Различные классификации трансакционных издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление экономических основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, вопросы, связанные с регулированием трансакционных издержек в российской экономике, а также анализ трансакционных затрат на предприятиях Иркутской области и поиск резервов их сокращения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек
1.2 Классификации трансакционных затрат
1.3 Сложность измерения трансакционных издержек
1.4 Стратегия снижения трансакционных затрат
2. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Отличительные черты российской экономики
2.2 Специфические черты трансакционных издержек в деятельности Российских предприятий
3. ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИРКУТСКОГО РЕГИОНА
3.1. Анализ трансакционных затрат сельскохозяйственных организаций Иркутской области
3.2 Поиск резервов сокращения трансакционных затрат на предприятии ООО Иркутсксельхозпродукт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ЛИДИН КУРСОВИК.docx

— 71.24 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ2

1. ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ  ИЗДЕРЖЕК 3

1.1 Понятие и сущность  трансакционных издержек3

      1.2 Классификации  трансакционных затрат 5

   1.3 Сложность измерения  трансакционных издержек 6

1.4 Стратегия снижения  трансакционных затрат8

 

2. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ  В РОССИЙСКОЙ

 ЭКОНОМИКЕ10

 

    2.1 Отличительные черты российской экономики10

 

   2.2 Специфические черты трансакционных издержек в деятельности       Российских предприятий12

 

3.ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ иркутского региона13

 

          3.1. Анализ трансакционных затрат сельскохозяйственных организаций Иркутской области13

 

           3.2 Поиск резервов сокращения  трансакционных затрат на предприятии ООО  Иркутсксельхозпродукт17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ20

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ21  

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшими факторами, определяющими способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, являются факторы издержек производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены. Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от издержек и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства.

В традиционной экономической  теории предполагалось, что взаимоотношения  между экономическими агентами проходят без потерь и затрат. Но чтобы  сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и  качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать  добросовестность ее выполнения партнером. Поэтому совершение сделок может  сопровождаться серьезными потерями. Такие издержки называются трансакционными.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в  настоящее время для мировой  экономики особенно важна проблема снижения трансакционных издержек. Они влияют на уровень социально-экономического развития общества, эффективность производства и уровня жизни населения.

Целью курсовой работы является выявление экономических основ  формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, вопросы, связанные с регулированием трансакционных издержек в российской экономике, а также анализ трансакционных затрат на предприятиях Иркутской области и поиск резервов их сокращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ  ИЗДЕРЖЕК

 

    1. Понятие и сущность трансакционных издержек

 

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30е годы в его статье "Природа фирмы". Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих "островков сознательности" с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

В рамках современной экономической  теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

В трактовке Д. Норта трансакционные издержки "состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению". Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

В теориях некоторых экономистов  трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счете, и определяет ее неэффективность.

Для выполнения производственной деятельности фирма несет производственные затраты. Однако, помимо затрат, непосредственно связанных с производством, фирма осуществляет и непроизводственные затраты. Они возникают в ходе хозяйственной деятельности и включают затраты на подготовку, исключение и реализацию сделок. Они получили название трансакционных издержек (от лат. transactio — договор). Действительно, для того чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:

1)  выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения (информационная составляющая издержек);

2)  убедить их в выгодности совершения сделки (сюда входит весь комплекс маркетинговых и рекламных усилий);

3)  провести переговоры, составить договор (затраты на само заключение сделки);

4)  обеспечить гарантии выполнения соглашения (издержки недолжного выполнения сделки).

Практически все перечисленные  трансакционные издержки могут быть связаны как с совершенно легальными платежами (например, уплатой государственных пошлин), так и с нелегальными выплатами (комиссия за операции, позволяющие уйти от налогов), как с приобретением обычных прав, так и с получением индивидуальных льгот и привилегий. Они могут выступать как дополнительные безвозвратные расходы, а могут экономить производственные или совокупные издержки.

Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

В рамках институциональной  теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки: подход теории трансакционных издержек, подход теории общественного выбора и подход теории соглашений. Отсутствие единства по вопросу о природе трансакционных издержек показательно, особенно учитывая, что в неоклассической экономической теории принималось во внимание существование лишь одного вида издержек — производственных. Поэтому вопрос о трансакционных издержках неизбежно связан с изменением постулатов неоклассики.

В примитивном обществе; где почти все участники экономических  отношений знают, что ожидать  друг от друга, трансакционные издержки сравнительно малы. Но, чем сложнее экономическая система, чем большее количество участников действует на рынке, тем более значительным становится уровень данного типа издержек.

 

 

 

 

 

    1. Классификации трансакционных затрат

 

Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 30-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. Классификацию трансакционных издержек можно представить в виде табл. 1. Они делятся на две основные группы: издержки ex ante (возникающие до совершения сделки купли-продажи) и издержки ex post (возникают после совершения сделки). К первой группе относятся следующие виды издержек:

1) Издержки поиска информации  о необходимом товаре связаны  с ее асимметричным распределением  на рынке: на поиск потенциальных  покупателей или продавцов приходится  тратить время и деньги. Неполнота  имеющейся информации оборачивается  дополнительными расходами, связанными  с покупкой товаров по ценам,  выше равновесных (или продажей  ниже равновесных), с потерями, возникающими  вследствие покупки товаров-субститутов.

2) Издержки ведения переговоров  и заключения контрактов. Рынок  требует отвлечения значительных  средств на проведение переговоров  об условиях обмена, на заключение  и оформление контрактов. Чем  больше участников сделки и  чем сложнее ее предмет, тем  выше эти издержки. Потери из-за  неудачно заключенных, плохо оформленных  и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих  издержек.

3) Издержки измерения  составляют весомую часть, что  связано не только с прямыми  затратами на измерительную технику  и сам процесс измерения, но  и с ошибками, которые неизбежно  возникают в этом процессе. К  тому же по ряду товаров  и услуг допускается лишь косвенное  измерение или неоднозначное.  Как, например, оценить квалификацию  нанимаемого работника или качество  покупаемого автомобиля? Определенную  экономию обусловливают стандартизация  выпускаемой продукции, а также  гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный  гарантийный ремонт, право обмена  бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.

Вторая группа издержек включает:

1) Издержки оппортунистического  поведения. Термин "оппортунистическое  поведение" был введен О.Уильямсоном.  Так называется недобросовестное  поведение, нарушающее условия  сделки или нацеленное на получение  односторонних выгод в ущерб  партнеру. Дело в том, что поведение  после заключения контракта очень  трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

2) Издержки спецификации  и защиты прав собственности.  В обществе, где отсутствует надежная  правовая защита, нередки случаи  постоянного нарушения прав. Затраты  времени и средств, необходимых  для их восстановления, могут  быть чрезвычайно высоки. Сюда  же следует отнести расходы  на содержание судебных и государственных  органов, находящихся на страже  правопорядка.

3) Издержки защиты от  третьих лиц включают затраты  на защиту от претензий третьих  лиц (государства, мафии и т.  д.) на часть полезного эффекта,  получаемого в результате сделки.

Разнообразие подходов к  анализу трансакционных издержек и значительное расхождение по поводу не только сферы их образования, но и содержания, свидетельствуют о том, что развитие теории трансакционных издержек находится на стадии описания их видовых характеристик и формирования подходов к раскрытию закономерностей их образования.

 

 

    1. Сложность измерения трансакционных издержек

 

Многие виды трансакционных издержек непосредственно не наблюдаемы и поэтому с трудом поддаются статистическому измерению. Для оценки трансакционных издержек на макроэкономическом уровне Дж. Уоллис и Д. Норт предложили использовать понятие трансакционного сектора. Они включили в этот сектор оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления в других отраслях, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность (государственный трансакционный сектор).

Исходным для их анализа  являются издержки трансформационные (связанные с физическим воздействием на предмет) и трансакционные (связанные с превращением затрат в готовую продукцию). Эти издержки признаются производительными и требуют реальных затрат. Их поведенческое подобие предполагает, что экономические агенты стремятся минимизировать общую сумму тех и других издержек, а значит, не делают между ними различия.

Для определения издержек трансакции Дж. Уоллис и Д. Норт пользуются критерием с точки зрения потребителя и с точки зрения продавца. Например, при покупке дома трансакционные издержки покупателя будут определяться наймом адвоката, временем, затраченным на осмотр домов, сбором информации о ценах, уплатой пошлины при юридическом оформлении сделки и т.д. Для продавца такие издержки будут состоять из расходов на рекламу, найм агента по продаже недвижимости, затрат времени при показе дома и т.д. При этом акт купли-продажи может вызывать вторичные сделки и на стороне покупателя, и на стороне продавца: скажем, найм юриста или найм агента по торговле недвижимостью. Поэтому в составе трансакционных издержек авторы выделяют рыночный компонент.

Информация о работе Различные классификации трансакционных издержек