Регулирование внешнеэкономической деятельности государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

1. Цели и принципы государственного регулирования
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий включает:
– законодательно-правовую базу регулирования;
– институционно-организационную структуру регулирования;
– государственное программирование ВЭД;

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством(Трушкин).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность предприятия»

На тему: «Регулирование внешнеэкономической деятельности государством»

 

 

 

 

Работу принял:____________________

Работу выполнил:

Студент 5 курса 

Заочной формы обучения

По специальности

Менеджмент организации

Трушкин А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

1. Цели и принципы государственного регулирования

 

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий включает:

– законодательно-правовую базу регулирования;

– институционно-организационную  структуру регулирования;

– государственное программирование ВЭД;

– квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

– сертификацию импортных товаров;

– регистрацию некоторых  экспортных контрактов;

– обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

– таможенное регулирование;

– валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

– использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

– содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

– создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

– защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

– создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование  ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

– единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

– единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

– перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

– четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

– обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня  имеет четкое разграничение компетенции  Федерации и ее субъектов в  сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

– определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне экономической политики России в целом;

– разработка соответствующих федеральных программ;

– защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

– разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

– подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

– организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

– определение и реализация валютной политики страны;

– формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

– контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

– разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:

– осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

– контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

– предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);

– заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

– иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

– координация действий участников ВЭД;

– выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

– разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

– регулирование приграничной торговли;

– информационное обеспечение ВЭД.

 

2. Органы, регулирующие ВЭД в РФ

 

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями:

– осуществлять общее руководство государственной внешне экономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);

– подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

– регулировать военно-техническое сотрудничество;

– определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

Государственная Дума и  Совет Федерации разрабатывают  и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет  следующие функции:

– проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;

– участвует в организации и проведении международных переговоров;

– участвует в формировании экспортного и импортного режимов;

– осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

– регулирует величины ставок таможенного тарифа;

– принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;

– разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

Специальным государственным  органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических  связей (МВЭС) РФ. В его функции  входят:

– государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

– координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);

– оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);

– кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);

– создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);

– участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);

– руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

В систему МВЭС входят:

1. Центральный аппарат  (департаменты: поддержки промышленного экспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества; регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно финансовый и др. Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений).

2. Внешнеэкономические  объединения, осуществляющие внешнеторговую деятельность по определенной номенклатуре товаров.

3. Всероссийская академия  внешней торговли, осуществляющая подготовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономических организациях. На обучение принимаются, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной деятельностью.

4. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую информацию зарубежных информационных агентств.

5. Объединение информационного  обеспечения и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным подрядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.

6. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям относятся:

– проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;

– обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;

– оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;

– помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;

– регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.

7. В структуре МВЭС  важное место занимают торговые представительства РФ за рубежом. Их задачи:

– защита и представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;

– контроль за соблюдением резидентами страны размещения торгпредств и российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;

– содействие в установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;

– сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

Министерство экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической политики в целом, также играет важную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995 г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в разработке предложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества; внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ; инвестиционной политики.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности государством