Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:53, курсовая работа
фискальной политики Республики Беларусь.
Для достижения представленных целей были поставлены следующие задачи:
- изучить цели и инструменты фискальной политики;
- изучить виды фискальной политики;
- изучить налоговый мультипликатор и эффективность фискальной политики;
Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Понятие, цели и виды фискальной политики……………………..
1.1 Цели и инструменты фискальной политики………………………….
1.2 Виды фискальной политики……………………………………………
1.3 Налоговый мультипликатор и эффективность фискальной
политики………………………………………………………………….
Глава 2 Реформирование налогообложения и особенности фискальной политики………………………………………………………………………
2.1 Направление реформирования налогообложения в Республике Беларусь……………………………………………………………………..
2.2 Особенности фискальной политики Республики Беларусь………….
2.3 Оценка направления фискальной политики при реформировании
налогообложения в Республике Беларусь……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
оглавление
Введение………………………………………………………… |
4 |
Глава 1 Понятие, цели и виды фискальной политики…………………….. |
6 |
1.1 Цели и инструменты фискальной политики…………………………. |
6 |
1.2 Виды фискальной политики……………… |
8 |
1.3 Налоговый мультипликатор и эффективность фискальной политики………………………………………………………… |
9 |
Глава 2 Реформирование налогообложения
и особенности фискальной политики………………………………………………………… |
14 |
2.1 Направление реформирования
налогообложения в Республике
Беларусь………………………………………………………… |
14 |
2.2 Особенности фискальной политики Республики Беларусь…………. |
16 |
2.3 Оценка направления фискальной политики при реформировании налогообложения в Республике Беларусь…………………………….. |
18 |
Заключение…………………………………………………… Список использованных источников………………………………………. |
22 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Фискальной политикой принято называть область экономики, связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных закупок, налогообложения и трансфертных платежей.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Фискальная политика является
ключевым элементом государственного
финансового регулирования. Фискальную
политику государства иногда называют
бюджетно-налоговой. В общем можно
согласиться с таким
Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – налогообложение и фискальная политика.
Целью курсовой работы – анализ реформирования налогообложения и фискальной политики Республики Беларусь.
Для достижения представленных целей были поставлены следующие задачи:
- изучить цели и инструменты фискальной политики;
- изучить виды фискальной политики;
- изучить налоговый
- исследовать направление реформирования налогообложения в Республике Беларусь;
- исследовать особенности
фискальной политики
- оценить и проанализировать достижение целей фискальной политики при реформировании налогообложения в Республике Беларусь;
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.
В процессе написания работы были использованы следующие методы: сравнения, анализа, синтеза, группировки, рассуждения, наглядного изображения результатов анализа (табличный и графический метод).
При написании работы использовались учебная литература, статистические сборники РБ, статьи, в которых изложены вопросы по данной теме исследования.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Впервые термин «фискальная политика» применил Дж. М. Кейнс. Доводы, на которые опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко описана следующим образом.
В экономической системе, которая имеет высокую степень неопределенности, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и инвестирования, жесткость цен, а достижение автоматического равновесия является затруднительным. В таких условиях координация данного процесса может быть возложена на центральную власть (государство).
Фискальная политика представляет собой совокупность мер, предпринимаемые правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, с целью управления деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и прекращения роста уровня цен [3, с. 90].
Фискальная политика – политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста [15].
Фискальная политика может
влиять на стабильность национальной
экономики как благотворно, так
и негативно. Если правительство
принимает инструменты
На рисунке 1.1 изображены последствия применения фискальной политики.
Тренд А показывает колебания экономической активности в рамках цикла. Тренд В показывает довольно большие изменения совокупного дохода, уровня занятости, а также и цен за рассматриваемый отрезок времени. Тренд С показывает следствие воздействия инструментов фискальной политики, что в экономике не будет столь значительных колебаний данных величин, которое свидетельствует о стабилизации. При помощи фискальной политики добиться совпадения трендов В и С сложно, но это наиболее приемлемый вариант исправления ситуации для экономики.
Рисунок 1.1 – Стабилизационная роль фискальной политики
Примечание – Источник: [3, с. 90].
Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственный долг.
При помощи налогов можно влиять на совокупный спрос, а при помощи государственных расходах можно влиять на состояние потребительского инвестиционного спроса.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
Инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.
Согласно классической концепции, инструменты фискальной политики приводят к перераспределению средств от частного сектора к государственному и не влияют на значения занятости в экономике. Прирост совокупного спроса, вызванный приростом автономного спроса на рынке благ, в значительной степени уменьшается взаимодействием с денежным рынком. Рост государственных закупок приведет к росту процентной ставки, что вызовет снижение запланированных предпринимателями инвестиций в размере, равном первоначальному приросту государственных закупок.
1.2 Виды фискальной политики
В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно разделить на стимулирующую и сдерживающую (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - а)Стимулирующая; б)Сдерживающая фискальная политика.
Примечание – Источник: [15].
Стимулирующая фискальная политика возникает, когда экономическая система находится в состоянии спада, прибегнув к этой политике правительство, поощряет расходы, повышает реальный объем выпуска (ВВП). Используя модель «совокупный спрос – совокупное предложение», можно наблюдать смещение кривой совокупного спроса вправо (рис.1.2.а). Совокупный спрос может переместиться из состояния AD1 в AD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер. Обычно стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета.
Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией спроса. В таком случае требуется устранить чрезмерный спрос на товары и услуги, который толкает уровень цен вверх. На рисунке 1.2.б видно смещение совокупного спроса из состояния в вследствие применения определенных мер: сокращение госрасходов, повышение налогов или их сочетание. Сдерживающая политика приводит к бюджетному излишку или профициту [3, с.91-92].
Кроме того, фискальную политику различают как дискреционную и автоматическую (недискреционную). Экономическая наука различает два эти типа в зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов.
Дискреционная фискальная политика – главной целью которой является изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства. Которые направлены на изменение уровня занятости, темпов инфляции и состояние платежного баланса.
Основными инструментами дискреционной политики выступают:
• изменения ставок налогообложения;
• проекты общественных работ;
• трудоустройство населения.
Это активная фискальная политика государства.
Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:
1. Стимулирующая,
2. Контрактивная [4, с.159-160].
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменения в условиях государственных расходов и налогов. Автоматическая фискальная политика предполагает увеличение или уменьшение частных налоговых поступлений в государственный бюджет.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики – амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность – это механизм действия автоматических стабилизаторов [15].
1.3 Налоговый мультипликатор и эффективность фискальной политики
Мультипликатор фискальной политики показывает, на сколько рост правительственных расходов изменяет уровень дохода, если предложение реальных денег остается постоянным.
Налоговый мультипликатор – это отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов [4, с.164].
Рассмотрим налоговый мультипликатор, при котором налоговые отчисления снижаются на ∆Т, то располагаемый доход =Y-T возрастает на величину ∆T (рис.1.3). Потребительские расходы увеличиваются на величину ∆Т∙mpc, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства до на величину ∆Y=-∆T , где = – мультипликатор налогов.
Рисунок 1.3 – Налоговый мультипликатор.
Примечание - Источник: [1, с.119].
Если предположить что все налоговое отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, на налоговую функцию принимает вид – T=t∙Y, где t – предельная налоговая ставка [1, с.118-119].
Модель налогового мультипликатора принимает вид:
= (1.1)
Знак минус обозначается тем, что увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот.
Мультипликативный эффект от
снижения налогов слабее, чем от
увеличения государственных расходов,
что алгебраически выражается в
превышении мультипликатора расходов
над налоговым
Также рассмотри эффективность фискальной политики, которая по мнению многих ученых, заключается прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада; Сдерживающая – для предупреждения инфляции.
Реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги. Особенно значителен внутренний лаг, который включает: период времени от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция. Помимо внутреннего есть и внешний лаг: период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации в реальном секторе экономики. Временные лаги лишают фискальную политику гибкости.
Информация о работе Роль налоговых реформ в реализации целей фискальной политики