Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:28, реферат
ажнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
Прогнозирование как метод государственного регулирования в рыночной экономике России
Размещено на /
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Государственное регулирование экономики"
на тему:
"Прогнозирование
как метод государственного
Введение
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
Развитая система альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять, сравнивать возможные варианты, выбирать оптимальные из них. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.
Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.
1. Методы
государственного
Ни одно хозяйственное,
а тем более стратегическое решение
не может быть принято и выполнено
без предвидения их последствий,
без выбора стратегических и тактических
приоритетов, целенаправленных действий
по их реализации. Для этого используются
такие испытанные инструменты, как
прогнозирование, стратегическое и
индикативное планирование и программирование
социально-экономического развития страны
и составляющих ее регионов. Тем
самым государство выполняет
не только функцию общего регулирования
экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную
функцию, определяющую направления
структурных сдвигов и
1.1 Прогнозирование
Прогнозированием,
т.е. предвидением будущего развития и
последствий возможных сдвигов
в экономике на микро- и макроуровнях,
занимается каждый агент хозяйственной
жизни. В данном случае речь пойдет
о государственном
Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы ситуация резко переменилась. Именно такое положение сложилось в России и других постсоветских странах в 90-е гг., когда в экономике этих стран наблюдались хаотичные, трудно предсказуемые события.
Переход от централизованно-плановой
к рыночной экономике существенно
повысил роль и значимость прогнозирования.
Прежде основные решения принимали
в союзном центре, который опирался
на такие долгосрочные прогнозы, как
комплексная программа научно-
Согласно федеральному закону от 20.07.95 г. №115-ФЗ, государственное прогнозирование находит выражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством России в Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10–15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3–5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год).
1.2Стратегическое
и индикативное планирование
Прогнозы нужны
государственным органам прежде
всего для обоснования
Методы стратегического планирования впервые были использованы в России в 1918 г. при утверждении, а затем реализации плана ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при подготовке под руководством Н.Д. Кондратьева проекта пятилетнего плана развития сельского и лесного хозяйства, а затем при разработке проекта первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в двух вариантах. В дальнейшем стали разрабатываться директивные одновариантные пятилетние планы, которые сыграли важную роль в индустриализации и предвоенном развитии народного хозяйства СССР, в его послевоенном восстановлении и технической реконструкции. Однако со временем в стратегическом планировании страны возобладали элементы волюнтаризма, эмпиризма и директивности, пятилетние планы выполнялись не полностью и давали все меньше эффекта.
Рыночные реформы начала 90-х гг. начались с разрушения прежнего механизма стратегического планирования. Однако новый, адекватный условиям рыночной экономики, механизм не был создан, исходя из стремления всячески ограничить вмешательство государства в экономику. Федеральным законом от 20.07.95 г. №115-ФЗ были предусмотрены стратегические планы (концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, программа социально-экономического развития на среднесрочный период). Однако они разрабатывались в кабинетном порядке, не утверждались, за их невыполнение никто не нес ответственности. Отсутствие реального стратегического планирования ограничивает возможности влияния государства на трансформацию экономики России и перспективы ее развития.
Индикативное планирование
носит преимущественно
Каковы функции
индикативного планирования в рыночной
экономике? Во-первых, оно позволяет
определить систему обобщающих показателей
и нормативов (индикаторов), которые
характеризуют основные параметры
социально-экономического развития на
федеральном, региональном и муниципальном
уровнях, конкретизируют и реализуют
приоритеты стратегических планов. Во-вторых,
производится увязка указанных индикаторов
с ресурсами федерального, региональных
и местных бюджетов, что делает
реализацию этих индикаторов и воздействие
на них государства более
1.3Программирование
Программирование
социально-экономического развития как
метод государственного регулирования
носит характер более узкий и
конкретный, чем стратегическое и
индикативное планирование. Оно используется
для концентрации сил и средств
на реализации выбранных стратегических
приоритетов. Целевая программа
– это система взаимосвязанных
по целям, ресурсам и срокам мероприятий,
обеспечивающая реализацию приоритета
социального, экономического, научно-технического
или экологического развития в заданные
сроки и с максимальным эффектом.
Целевое программирование является
сердцевиной стратегического
Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности объединений – холдингов, консорциумов, финансово-промышленных групп, крупных предприятий. Возможны и межгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.
Таким образом, прогнозирование,
стратегическое и индикативное планирование
и социально-экономическое
2. Научные
основы прогнозирования.
Научной основой социально-экономического прогнозирования является теория предвидения будущего, разработанная выдающимся российским экономистом Н.Д. Кондратьевым (1892–1938) и развитая российскими и зарубежными учеными применительно к современным условиям. Предвидение будущего развития, согласно Н.Д. Кондратьеву, базируется на познании и практическом использовании закономерностей статики, цикличной динамики и социально-экономической генетики. Статика позволяет выявить структуру социально-экономической системы, ее внутренние и внешние взаимосвязи, пропорции, обеспечивающие ее функционирование. Динамика раскрывает механизмы цикличного развития системы, смены фаз циклов, позволяет предвидеть периодические кризисы и определять пути выхода из них, смену систем или переход их в новое качественное состояние. Генетика выявляет механизм действия наследственности, изменчивости и отбора в развитии социально-экономических систем, факторы и пределы их изменения, раскрывает внутренние пружины, характер и последствия их саморазвития.
Суть прогнозирования
– не в определении характера
будущих событий и сроков их наступления,
а в выявлении тенденций
Предвидение циклов
и кризисов. В практике социально-экономического
прогнозирования преобладает
1. Любая социально-экономическая (как и естественная) система развивается циклично, последовательно проходя через фазы зарождения, становления, распространения (диффузии), стабильного развития (зрелости), кризиса и реликтового состояния.
2. Кризисы являются
непременной фазой цикла, они
выполняют важнейшие функции
в динамике систем: разрушительную
(устранение устаревших