Прогнозирование, программирование и проекты развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование, программирование и составление проектов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования, а также составления проектов помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.
Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации (приложение 1).1

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по планированию.docx

— 515.64 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Экономический факультет

Кафедра экономики и организации  предпринимательства

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Макроэкономическое планирование и прогнозирование

На тему: «Прогнозирование, программирование и проекты развития регионов»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса 1 группы

Таирбекова Ксения Эркиновна

Проверил:

кандидат экономических  наук, доцент

Васильчук Евгений Степанович

 

 

 

Иваново 2012

Введение

Проведение в стране социально-экономических  преобразований привело к повышению  роли регионов во всех сферах жизни  общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.

Обострение проблем регионального  развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной  неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания  экологического равновесия, совершенствование  территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения  и т.д.

Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия  на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование, программирование и составление проектов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования, а также составления проектов помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Российская Федерация  состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации (приложение 1).1

 

 

 

 

Прогнозирование социально-экономического развития региона

Под прогнозированием социально-экономического развития (далее СЭР) региона понимается предвидение будущего состояния  экономики и социальной сферы, составная  часть государственного регулирования  экономики, призванная определить направления  развития регионального комплекса  и его структурных составляющих. Результаты используются региональными  органами государственной власти для  обоснования целей и задач  СЭР, выработки соответствующей  региональной политики.2

В настоящее время прогнозирование  СЭР субъекта Федерации включает:

  1. разработку вариантов СЭР региона с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;
  2. предоставление материалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;
  3. уточнение потребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственных региональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.

Прогноз СЭР является необходимой  предпосылкой принятия субфедеральными  органами власти различных оптимальных  управленческих решений, в том числе  и в сфере комплексного СЭР  территории. Прогноз проводится путем  сопоставления фактических показателей  анализируемого периода с плановыми  и с фактическими показателями за предшествующие годы.

С целью разработки прогнозов СЭР  проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям:3

    • демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);
    • природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);
    • социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);
    • региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);
    • уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);
    • производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);
    • экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым  классифицируются прогнозы. Однако наиболее подходящей к социально-экономическим  прогнозам будет являться классификация  социально-экономических прогнозов  по временному критерию. С точки  зрения этого критерия прогнозы СЭР  делятся на долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные:4

  1. Долгосрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-ий период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочных прогнозов СЭР региона, а также концепции и программ СЭР. При долгосрочном социально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства. Данные прогнозов СЭР региона на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.
  2. Среднесрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население). Данные прогнозов СЭР региона на среднесрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.
  3. Краткосрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население. Данные прогнозов СЭР региона на краткосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

Организационная система регионального  прогнозирования включает различных  участников в лице министерств, управлений, научных учреждений и т. д. Кроме  того, в организационную структуру  регионального прогнозирования  входят различные научно-исследовательские  учреждения и организации.

Мониторинг и прогнозирование  развития регионального сектора

Прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  учитывает влияние как федеральной  социально-экономической политики (налоговой, бюджетной, тарифной, внешнеэкономической, инвестиционной, социальной политики, институциональных преобразований), так и политики региональных властей  на социально-экономическое развитие регионов.

В рамках мероприятия «Мониторинг  и анализ социально-экономических  процессов на региональном уровне»  Департамент осуществляет сбор и  анализ показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также показателей, характеризующих  проведение социально-экономических  реформ и эффективность работы региональных органов исполнительной власти. На основе данных показателей рассчитываются интегральные оценки различных аспектов уровня социально-экономического развития регионов. Результаты мониторинга включаются в доклады Минэкономразвития  России о текущей ситуации в экономике  Российской Федерации и тенденциях на ближайшую перспективу.5

Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и  отдельных секторов экономики

 

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации –  документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и  результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный).

Прогноз разрабатывается  по вариантам, отражающим изменения  внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей  и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной  среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического  эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей  базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным  секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе.6

 

Прогнозирование региональных процессов – важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят  экономические, социальные и экологические  последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.

В основе методологии регионального  прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической  системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей. 

Прогнозирование регионального  развития строится в соответствии с  общими принципами прогностики и  территориального прогнозирования. Среди  этих принципов особое значение имеют  системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а  также верифицирумость (достоверность  и точность) прогнозов. Территориальные   прогнозы используются при  разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на схеме 72.

Прогнозирование применяется  в областях, где планирование нецелесообразно  или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.7

 

Об уточнении  основных параметров прогноза

социально-экономического развития Российской Федерации 

Корректировка основных макроэкономических параметров прогноза осуществлялась по основному умеренно-оптимистичному варианту развития (вариант 2) с учетом итогов развития российской экономики за январь-октябрь 2012 года.

В 2012 году оценка роста ВВП оставлена  на уровне предыдущего прогноза – 3,5%. Снижены ожидания роста промышленности, сельского хозяйства, экспорта, реальной заработной платы и оборота розничной  торговли. Это компенсировалось существенным повышением оценки роста инвестиций, а также более низкой динамикой  импорта. На 2013 год оценка роста ВВП  снижена с 3,7% до 3,6% в основном за счет пересмотра в сторону понижения  динамики инвестиций и менее благоприятного эффекта базы.

Уточнение динамики мировых  цен на сырье

Цена на нефть Urals повышена в 2012 году с 109 долларов США за баррель до 110-110,5 долларов США за баррель в результате высокой базы, сложившейся в январе-ноябре текущего года (среднее – 110,6 долларов США за баррель). Прогноз цен на нефть в 2013-2015 гг. сохранен на первоначальном уровне. Динамика экспортных цен на газ также незначительно скорректирована в сторону увеличения.

Уточнение динамики добычи и экспорта нефти и газа

Оценка объемов добычи нефти, включая газовый конденсат (далее – нефть) в 2012 году скорректирована в сторону увеличения с 514 до 516 млн. тонн. Это связано с более быстрым наращиванием добычи нефти на Ванкорском, Верхнечонском месторождениях и месторождениях Уватской группы, а также реализацией программ по стабилизации добычи нефти в Западной Сибири.

Информация о работе Прогнозирование, программирование и проекты развития регионов