Промышленная политика государства и её особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение промышленной политики современной России.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть основные характеристики промышленной политики;
Провести анализ целей промышленной политики;
Определить принципы промышленной политики;
Рассмотреть проблемы промышленного развития российской экономики;
Изучить инновационной потенциал российской промышленности

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!!!!!.docx

— 82.15 Кб (Скачать файл)

Введение

С конца 80-х – начала 90-х годов  наша страна, в очередной раз круто  развернувшись в истории своего развития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласив главным приоритетом построение “цивилизованного” рынка. Применяя опыт развитых капиталистических стран, правительство взяло на вооружение либеральную модель рынка, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов.1

В надежде на то, что “невидимая рука рынка” вполне способна провести структурные преобразования и вывести  российскую экономику на новый более  качественный этап развития, государством были приняты меры по созданию института  частной собственности как основополагающей составляющей рынка и уменьшению влияния самого государства на взаимоотношения  субъектов в рамках рыночной экономики.

Однако либерализация процесса ценообразования в полной мере выявила  все структурные перекосы советского хозяйства, вылившись в высокую  инфляцию, бюджетный дефицит, обнищание  населения и стагнацию производства. В этих условиях правительством был  взят курс на финансовую стабилизацию. Но последующие всем известные события  августа 1998г. благополучно похоронили “достижения” финансовой стабилизации и все взоры устремились на реальный сектор для его всемерной  поддержки. Одним из основных условий  выхода из затяжного экономического кризиса, стабилизации и промышленного  роста было признано “оживление реального  сектора экономики и, в первую очередь, его важнейшего звена –  промышленности”.

Между тем ситуация в России такая, что существование некоторых  весьма важных отраслей промышленности может прекратиться в ближайшем  будущем, поскольку на данный момент они находятся вне конъюнктурных  интересов финансового капитала и не снабжаются столь необходимыми инвестициями и к тому моменту, когда  эти отрасли станут востребованными, их попросту уже не будет. А это  не приемлемо для экономического и социального развития нашей  страны в рамках мирового хозяйства. Поэтому именно в этой ситуации необходимо продуманное и эффективное государственное  регулирование структуры производства в долгосрочном плане.

Таким образом, государству необходимо взять под свою опеку не только нормотворчество, но и определение, прогнозирование и реализацию механизмов развития и совершенствования структуры общественного производства, разработать совокупность мероприятий долговременного характера, направленных на стратегическое регулирование экономических процессов для развития приоритетных отраслей. Именно на решение этих задач и направлен такой инструмент государственного воздействия на экономику, как промышленная политика.

Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается тем, что  в настоящее время проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации очень  важна, так как именно от неё будет  зависеть дальнейшее развитие страны. Это подтверждается дискуссией, в  которой участвуют промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства. Такое внимание к этому вопросу  обусловлено тем, что в десятилетний период экономических реформ в стране ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как  условия массированного притока  в экономику России иностранного и частного капитала. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых не ставилось. По крайней  мере, они являлись даже не второстепенными. В значительной степени перечисленные  проблемы в той или иной мере за прошедшее время решены. Однако ни Президент страны в своих официальных  выступлениях, ни бизнес, ни население  не могут быть удовлетворены темпами  и перспективами экономического роста.

Целью данной работы является рассмотрение промышленной политики современной России.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

Рассмотреть основные характеристики промышленной политики;

Провести  анализ целей промышленной политики;

Определить  принципы промышленной политики;

Рассмотреть проблемы промышленного развития российской экономики;

Изучить инновационной потенциал российской промышленности

 

 

Глава 1. Понятие промышленной политики и методы её проведения

1.1 Характеристика основных понятий  промышленной политики

Промышленная политика - это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния  на деятельность хозяйствующих субъектов, а также на отдельные аспекты  этой деятельности, относящиеся к  приобретению факторов производства, организации производства, распределению  и реализации товаров и услуг  во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его  продукции. Промышленная политика - атрибут именно государства современного типа и как таковая не свойственна иным типам политической организации.

Стержнем промышленной политики является поддержка глубинных, долгосрочных процессов перестройки промышленности на современной технологической  основе. С этой целью разрабатываются  целевые научно-технические программы, создаются совместные внедренческие  центры, объединяющие научные организации  и промышленные предприятия, научные  парки. Критерии краткосрочной финансовой отдачи не являются ключевыми при  формировании промышленной политики.

Важной составной частью промышленной политики является поддержка малого бизнеса, который в среднем в  мире создает около одной трети  промышленной продукции и образует благоприятную среду для разного  рода инноваций, без которых невозможно развитие.

В данной концепции промышленной политики ее объектом является производитель  товаров и услуг.

Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа - абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат  и совокупность граждан, но не совпадающая  ни с тем, ни с другим, имеющая  четко определенные границы и  существующая только на основании признания  другими государствами.

В то же время, основным субъектом  современной экономики выступают  крупные корпорации. Интеграции научного и производственного потенциалов  в рамках, корпоративных структур должна играть ключевую роль в развитии инновационной деятельности.

Рис. 1.1 Классификация принципов создания корпораций, реализующих стратегические функции государства

Возможные инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в  которых государство может выступать  в отношениях с конкретным производителем:

- собственник (или совладелец);

- поставщик (продавец) факторов  производства;

- потребитель  произведенной продукции;

- получатель  налоговых платежей;

- регулятор  рынков факторов производства  и конечной продукции;

- регулятор  деятельности производителя;

- арбитр  в хозяйственных спорах;- политический  субъект в рамках международных  отношений, влияющих на деятельность  производителя или на рынки,  в которых он участвует.

1.2 Цели промышленной политики

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.

Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей):

  • эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
  • занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

Сформулированная цель и  задачи вытекают из Конституции РФ и политических документах Президента РФ.

Статья 7, п.1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 61, п.2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

В Послании Президента РФ на 2003 г. говорится:

Россия должна быть и будет  страной с конкурентоспособной  рыночной экономикой. Страной, где права  собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют  людям честно работать, зарабатывать.

Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. Конкурентоспособным  должно быть у нас все - товары и  услуги, технологии и идеи, бизнес и  само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели  и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура.

Нормой  в современном  мире является жесткая конкуренция. И потому наша способность конкурировать, готовность  вести  борьбу  за  ресурсы  и влияние напрямую определяют ситуацию  внутри страны и вес  России в международных делах.

 

1.3 Принципы и функции промышленной политики  

 
     Промышленная политика - это совокупность экономических, 
политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях 
государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов 
производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей.

Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обуславливается общей 
ориентацией национальной экономики, спецификой тех или иных моделей 
экономического роста и взаимосвязанными общими принципами  
промышленной политики.

Принцип конструктивности. Целесообразно обеспечить консенсус между экономическими агентами и политическими силами по вопросу о целях, направлениях и методах осуществления промышленной политики и на этой основе поставить конкретные задачи по модернизации отраслей и предприятий.

Принцип корректировки. Необходимо своевременно отказываться от тех стратегий, которые не оправдали себя в прошлом и не представляют ценности в настоящий момент.  

Принцип равных возможностей. В качестве объектов внимания рассматриваются не отрасли, сферы или субъекты хозяйствования, а динамически видоизменяющиеся на различных этапах индустриального развития параметры и инструменты их регулирования.

Принцип глобального реагирования. Необходимо учитывать ресурсные и политические возможности, сосредоточенные за пределами национальной экономической системы. Единой универсальной модели промышленной политики даже национальном уровне не существует.

В то же время, эффективная промышленная политика, направлена на достижение: 
·        макроэкономической и политической стабильности; 
·        экспортной ориентации промышленности; 
·        эффективного развития человеческих ресурсов.

Основным  критерием успеха промышленной политики служат темпы экономического 
роста  в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия. 
Роль промышленной политики на рубеже второго и третьего тысячелетий 
возрастает, что обусловлено следующими факторами: 
·   изменяется роль государства, возрастает взаимозависимость субъектов 
мирового хозяйства, изменяется содержание глобальной конкуренции. Все это 
требует выработки адекватной национальной и региональной экономической 
стратегии. Её реализация обеспечивается посредством макроэкономического 
регулирования, опоры на силы предпринимательства, уважения дисциплины рынка; 
·   возрастает значение нематериальных факторов производства, таких, как 
образование, знания, квалификация, ноу-хау, услуги, инфраструктура их 
обеспечения, научно-технические факторы конкуренции, особенно на рынках с 
высоким потенциалом проста; 
·   ускоряются структурные преобразования в промышленности, обусловленные, в 
частности, появлением новых социально-экономических рисков, связанных с 
комплексом проблем НТП, Защитой окружающей среды и рядом других. 

Федеральный и региональный уровень  промышленной политики 
Необходимость формирования и эффективной реализации промышленной политики в 
России по истечении первых лет реформ уже не вызывает сомнений, причем как на федеральном, так и на региональном уровне национальной экономической системы.

Федеральная промышленная политика – это комплекс экономических, 
политических и организационных мер индустриального развития страны, 
определяющих необходимую структуру и масштабы производства и обеспечивающих 
эффективное действие его перспективных факторов, а также влияющих на принятие 
решений в отношении наиболее важных стратегических объектов. Эта промышленная 
политика является федеральной по целям, но может реализовываться на разных 
уровнях национальной экономической системы. Инструменты федеральной 
промышленной политики закреплены в федеральных целевых программах и 
законодательных актах.

К российским федеральным приоритетам  следует отнести развитие 
высокотехнологичных отраслей и производств, конверсию оборонного комплекса, 
ресурсосбережение, развитие отраслей заключительных стадий переработки, 
 
развитие инфраструктуры транспорта и информации. В рамках федеральных 
программ должны конкретизироваться вопросы свертывания, реконструкции либо 
развития стратегических производственных мощностей конкретного технологического уклада, а также средств, льгот и других форм федеральной поддержки.

Информация о работе Промышленная политика государства и её особенности в России