Пути повышения уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:06, реферат

Краткое описание

Таким образом, исходя из вышеизложенного, поставлена цель данной курсовой работы - изучить уровень жизни населения России. Из цели работы вытекают следующие задачи: рассмотреть текущий уровень жизни, проследить за его динамикой за последнее десятилетие, сравнить российские показатели с уровнем жизни развитых стран и предложить пути повышения уровня и качества жизни населения России. В Главе 1 рассмотрены теоретические аспекты данной темы, в частности понятие уровня и качества жизни, представлены различные системы показателей и подходы к измерению уровня жизни населения.

Содержание

Введение
Глава 1 Уровень и качество жизни населения
1.1 Социальная политика в жизни населения
1.2 Понятие уровня жизни и система показателей
1.3 Качество жизни
Глава 2 Анализ уровня жизни населения
2.1 Динамика уровня жизни России в 2000-2009 гг.
2.2 Международные сравнения по ИРЧП
Глава 3 Основные направления повышения уровня и качества жизни в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика (3).docx

— 199.92 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Институт  управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра  «Экономика и менеджемент» 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине Региональная экономика

тема  Пути повышения уровня жизни населения

Вариант 23

       
 
 
 
 
 

     Преподаватель                      _____________                 Шереметова Т.Г..

                                                      (Подпись, дата)                                                        (ФИО)  

     Студент ЗУБ11-02ВП           ______________               Кобалия О.В.

                       (Код группы)                                (Подпись, дата)                                                        (ФИО) 
 
 
 

Красноярск 

2011г 

    СОДЕРЖАНИЕ   

    Введение

    Глава 1 Уровень и качество жизни населения

    1.1 Социальная политика в жизни  населения

    1.2  Понятие уровня жизни и система показателей

    1.3  Качество жизни

    Глава 2 Анализ уровня жизни населения 

    2.1 Динамика уровня жизни России  в 2000-2009 гг.

    2.2 Международные сравнения по ИРЧП

    Глава 3 Основные направления повышения  уровня и качества жизни в России

    Заключение

    Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Ведущие страны рыночной экономики большое  внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и  отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики  значение социальной сферы постоянно  возрастает.

    Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в  том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более  отдаленного будущего в исследуемой  области, руководствуясь реальными  экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций  его последствий в прогнозируемом периоде. 

    Тема  уровня и качества жизни привлекает внимание широкого круга исследователей, является предметом научных дискуссий, что говорит об ее несомненной  актуальности. Особенно важен этот вопрос для нашей экономики, в  которой уровень жизни населения  существенно ниже, чем в развитых странах. Поэтому на современном  этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения  и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения  во многом зависит направленность и  темпы дальнейших преобразований в  стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая  стабильность в обществе. Решение  этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был  бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому  все преобразования, которые так  или иначе могут повлечь изменение  уровня жизни, вызывают большой интерес  у самых разнообразных слоев  населения.

    Таким образом, изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование  чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного  развития общества в целом. Проблема повышения уровня и качества жизни  для современной России наиболее актуальна. Поэтому уровень жизни  населения играет роль важнейшей  интегральной характеристики социально-экономической  системы в условиях ее трансформации  и развития, показывает, как те или  иные изменения в обществе влияют на различные группы населения.

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, поставлена цель данной курсовой работы - изучить  уровень жизни населения России. Из цели работы вытекают следующие  задачи: рассмотреть текущий уровень  жизни, проследить за его динамикой  за последнее десятилетие, сравнить российские показатели с уровнем  жизни развитых стран и предложить пути повышения уровня и качества жизни населения России. В Главе 1 рассмотрены теоретические аспекты  данной темы, в частности понятие  уровня и качества жизни, представлены различные системы показателей и подходы к измерению уровня жизни населения. В Главе 2 приведен анализ уровня жизни населения, включающий в себя динамику уровня жизни населения в России за последнее десятилетие, а также международные сравнения по ИРЧП. В Главе 3 рассмотрены основные пути и направления повышения уровня и качества жизни населения. 

    ГЛАВА 1 УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 

    1.1 Социальная политика  в жизни населения  

    В системе внутренней политики государства  особое место занимает социальная политика.

    Социальная  политика — особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

    Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

    Социальные  отношения возникают и развиваются  между людьми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между классами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них.

    Условия жизнедеятельности людей — это  материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые для их существования и развития. Таким образом, социальная политика — это

    политика, обращенная непосредственно к населению: классам, нациям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности. Поэтому можно говорить о том, что главным объектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления.

    Все виды политики государства тесно  связаны между собой. Особое значение для развития общества имеет диалектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой. Она находит свое конкретное появление в следующих двух моментах: а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосостояния; б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни и всестороннего совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что для одной политики является итогом, то для другой — исходным пунктом.

    В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых  предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.

    Для того, чтобы социальная политика государства  могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке); в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.

    Социальная  политика государства в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.

    Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ:

    В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

    — достижение ощутимого улучшения  материального положения и условий жизни людей;

    — обеспечение эффективной занятости  населения, повышение качества и  конкурентоспособности рабочей  силы;

    — гарантия конституционных прав граждан  в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

    — переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

    — нормализация и улучшение демографической  ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

    — существенное улучшение социальной инфраструктуры.

    Необходимыми  условиями достижения указанных  целей, являются:

  1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.
  2. Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.
  3. Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.
  4. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, — не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
  5. Усиление  адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.
  6. Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей.  
  7. Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.
  8. Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

Информация о работе Пути повышения уровня жизни населения