Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство
является одной из основных отраслей народного
хозяйства Российской Федерации, охватывающей
многоотраслевой производственно-технический
комплекс, потребность в продукции которого
практически не ограничена.
Система ЖКХ представлена жилыми,
общественными зданиями, эксплуатационными,
ремонтно-строительными, транспортными,
энергетическими и другими предприятиями,
составляющими сложную социально-экономическую
систему, от результативности, функционирования
которой зависит развитие городских объектов
и состояние среды обитания жителей города.
ЖКХ города - это самостоятельная
сфера в системе народного хозяйства,
основной целью функционирования которой
является удовлетворение потребностей
населения и предприятий в услугах, обеспечивающих
нормальные условия жизни и работы.
Актуальность темы заключается
в том, что жилищно-коммунальное хозяйство
(ЖКХ) играет важнейшую роль в социально-экономическом
развитии России, так как обеспечивает
жизненно важные потребности населения
в жилищно-коммунальных услугах и потребности
промышленных предприятий в необходимых
для производственных нужд ресурсах. Состояние
жилищно-коммунальной отрасли, величина
установленных тарифов и качество предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг оказывают
существенное влияние на условия проживания
и благосостояние населения, а также на
уровень издержек промышленных предприятий.
Объектом исследования является
система жилищно-коммунального хозяйства.
Предметом исследования является
реформа системы ЖКХ и ее социально-экономические
последствия.
Цель исследования - изложить
взвешенную оценку нынешнего состояния
системы ЖКХ, рассмотреть социально-экономические
проблемы проводимой реформы.
Для достижения поставленной
цели необходимо рассмотреть следующие
задачи:
- рассмотреть историю
развития ЖКХ;
- изучить сущность системы
ЖКХ;
- выявить основные социально-экономические
проблемы системы ЖКХ;
- рассмотреть реформу
системы ЖКХ и ее социально-экономические
последствия;
- обосновать необходимость
модернизации системы ЖКХ.
1. История развития
жилищно-коммунального хозяйства в России.
Во все времена, как и сегодня,
требовались жилье, снабжение населения
городов водой и топливом, очистка и освещение
улиц, организация транспортного, бытового,
коммунального, ритуального и других видов
обслуживания.
Городское хозяйство, или городское
устройство, как сфера особой деятельности
на протяжении истории России именовалось
по-разному: "благочиние", "благосостояние",
"благоустройство", "городское
дело", "коммунальное хозяйство",
"коммунальное дело", "градостроительство"
и "жилищно-коммунальное хозяйство".
Это разные названия одной и той же деятельности,
но в разных исторических условиях, определяемых
господствующей формой собственности.
Механизм управления жилищно-коммунальным
хозяйством страны постоянно менялся,
качаясь как маятник между жестко централизованным
и децентрализованным.
В наказе царя Алексея Михайловича
от апреля 1649 г. "О градском благочинии",
в частности, посадским людям предписывалось
"...для чинения порядку и сбережения
от огня... объезжать улицы и переулки в
день и в ночь без перестани... Сверх того
надобно на дворе дворник, который ведал
кого впустить или кто куда пойдет и всякое
бы дворовое дело я починки и прочия дела
ведал... и следил за установлением работы
печного отопления в избах и банях".
Это и есть первые упоминания о государственном
контроле за состоянием безопасности
жилых строений.
Когда государство осознает,
что общество может и обязано иметь нужды
и интересы, удовлетворить которые может
оно само же, то приходит признание, что
рост богатства населения выгоден власти
и потому ему следует содействовать. И
введение местного самоуправления объясняется
в значительной степени этим признанием.
Каждый город неповторим. "Что
не город, то норов", - гласит русская
пословица. Это понимал М.М. Сперанский
- советник царя Александра I, генерал-губернатор
Сибири: "По разнообразию в каждом городе
повинностей и доходов не удобно дожидаться
общего для всех городов положения, а надлежит
каждому городу устраивать эту часть особенно".
На протяжении истории Российского
государства городское хозяйство не просто
развивалось от простого к сложному, а
следовало развитию самого государства.
В системе "жилищно-коммунального
хозяйства" действует централизованное
управление и местные органы предписаны
исключительно к исполнению. С другой
стороны, "жилищно-коммунальное хозяйство"
шире "коммунального", поскольку
"коммунальное хозяйство" ограничено
исключительно совместными интересами
проживающего населения и не допускает
вмешательства в частную жизнь и личную
деятельность граждан, хозяйство же "жилищно-коммунальное"
декларирует вменение обязанностей, заботы
о каждом жителе персонально. [7.]
1.1 "Собирание коммун",
или "бесплатный сыр в мышеловке"
До революции в Российской империи
насчитывалось 866 городов, и весь жилищный
фонд царской России составлял 150 млн кв.
м. Множество людей жили в ночлежных домах,
подвалах, погребах, сараях и землянках.
В 1912 г. в Москве проживало около
1 миллиона человек, в том же году была
проведена перепись и учтено 24,5 тысячи
коечно-коморочных квартир, в которых
проживало 313 тысяч человек. В то время
60 % городского жилищного фонда не имело
электричества, 75 % - водопровода, 85 % - канализации.
Доля жилищного фонда с центральным отоплением
составляла около 1 %.
В 1919 г. VII Всероссийским съездом
Советов был принят официальный курс на
децентрализацию управления городским
хозяйством по вертикали и по горизонтали.
Процесс "собирания коммун" касался
исключительно хозяйственников. В качестве
административной единицы было предложено
считать территориальные общности населения,
присвоив им независимо от размера единое
название "коммуна". Их хозяйственная
деятельность была обозначена как "коммунальное
хозяйство", а отделы местных Советов,
руководившие ими, были названы коммунотделами.
Все эти термины быстро вошли в жизнь.
С 1918 г. новая власть начала конфисковывать
у домовладельцев доходное жилье, приносившее
более 750 руб. прибыли в год. Величина квартирной
платы устанавливалась по "классовому
признаку": рабочие за квадратный аршин
площади платили 10-40 коп., люди свободных
профессий - 1-2 руб., нетрудовые элементы
- 3-10 руб.
В 1919 г. от квартплаты были освобождены
семьи красноармейцев, а в 1920 г. В.И. Ленин
подписал декрет "Об отмене квартплаты".
По данным коммунальных журналов тех лет,
в Москве за период отмены квартплаты
обветшало 11,5 тысячи жилых зданий, и пришло
в полную негодность 6,8 тысячи домов с
более чем 40 тысячами квартир. Полная бесплатность
жилья и всех коммунальных услуг сделала
свое дело.
Попытка восстановить оплату
уже в 1921 г. выявило устойчивое нежелание
основной массы населения оплачивать
текущий ремонт, эксплуатацию и коммунальные
услуги. Тогда было принято решение, назначив
плату чисто символическую, увеличивать
ее с каждым годом на 50 %, постепенно "приучая"
жителей к необходимости этих расходов.
Последнее повышение было в 1926 г., а далее
(с 1927 г. - года великого перелома) величина
квартплаты приобрела ярко выраженный
политический оттенок. На протяжении почти
всей советской истории взималась только
ее часть и производились государственные
дотации в жилищную сферу.
К началу приватизации жилья
в 1992 г. оплата составляла лишь малую долю
реальных эксплуатационных затрат, не
говоря уже о затратах на текущий ремонт
и амортизацию. Например, доля платежей
населения Москвы в 1996 г. составляла 22,3
% от затратило России - 25 %), по итогам 2000
г. по Москве - 44 % (по России - почти 60 %).
[7]
1.2 Система управления
жилищным фондом
В 1931 г. был создан аппарат для
централизованного управления коммунальным
хозяйством РСФСР - Народный комиссариат
коммунального хозяйства РСФСР, главным
приоритетом которого стали строительные
функции, в то же время происходила ликвидация
коммунальных отделов на местах с закрытием
подразделений, созданных некогда для
"собирания коммун". Коммуны городов
также были ликвидированы. В результате
территории, жилые здания и деятельность
населения оказались отделены друг от
друга.
В мае 1939 г. строительные функции
были частично выделены из Наркомата коммунального
хозяйства РСФСР и было образовано самостоятельное
строительное ведомство СССР.
Коммунальное хозяйство продолжало
развиваться, превращаясь в одну из самых
крупных отраслей непроизводственной
сферы народного хозяйства. На его долю
по состоянию на 1 января 1931 г. приходилось
30 % основных фондов страны, оценивавшихся
в 7В млрд. руб.
В 1946 г. Наркомат коммунального
хозяйства был преобразован в Министерство
коммунального хозяйства, а с 1971 г. – в
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 г.
Структура управления ЖКХ РСФСР
строилась на принципах двойного подчинения:
министерству и местным органам власти.
На практике министерство распределяло
материально-технические и финансовые
ресурсы, а также согласовывало назначения
первых руководителей отраслевых предприятий
и объединений. За несколько десятилетий
эта система была достаточно хорошо отлажена
технологически как по своим методам,
так и формам реализации.
Предприятия, организации и
объединения ЖКХ были практически полностью
лишены самостоятельности. Финансирование
их осуществлялось в основном из общественных
фондов потребления в виде дотаций, покрывающих
их убытки. Убыточность в свою очередь
определялась политикой замораживания
уровня квартплаты и коммунальных тарифов
для обеспечения доступности коммунальных
тарифов и услуг. Понятно, что дотационность
предприятий, организаций и объединений
не стимулировала специалистов и руководителей
к поискам путей снижения затрат, повышения
качества обслуживания, внедрения ресурсосберегающих
технологий и техники.
Уровень финансирования и ресурсного
обеспечения систем коммунального обслуживания
также был явно недостаточным для развития
инженерных объектов, сетей и сооружений.
Объем инвестиций в коммунальное хозяйство
сохранялся в течение десятилетий на уровне
22-24 % от затрат на жилищное строительство
(при нормативе 33-35 %).
В 70-е годы было введено более
660 млн кв. м жилья. В 1980 г. жилищный фонд
страны составлял 1,3 млрд кв. м и был обеспечен
водопроводом на 91 %, канализацией - на
90 %, центральным отоплением - на 87 %, ванными
и душами - на 83 %, газификация достигла
80 %.
Следует отметить, что, несмотря
на увеличение с каждым годом основных
фондов жилищно-коммунального хозяйства,
уровень их эксплуатации не соответствовал
нормативным требованиям из-за недостаточности
финансирования.
В 50-70-е гг. Минжилкомхоз РСФСР
неоднократно обращался в Правительство
с предложениями о необходимости повышения
оплаты жилья как одного из источников
покрытия затрат предприятий, производящих
жилищно-коммунальные услуги, однако низкая
квартплата, являясь одним из основных
завоеваний социализма, так и не менялась
с 1926 г. Множественные попытки реформирования
отрасли сводились, как правило, к совершенствованию
структуры управления, внедрению АСУ,
привлечению градообразующих предприятий
к проблемам эксплуатации и содержания
жилья, изысканию средств на эксплуатацию
путем перераспределения средств общественного
фонда потребления.
После ликвидации Минжилкомхоза
РСФСР в 1990 г. был образован Комитет по
жилищно-коммунальному хозяйству при
Совмине РСФСР, а в 1991 г. - Госкомитет ЖКХ,
преобразованный в 1992 г. в Комитет ЖКХ
в структуре Минстроя РСФСР. В 1993 г. был
вновь образован Комитет по муниципальному
хозяйству Российской Федерации (Роскоммунхоз),
а в 1994 г. на базе Госстроя России и Роскоммунхоза
образуется Министерство архитектуры,
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства.
Основные фонды коммунального
хозяйства страны оцениваются сегодня
в 0,7 трлн руб. (4,7 % от стоимости основных
фондов России). В то же время жилищный
фонд площадью 2,7 млрд кв. м жилья оценивается
в 4,1 трлн руб. (это 27,5 % от стоимости основных
фондов страны). Таким образом, при ответственности
жилищно-коммунальной отрасли за сохранность
и использование более чем 30 % основных
фондов России на сумму 4,8 трлн руб. масштабного
капитального ремонта и обновления не
ведется и вестись не может из-за сложившейся
системы финансирования и сдерживания
перехода на полную оплату ЖКУ всеми группами
потребителей.