Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:17, реферат
Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов). По объему экспорта продукции машиностроения и ее экспортной доле Россия сильно уступает не только промышленно развитым странам, но и многим развивающимся, причем не только новым индустриальным.
Введение
Машиностроение
как отрасль существует более
двухсот лет. По числу занятых
и по стоимости выпускаемой
Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов). По объему экспорта продукции машиностроения и ее экспортной доле Россия сильно уступает не только промышленно развитым странам, но и многим развивающимся, причем не только новым индустриальным.
Роль машиностроения в развитии экономики России
Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит 7,5 тыс. предприятий. Из них 92% акционированы, основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях. Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др. [2]
Доля машиностроения в промышленном производстве одна из самых больших - 19,5%, однако это в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где она составляет 35-50%.
Доля машиностроения в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП) составляет 18%, что в два раза ниже, чем в странах Европейского Союза (ЕС). При этом наблюдается слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000 годы, что было связано со слабым рублем в результате кризиса 1998 года. После того, как позиции рубля укрепились, темпы роста в машиностроении стали в два раза ниже, чем в других секторах экономики.
Наиболее перспективной областью машиностроения в Минпромнауки считают автомобилестроение, концепция развития которого одобрена правительством в июле 2002 года.
Следующим по потенциальным возможностям рынком считается энергетическое и транспортное машиностроение, а также машиностроение для газовой и нефтяной промышленности.
В наиболее критическом состоянии сегодня находится станкостроение.
Объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении также демонстрируют устойчивую тенденцию снижения объемов производства.
Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне, грубым несоответствием между целями проводимых реформ и ее ресурсными возможностями. Отрасль не была объективно подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всего военно-технической) продукции в страны третьего мира, а всеобщая либерализация импорта вызвала резкое снижение финансовых поступлений в отрасль, ослабление ее научно-технической базы, сокращение возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров и их воспроизводства.
В результате непродуманной
экономической политики, приведшей
к катастрофическому
Произошло резкое
сокращение использования производственных
мощностей, обострилась проблема технологической
структуры производства, в основе
которой лежит замещение
Нарастает процесс неуклонного старения и ухудшения качественного состава, инженерных и производственных кадров (средний возраст инженеров на предприятиях Урала составляет 50-60 лет), что в значительной мере предопределяется низким уровнем заработной платы и отсутствием необходимого комплекса социальных мероприятий, и вместе с тем потерей престижности машиностроительных отраслей для молодежи. В результате резко снижается квалификация, теряется преемственность поколений.
Роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, про-блема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.
Разработанная в
середине 90-х годов прошлого века
программа «Национальная
Стратегия структурного реформирования машиностроительной отрасли связана с решением многочисленных актуальных вопросов органи-зационного и правового характера. Среди них важную роль призвано сыграть создание интегрированных структур, предусматривающих, в частности, оптимальный баланс, устойчивое развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов и направление государственных инвестиций на объекты реформируемой структуры. Это позволит проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств в сочетании с развитием фундаментальных научных исследований как основы создания инновационных технологий и новейших принципов. [4]
2.
Экспортные возможности российского
машиностроения
2.1 Энергетическое машиностроение
Выпускаемое российскими предприятиями основное оборудование тепловых, гидро- и атомных электростанций по конструктивным и техническим показателям вполне конкурентоспособно на мировом рынке. При резком сокращении в 90-х годах минувшего века внутренних заказов, экспорт для многих предприятий энергетического машиностроения стал возможностью сохранить свой потенциал и кадровый состав.
Несмотря на сильный
спад в отрасли на протяжении целого
десятилетия, российское энергетическое
оборудование по-прежнему пользуется
хорошей репутацией и спросом
на мировом рынке, а отечественные
производители обладают передовыми
и перспективными разработками. Одним
из факторов, благоприятно сказывающихся
на перспективе развития экспорта,
выступает ценовая
Экспортный потенциал отечественного энергетического машиностроения очень велик. «Силовые машины», ведущий российский производитель энергетического оборудования (в лице своего подразделения ЗАО «Энергомашэкспорт - Силовые машины») имеет большой опыт поставок для сооружения зарубежных тепловых и гидроэлектростанций. И, что весьма важно, по российским проектам. Отечественное энергооборудование установлено на многих электростанциях Восточной Европы, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, в африканских и латиноамериканских государствах, странах СНГ, Китае.
В продвижении за рубеж результатов российской атомной энергетики решающая роль отводится ЗАО «Атомстройэкспорт». Предприятие располагает опытом изготовления АЭС «под ключ», накопленным при выполнении контрактов на сооружение всех АЭС, спроектированных российскими организациями по заказам многих стран СЭВ и Финляндии. В настоящее время «Атомстройэкспорт» выполняет контракты в Иране, Китае и Индии, привлекая проектные и научно-исследовательские институты, обеспечивая загрузку многих заводов энергомашиностроения заказами на создание наукоемкой продукции.
Россия - один из мировых
лидеров создания оборудования для
АЭС на тепловых и быстрых нейтронах,
в основных областях физики высоких
энергий и термоядерного
Несмотря на острую
конкуренцию передовых
Обладая большим экспортным потенциалом, российское энергетическое машиностроение нуждается в значительных инвестициях - для сохранения и развития своих производственных и экспортных возможностей, обеспечения на должном уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Отрасли необходима активная поддержка государства, особенно в области научных разработок и в продвижении продукции на внешние рынки.
Россия входит в
число крупных поставщиков
В большинстве случаев
экспорт энергетического
Важнейшими рынками
сбыта энергетического
2.2 Автомобильная промышленность
Развитие отечественной автомобильной промышленности сегодня нельзя признать удовлетворительным. Однако в последующие два десятилетия ожидается рост выпуска автобусов, легковых и грузовых автомобилей. Увеличение выпуска последних произойдет за счет роста производства малотоннажных грузовиков, фургонов и пикапов.
В июле 2002 года принята концепция развития автопрома до 2010 года, главной целью которой названа интеграция в мировое автомобилестроение и выпуск техники, соответствующей мировым требованиям экологии и безопасности. Концепция предусматривает создание новых мощностей по производству автомобилей, в т.ч. с участием иностранного капитала, развитие конкуренции и поэтапную интеграцию в мировой авторынок.
В 2004 г. в России произведено свыше 1,1 млн. легковых автомобилей (в т. ч. 130 тыс. иномарок на сборочных заводах), 200 тыс. грузовых автомобилей, 76 тыс. автобусов и микроавтобусов. Доля собранных иномарок в российском производстве легковых автомобилей составила 11,6% против 6,4% годом ранее. Согласно долгосрочным прогнозам, к 2010 г. сборка в России автомобилей зарубежных иномарок увеличится до 0,4-0,5 млн. штук в год, а при благоприятных условиях может достичь 1 млн. единиц в год.
Создание в России благоприятных для организации иностранными компаниями собственных производств крайне важно для увеличения выпуска автомобилей. Общий объем прямых иностранных инвестиций в автомобильную отрасль России за 1999-2003 гг. не превысил 2 млрд. долл., а в КНР за то же время - 20 млрд. долл. В российские заводы, по оптимистическим оценкам, в ближайшем году инвестируют 1 млрд. долл., а в китайские - 9 млрд. долл.
В России действует
6 сборочных производств
Информация о работе Роль машиностроения в развитии экономики России