, в том виде, как это было сделано еще в Уставе Государственного банка России в дореволюционный период: «Хранить в тайне все, касающееся вверяемых банку частных коммерческих дел и счетов».

Банковская тайна – защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право на неприкосновенность частной жизни.3

Институт банковской тайны, как и все банковское законодательство, носит комплексно-правовой характер и связан с конституционным, административным, гражданским и уголовным правом, но наибольшая часть правоотношений регулируется нормами гражданского законодательства. Первый вопрос, возникающий при изучении того или иного правового явления, заключается в определении исследуемого понятия. В настоящее время в науке не сложилось четкого определения банковской тайны, нет его и в законодательстве. Большинство ученых считает, что тайна – особый правовой режим информации с ограниченным доступом.

 

2. Правовое регулирование.

 

Правовое регулирование банковской тайны в настоящее время осуществляется нормами ст. 857 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), утвержденного Федеральным законом от 26.01.1996 N 14-ФЗ, ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), утвержденного Федеральным законом от 13.06.1996 N 63-ФЗ, Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон N 395-1), а также рядом инструкций Банка России и налоговых органов Российской Федерации.

Надо полагать, что наиболее правильным было бы установление возможности получения сведений, составляющих банковскую тайну, только по решению суда, как в Швейцарии, Люксембурге, Германии и других зарубежных странах. Это повысило бы доверие к российским банкам и способствовало бы прекращению оттока капиталов за рубеж. Однако данная мера требует внесения изменений и в процессуальное законодательство, которое в настоящее время практически не регламентирует порядок получения и использования конфиденциальной информации. Возрастающее значение приобретает и проблема обеспечения банковской тайны при проведении операций через телекоммуникационные средства.

 

3. Содержание правомочий клиентов по банковской тайне и пределы их осуществления.

 

Право требовать сохранения банковской тайны принадлежит клиентам и корреспондентам, которые состоят в договорных отношениях с банком. В некоторых случаях таким правом наделены и другие лица, связанные с банком не договором, а в силу других факторов, указанных в законе (лица, которым доверено распоряжение вкладом или которым завещан вклад; лица, получающие выигрыш по лотерейным билетам, выпущенным не банком; граждане, приобретающие акции акционерных обществ в банке).

Обязанность сохранения банковской тайны возложена законом на всех служащих банков независимо от их должности. Иногда кредитные организации в своих внутренних инструкциях дополнительно предупреждают об этой обязанности своих сотрудников.

Содержание права клиента на банковскую тайну составляют правомочие требовать от банковских служащих сохранения тайны и правомочие предоставить соответствующую информацию (часть ее) другим лицам. В законодательстве установлены пределы сохранения банковской тайны.

Кроме самих клиентов и их представителей справки по счетам и вкладам граждан выдаются судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве, если на денежные средства и иные ценности клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев предоставляются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, государственным нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладе умерших вкладчиков, а также иностранным консульским учреждениям. Справки по операциям и счетам юридических лиц и иных организаций могут выдаваться самим организациям, их вышестоящим органам, судам, следственным органам, органам арбитражных судов, аудиторским организациям, а также налоговым органам.

Банк России контролирует соблюдение законодательства о банках и банковской деятельности. Он получает в ходе проверок от банков и их филиалов, а также клиентов этих банков и филиалов, учредителей, акционеров (участников) материалы, необходимые для проверок. Работники инспекционных подразделений вправе проверять в банке наличие денег и ценностей, денежные, бухгалтерские, учредительные и другие документы, договоры и иные обязательства, связанные с деятельностью банка, а также могут получать от сотрудников банка необходимые документы, объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках. Следовательно, объем полномочий контролеров достаточно широк и включает изучение отношений банка и его клиентов.4

Аудиторские фирмы также вправе проверять документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для проверки, информацию от третьих лиц. Таким образом, в сферу аудиторской проверки может попасть информация о клиентах банка и их операциях.5

Клиент, обладающий правом на банковскую тайну, может предоставить соответствующую информацию (часть ее) другим лицам. Такие конфиденциальные сведения могут быть переданы путем заключения специального договора или включения условия об их передаче в договоры поручительства, займа, управления чужим имуществом.

 

 

4. Права банка по раскрытию информации, составляющей банковскую тайну.

 

В связи с введением в действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон N 115-ФЗ) и внесением соответствующих изменений в ст. 26 Федерального закона N 395-1 изменился объем сведений, составляющих банковскую тайну, и у банков появилась обязанность представлять сведения в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены данным Законом.

Положения Федерального закона N 115-ФЗ определяют случаи представления сведений в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Они изложены таким образом, что оставляют возможность их неоднозначного толкования. В итоге перед кредитными организациями стоит проблема выбора: с одной стороны, за разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность, с другой стороны, непредставление сведений в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, может повлечь отзыв лицензии.

Банки ежедневно предоставляют банковские услуги своим клиентам, что в сложившейся проблемной ситуации влечет необходимость выработки каждым конкретным банком определенной позиции по данному вопросу.

Федеральный закон N 115-ФЗ предусматривает обязанность кредитных организаций представлять сведения, являющиеся банковской тайной, уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов. Следовательно, можно представлять все сведения, которые будут запрошены этим органом. На первый взгляд этот вопрос решается довольно просто. Однако в каких же случаях действительно кредитная организация вправе раскрыть банковскую тайну? Определение точного круга этих случаев имеет существенное значение. Действующее законодательство довольно четко определяет объем сведений, составляющих банковскую тайну, установив в ст. 26 Федерального закона N 395-1, что кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В ст. 26 Федерального закона N 395-1 установлены четкие условия, которые являются основанием представления сведений, составляющих банковскую тайну:

- определен перечень государственных  органов, кому предоставляются такие  сведения;6

- определены случаи, при которых  возможно предоставление сведений;

- установлен статус нормативного  акта, определяющего указанные случаи.

Указанные законодательные акты, во-первых, должны иметь статус федеральных законов и, во-вторых, должны регулировать деятельность конкретного государственного органа или должностного лица. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 07.08.2001 N 121-ФЗ в Федеральный закон N 395-1, информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом N 115-ФЗ.

Данный Закон по своему статусу может согласно ст. 26 Федерального закона N 395-1 устанавливать случаи представления кредитными организациями сведений, являющихся банковской тайной, уполномоченному органу, осуществляющему противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и в то же время может быть отнесен к законодательным актам, регулирующим деятельность данного уполномоченного органа, которым в соответствии с Указом Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 является Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), ныне Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). То есть два из условий представления кредитными организациями сведений уполномоченному органу, осуществляющему противодействие легализации (отмыванию) доходов, соблюдены.

Третье условие правомерного раскрытия банковской тайны, а именно случаи предоставления информации по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц в Росфинмониторинг, устанавливается в ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ и определяется двумя критериями – суммой и характером совершаемой операции. И если с суммой, являющейся одним из двух обязательных критериев, определяющих случаи представления сведений в Росфинмониторинг, все предельно ясно, то вот с характером операций возникает множество вопросов.

Федеральный закон N 115-ФЗ, определяя случаи предоставления сведений в Росфинмониторинг, не решает главного вопроса для кредитных организаций: каков же все-таки круг этих случаев? Как видно из изложенного, предоставление кредитными организациями в Росфинмониторинг информации по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц не будет являться нарушением банковской тайны согласно действующему законодательству исключительно в случаях, установленных ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Информация о работе Проблемы сохранения банковской тайны