Роль конкуренции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:55, реферат

Краткое описание

На современном этапе ни у кого не вызывает сомнения тот факт что здоровая конкурентная среда является важнейшей составной частью здоровой экономики и основой ее динамичного роста. Поддержка и развитие здоровой конкуренции одна из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы все субъекты экономической деятельности и в конечном итоге все общество. Тем не менее, для России само понятие конкуренция продолжительный период истории зачастую ассоциировалось с негативными явлениями, присущими капиталистическому способу производства и связанное с ущемлением интересов трудовых масс и только последние двадцать лет, и в науке и в рамках реализации государственной политики, о конкуренции стали говорить как о механизме, обуславливающем социально –экономическое развитие общества, а соответственно и требующего активного стимулирования как со стороны государства, так и со стороны формирующихся рыночных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ 5
2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 7
3. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 10
4. СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 12
5. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОМ ПРОЦЕССЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

роль конкуренции в рыночной экономике.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном  этапе ни у кого не вызывает сомнения тот факт что здоровая конкурентная среда является важнейшей составной  частью здоровой экономики и основой  ее динамичного роста. Поддержка и развитие здоровой конкуренции одна из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы все субъекты экономической деятельности и в конечном итоге все общество. Тем не менее, для России само понятие конкуренция продолжительный период истории зачастую ассоциировалось с негативными явлениями, присущими капиталистическому способу производства и связанное с ущемлением интересов трудовых масс и только последние двадцать лет, и в науке и в рамках реализации государственной политики, о конкуренции стали говорить как о механизме, обуславливающем социально –экономическое развитие общества, а соответственно и требующего активного стимулирования как со стороны государства, так и со стороны формирующихся рыночных структур.

Конкуренция (лат. concurro — сталкиваюсь) — это соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и  услуг. Для рыночного хозяйства  с самого начала характерна следующая  объективная причинно-следственная связь. Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий свободного развития рынка: а) основные параметры состояния рынка; б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определенного вида; в) зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения (при невозможности для каждого рыночного агента диктовать другим свою цену). Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание. Стало быть, конкуренция — экономический закон рынка.

Целью моего  реферата является изучение и определение места конкуренции в рыночной экономике.

Исходя из цели перед нами были поставлены следующие  задачи:

- определить  сущность и условия возникновения  конкуренции

- рассмотреть  особенности индивидуальной конкуренции

- изучить сущность  национальной конкуренции

- рассмотреть  конкуренция в рыночном процессе

- определить  виды конкуренции;

- подвести итоги  реферата.

Реферат состоит  из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. сущность и условия возникновения конкуренции

 

 Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.  Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

 Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

 Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

 Конкуренция  представляет собой соперничество  субъектов хозяйственной деятельности  для достижения наиболее высоких  результатов в своих интересах.  Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.

 При наличии  конкуренции на рынке производители  постоянно стремятся снизить  свои производственные затраты,  чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

 Основные  условия возникновения конкуренции: 

1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

2.  полная  зависимость товаропроизводителя  от конъюнктуры рынка; 

3. противостояние  всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

 Конкуренция  – важнейший элемент рынка,  играющий роль в повышении  качества продукции, работ и  услуг, снижении производственных  затрат, в освоении технических  новинок и открытий.

2. Виды конкуренции

 

Конкуренция (лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.

Чтобы лучше  понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Наглядное представление об этом получим в табл. 1, которая характеризует положение продавцов благ.

 

Таблица 1 Конкуренция и монополия

 

Параметры состояния  рынка

Конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа  и выхода из рынка

Нет

Есть (нет вхождения)

Участие товаровладельцев в контроле над ценами

Нет

Полный контроль


 

Из материалов табл. 1 нетрудно сделать следующее  заключение. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?

Конкуренцию можно  классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

По масштабам  развития конкуренция может быть:

  1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
  3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  4. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  5. национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  6. глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру  развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.

Свободная конкуренция  означает, во-первых, что на рынке  имеется множество независимых  товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит" свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду  классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества — регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности Индивидуальной конкуренции

 

Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие соперников к победе или поражению.

Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать  уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (лат. notmatio — упорядочение) рационального, разумно обоснованного  хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.

Второе правило. Чтобы, как говорится, «обхитрить»  равновесную цену, товаропроизводитель  старается затратить на единицу  продукции меньше ресурсов и создавать  товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.

Третье правило. При обострении борьбы соперники  прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг — продажа  продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.

Информация о работе Роль конкуренции в рыночной экономике