Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 07:59, курсовая работа
Цель работы конкретизировалась в следующих задачах:
- изучение теоретических аспектов организации управления и ее структуры в современном коммерческом банке;
-анализ основных организационных структур управления коммерческим банком;
- выяснение сущности и содержания процесса оптимизации организационной структуры банка;
Введение 3
1.Организационная структура коммерческого банка 5
2.Типы организационных структур банка 10
3.Использование инновационных технологий в организации структуры
управления коммерческим банком . 16
4. Проектирование инновационной организационной структуры коммерческого банка 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение 3
1.Организационная структура
коммерческого банка
2.Типы организационных
структур банка
3.Использование инновационных
технологий в организации структуры
управления коммерческим банком
.
4. Проектирование инновационной
организационной структуры коммерческого
банка
Заключение 29
Список использованной литературы
Приложение
Состояние
банковского сектора современного государства
является одним из основных факторов,
определяющим его способность проводить
независимую экономическую политику,
защищать свои интересы и гарантировать
гражданам соблюдение прав в различных
сферах их жизнедеятельности. В свою очередь,
выполнение банками страны возложенных
на них функций, в значительной мере зависит
от степени развитости их организационной
структуры. Поэтому вопросы изучения оптимизации
организационной структуры банка являются
актуальными для современного состояния
экономики России, особенно в период мирового
финансового кризиса. Процесс развития
организационной структуры отечественных
банков характеризуется целым спектром
объективных и субъективных факторов.
В настоящее время существует объективная потребность в исследовании новых - внутренних приоритетов на пути реформирования банковского сектора. Базовым направлением в реализации этого положения может быть поиск внутренних ресурсов существующей банковской системы России и, в частности, оптимизация организационных структур коммерческих банков. Современная экономическая наука предлагает теоретически обоснованные рекомендации по совершенствованию банковской сферы. В зарубежной экономической литературе вопросам ее эффективного функционирования посвящены труды Е. Балтенсберга, Р. Барро, У. Гроша, Э. Долана, Х. Деппе, М. Клейна и др. В отечественных исследованиях наиболее значимых результатов в анализе различных аспектов развития банковской системы добились В. П.Дьяченко, 3.В. Атлас, М. С.Атлас, Н. Н.Любимов, В. М.Усоскин, И. В.Левчук, Ю. К.Константинов и др.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена с одной стороны, совокупностью новых тенденций в развитии банковского сектора страны, а с другой проблема оптимизации организационных структур имеет недостаточную теоретическую разработку и высокую практическую значимость.
Цель исследования - изучение содержания процесса оптимизации организационной структуры банков посредством выделения его критериев и направлений развития.
Цель работы конкретизировалась в следующих задачах:
- изучение теоретических
аспектов организации
-анализ основных организационных структур управления коммерческим банком;
- выяснение сущности
и содержания процесса
- выявление критериев
и направлений оптимизации
Объект исследования данной работы – организационная структура управления коммерческим банком.
Предмет исследования - процесс оптимизации организационной структуры коммерческого банка.
При написании работы были использованы коллективные труды и монографии отечественных и зарубежных ученых - экономистов по проблемам развития финансовых сфер и их оптимизации, опыт России и других стран в совершенствовании организационной структуры банковских систем, законодательные и другие нормативные акты.
1. Организационная структура коммерческого банка
Одним из подходов к изучению вопросов функционирования коммерческого банка и управления им является системный анализ, в рамках которого коммерческий банк рассматривается как сложная социально-экономическая система. Как известно, любая система характеризуется определенным набором элементов, их свойств, связей между элементами, то есть структурой. Сегодня применительно к коммерческому банку можно выделить несколько видов структур: финансовую, бюджетную, информационную, организационную и т. п. Идеальным состоянием является совпадение всех указанных структур. В этом случае организационная структура коммерческого банка служит своего рода каркасом, позволяющим отображать финансовые, бюджетные, информационные связи.
В теории и практике управления банком организационная структура представляет собой один из важнейших элементов исследования. В методике SWOT-анализа организационную структуру банка определяют как одну из ключевых внутренних возможностей банка. В банковских рейтингах она учитывается как основной компонент качественного анализа. Организационная структура наравне с человеческим и клиентским капиталом образует интеллектуальный капитал банка, что особенно актуально в экономике информации и знаний.
Традиционно организационная структура банка рассматривается в теории управления коммерческим банком в рамках такой функции управления, как организация, и связана с решением следующих задач:
- определение степени
централизации процесса
- осуществление организационного обособления (департаментализация);
- нахождение оптимального уровня управляемости;
- соотношение уровней
иерархии и масштаба
- разделение труда;
- рациональная организация коммуникаций и координация;
- правильное распределение прав и ответственности между частями организационной структуры.
Но связь организационной структуры банка со стратегией развития, как определяющим условием в ее проектировании, позволяет отнести эту задачу к функции стратегического планирования.
Организационная и управленческая структуры коммерческого банка регламентируются Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях. Наиболее типичной организационно-правовой формой банка является акционерная. Высшим органом управления коммерческого банка является общее собрание акционеров, созываемое для решения таких вопросов как:
- изменение устава и уставного капитала банка;
- формирование Совета банка;
- утверждение годовых результатов деятельности банка;
- распределение доходов банка;
- создание и ликвидация дочерних предприятий, филиалов, подразделений.
Для общего руководства работой банка собрание акционеров формирует Совет банка, состоящий, как правило, из учредителей банка. Совет банка определяет стратегические вопросы деятельности банка (направления деловой активности, контроль за работой правления банка и др.).
Из числа членов Совета банка выбирается Президент банка, на которого возлагается руководство Правлением банка.
Президент и Правление банка:
- осуществляют политику банка по кредитной, инвестиционной, валютной и другой видам деятельности;
- координируют деятельность банка и его взаимосвязи в бизнесе;
- решают вопросы формирования кадров и др.
Организационное устройство банка определяется выполняемыми коммерческим банком функциями, их величиной, территориальной структурой банка, рыночной средой, в которой функционирует банк и, конечно же, экономической целесообразностью.
В общей организационной структуре банка следует выделить 2 типа отделов:
- отделы, выполняющие линейные функции (заняты операционной работой, т. е. приемом вкладов, выдачей ссуд, покупкой и продажей ценных бумаг и пр.);
- отделы, выполняющие штабные функции (занимаются обслуживанием линейных отделов, т. е. формируют планы, осуществляют набор и подготовку кадров, ведут учет операций, обеспечивают правовое обслуживание операций, занимаются рекламой и продвижением продуктов и т. д.).
Отделы, выполняющие линейные функции могут быть выделены по банковским продуктам или группам потребителей (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Организационная структура банка (структура отделов)
Тип организационной структуры |
Отделы |
1.Построенная по банковским продуктам |
- Управление краткосрочного кредитования - Управление долгосрочного кредитования - Управление доверительных операци - Управление ценных бумаг - Управление системными продуктами |
2. Построенная по группам потребителей |
- Отдел обслуживания корпораций - Отдел операций на рынке капиталов - Управление персональных банковских услуг - Управление инвестиционного менеджмента |
Специализация отделов и управлений может быть еще более детализированной, каждый из отделов (управлений) может в свою очередь подразделяться на насколько более мелких отделов.
В зависимости от степени централизации организационные структуры могут быть централизованными и децентрализованными. Построение организационной структуры по степени централизации определяется следующими факторами:
- важность и количество управленческих решений;
- компетенция низовых звеньев;
- уровень контролируемости низовых звеньев.
Организационная структура - это совокупность подразделений банка, которые выполняют закрепленные за ними функции. Цель организационной структуры - управление функционированием банка. Финансовая структура позволяет выделить и эффективно управлять внутренними бизнесами банка, поэтому хозрасчетная модель может быть построена только на основе финансовой структуры.
Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка - важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.
В учебнике «Банковское дело» под редакцией Балабановой И. Т. приводится оптимальная структура организации деятельности банка. Вот как учебник определяет ее:
Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизации и концентрации средств (пассивные операции банка) выполняются управлением депозитных операций, учетно-ссудные операции - кредитным управлением и т. д. Большое внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации хозрасчета в банке, рентабельности и ликвидности. Для этого формируются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности банка, оказывают организующее воздействие на работу банка в целом.
2. Типы организационных структур банка
Несмотря на большое разнообразие организационные структуры коммерческого банка классифицируются следующим образом (табл.2.1).
Таблица 2.1 – Классификация организационных структур банка
Критерий – виды взаимодействия |
Тип организационной структуры | |||
Внешняя среда – банк |
Механистическая |
Органическая | ||
Подразделение – подразделение |
Линейно функциональная |
Дивизиональная |
Адаптивная |
Структура банка будущего |
- Традиционно-ли-нейно-функцио- - Функциональная продуктовая; - Функциональная технологическая; - Иерархическая с 2-3 уровнями управления.
|
- Дивизионально-продуктовая; - Дивизиональная структура, ориентированная на определенных потребителей; Дивизиональная региональная; - Банковская холдинг компания. |
-Проектная; -Матричная; - Бригадная -Программ-но-целевая. |
-Сетевая структура; -Структура горизонталь-ного типа; -Банк-мо-дуль. | |
Банк – клиент |
Корпоративная |
Индивидуалистическая |
Информация о работе Проектирование инновационной организационной структуры коммерческого банка